Правовые режимы доступа к информации и электронный документооборот на предприятиях нефтегазового комплекса Курсовая теория Юриспруденция

Курсовая теория на тему Обеспечение информационной безопасности на предприятиях ТЭК

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5

1.1 Сущность информации, ее классификация 5

1.2 Основные проблемы обеспечения и угрозы информационной безопасности предприятия 13

ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 20

2.1 Анализ рисков и принципы информационной безопасности предприятия 20

2.2 Разработка комплекса мер по обеспечению информационной безопасности предприятия 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

  

Введение:

 

В современном обществе любая предпринимательская деятельность связана с информацией, так как на производстве имеется ряд важных данных, например – сведения о том, из чего сделан продукт, кто работает на предприятии, особенности производства.

Актуальность данного исследования заключается в том, что для успешной работы предприятия и получения выгоды необходимо хранить информацию в тайне, так как в случае утечки информации о предприятии (чертежи, затраты, структура производства и т.д.) будет нанесен как материальный (снижение прибыли в связи с ростом конкуренции), так и моральный (ущерб репутации) вред. Для защиты информации необходимо проводить ряд мероприятий.

Научная и теоретическая значимость курсовой работы – определение оптимальных способов защиты коммерческой тайны с целью предотвращения потери прибыли.

Целью данной курсовой работы является изучение понятия коммерческой тайны, определение ее роли и способов защиты.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 проанализировать сущность информации и ее классификацию;

 изучить основные проблемы обеспечения информационной безопасности;

 изучить риски и принципы информационной безопасности;

 разработать комплекс мер по обеспечению информационной безопасности.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере защиты коммерческой тайны.

Предметом курсовой работы является нормативная база РФ и основные способы предотвращения получения несанкционированного доступа.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение литературы по данной теме, изучение исследований историков по данному вопросу.

В настоящее время существует множество разнообразной литературы, и, прочитав ее, можно заметить множество точек зрения и мнений по той или иной проблеме.

В ходе работы по данной теме были проанализированы Гражданский кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства РСФСР, а также научная литература таких авторов, как А.И. Лукашов и И.Г. Чумарин.

Структура работы основана на целях и задачах научных исследований.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на части, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Любая ценная информация, дающая бизнесу преимущество перед конкурентами, способствующая увеличению доходов или сокращению расходов, помогающая сохранить рыночные позиции или дающая другие коммерческие выгоды, может быть квалифицирована как коммерческая тайна.

Введение режима коммерческой тайны в компании может помочь избежать финансовых рисков, в частности недобросовестной конкуренции.

Государство регулирует процесс защиты коммерческой тайны с помощью нормативно-правовых актов.

Для обеспечения сохранности коммерческой тайны необходимо проводить ряд мероприятий на предприятии, которые должны охватывать все виды деятельности и препятствовать распространению сотрудниками сведений предприятия, а также предотвращать проникновение лиц, не имеющих доступа к сведениям.

За распространение сведений, составляющих коммерческую тайну предусмотрено несколько видов ответственности: дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная и материальная.

Под атакой на информационную систему, понимают действия (процессы) или последовательность связанных между собой действий нарушителя, которые приводят к реализации угроз информационным ресурсам. Однако современное обществе еще не готово к борьбе с быстроразвивающимися информационными угрозами. Нами были проанализированы способы и механизмы совершения компьютерных преступлений.

Под коммерческой тайной понимаются несекретные сведения, распространение которых наносит вред предприятию. Коммерческая тайна имеет ряд признаков, определяющих порядок отнесения сведений к коммерческой тайне. Данный вид информации ограниченного распространения играет важную роль для предприятия, влияет на его производительность, репутацию, количество прибыли.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Сущность информации, ее классификация

Коммерческая тайна может быть определена как любая информация, которая обеспечивает предприятию конкурентные преимущества. Данная отрасль охватывает как коммерческие, так и производственные условия деятельности предприятия и включают в себя, например, методы продаж, методы распространения, профили потребителей, рекламные стратегии, списки клиентов и производственные процессы. [4]

Это может быть, как информация, документированная в той или иной форме, так и недокументированные знания отдельных лиц о конкретных обстоятельствах. Существенное значение для защиты коммерческой тайны имеет то, что информация активно хранится в тайне.

Введение режима коммерческой тайны помогает минимизировать риски, описанные выше, поскольку такой режим устанавливает определенные правила для сотрудников и перечисляет конфиденциальную информацию, с которой следует обращаться осторожно. Работникам прямо запрещено совершать определенные действия, и компания имеет право применять методы ограничения доступа к важной информации во избежание ее распространения, а также методы выявления утечки информации.

Если в обществе отсутствует режим коммерческой тайны, то оно не сможет требовать от своих работников сохранения конфиденциальной информации, а в случае раскрытия такой конфиденциальной информации общество не сможет добиваться возмещения убытков (статья 6.1 Федерального закона «О коммерческой тайне»). [4]

При отсутствии режима коммерческой тайны каждый, кто получил конфиденциальную информацию, может действовать по принципу, что «все, что не запрещено, разрешено», и, таким образом, свободно передавать, продавать и использовать такую информацию в своих интересах

Существует две группы свойств, присущих объекту: общие и специальные.

Общие черты коммерческой тайны:

 нематериальный характер информации;

 доступность информации;

 отделение информации от лица, которое ее создало или несло.

Специальные:

 коммерческая ценность информации;

 отсутствие информации, предоставляемой третьим лицам;

 принятие мер по защите конфиденциальности торговой информации;

 виды информации, составляющей коммерческую тайну;

 концептуальность. [2]

Следует также упомянуть об информации, которая не может быть классифицирована как коммерческая тайна. В частности, такая информация является секретной:

 сведения, содержащиеся в учредительных документах;

 сведения, содержащиеся в документах о праве на ведение бизнеса;

 сведения, содержащиеся в годовых отчетах, бухгалтерских балансах, формах государственных статистических наблюдений и других формах годовой отчетности;

 сведения, содержащие информацию об оплачиваемой деятельности государственных служащих, о задолженности работодателя по заработной плате и иным платежам;

 сведения, содержащиеся в годовых отчетах фондов по использованию имущества;

 сведения, связанные с соблюдением природоохранного и антимонопольного законодательства;

 сведения о деятельности благотворительных и иных некоммерческих организаций;

 информация о вакантных рабочих местах;

 сведения о хранении, использовании и перемещении материалов и технологий, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан.

Следует признать, что в случае, если владельцем коммерческой тайны является физическое лицо, не зарегистрированное в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, ему будет очень сложно обеспечить неразглашение такой информации.

Государственная регистрация исключительного права на интеллектуальную собственность, которая содержит информацию, подлежащую защите, является наиболее эффективным способом, так как предусматривает защиту коммерческой тайны с момента применения исключительного права. В случае, если законом не предусмотрена возможность регистрации таких исключительных прав, их использование невозможно.

В практике права постоянным стал следующий обычай – для подтверждения авторства и установления объекта интеллектуальной собственности, права на который не подлежат регистрации, материальный носитель, который содержит подробное описание объекта, подлежащего охране, направляется по почтовому адресу в виде ценного отправления. Позднее запечатанный и скрепленный печатью конверт может быть предъявлен в судебный орган в качестве подтверждения даты получения для повторной отправки и стать доказательством права на создание охраняемой коммерческой тайны.

Нотариальное удостоверение информации, подлежащей защите с помощью подписи владельца информации, засвидетельствованной на документе, также может быть обоснованным способом подтверждения права на защиту.

Информация – это обработанная форма данных, т.е. данные, которые были обработаны и сформированы в форму, значимую для пользователей, известны как информация. [10]

Дэвис и Олсон определили информацию как «Данные, которые были обработаны в форме, значимой для получателя и представляющей реальную или предполагаемую ценность для текущих или перспективных действий или решений». [12]

Информация может быть классифицирована следующими способами:

 Классификация по характеристикам.

 Классификация по применению

 Классификация по использованию

 Классификация по характеристикам

Ниже приведена классификация информации на основе ее характеристик:

 Внутренняя и внешняя информация

 Внутренняя информация

Внутренняя информация – это информация, полученная из внутренних источников организации. Как правило, она является исторической или статичной по своей природе. Она направлена на выявление сильных и слабых сторон фирмы.

Она включает в себя следующие составляющие:

Политика: Долгосрочная основная политика в области маркетинга ассортимента продукции, финансов и персонала.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы