Курсовая теория на тему Объединение германских государств и формирование немецкого конституционализма.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. Правовая характеристика объединения германских государств и
формирования немецкого конституционализма. 4
1.1.Объединение Германии и германский
конституционализм. 4
1.2.Разработка и принятие конституции Германии
1871 г. 9
ГЛАВА 2. Теоретические аспекты германского конституционализма. 11
2.1.Взгляды на конституционализм в истории
зарубежной философско-правовой мысли. 11
2.2. Гегелевское обоснование
конституционализма. 15
2.3.Немецкая история понятий и история
политических и правовых учений. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Введение:
Актуальность данной темы обусловлена тем, что
объединение Германии на основе
признаваемой всеми государствами Конституции (Франкфуртская конституция от 20
марта 1849 г.) или объединение под началом одного из крупнейших государств
(Австрии или Пруссии) стало к середине XIX в. довольно сложной дилеммой в Союзе
германских государств, вобравшем в себя одну империю (Австрия), пять королевств
(Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг), десятки герцогств и
княжеств, вольные города.
Большая часть германской буржуазии добивалась объединения Германии под
главенством Пруссии. Этот путь предусматривал исключение из Германии владений
монархии Габсбургов, поэтому его сторонники получили название «мало-германцев».
Второй путь объединения Германии
предусматривал объединение всех территорий Германского Союза в едином
Германском государстве во главе с Австрией.
Некоторые группы мелкой буржуазии и крестьянства, особенно на юге страны,
стремились к превращению Германии в федеративную республику наподобие
Швейцарии, со слабой центральной властью и сохранением значительной доли
независимости за мелкими государствами
Предметом данного исследования является объединение
германских государств и формирование немецкого конституционализма.
Основной целью данной работы является исследование объединение германских государств и
формирования немецкого конституционализма.
Для
выполнения поставленной цели необходимо решить последующие задачи:
—
изучить правовую характеристику объединения германских
государств и формирования немецкого конституционализма;
—
исследовать теоретические аспекты германского конституционализма.
Методологическую основу исследования образуют такие методы научного
познания, как формально-логический (анализ, синтез, обобщение), исторический,
сравнительный, методы толкования норм права.
Структура работы. Данная работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Итак, взаимодействие немецкой
истории понятий и истории политических и правовых учений происходит в
нескольких основных аспектах.
Во-первых, типы понятий, представленные
в немецком словаре, соответствуют тем категориям, которые анализируются в
рамках истории политических и правовых учений.
Получается, что расхождений между
этими двумя науками в классификации понятий нет, а существуют лишь
содержательные отличия в рассматриваемых понятиях.
Во-вторых, процессы
«демократизации», «темпорализации» и «политизации» политического и юридического
языка так или иначе исследовались в истории политических и правовых учений.
Немецкая история понятий, лишь акцентируя внимание
на данных явлениях, обозначает их как значимые категории исторического анализа.
В-третьих, принципы контекстуального
и диахронного анализа понятий в своей совокупности представляют строго научный
метод, позволяющий поместить юридическое понятие в социальный, политический,
культурный и экономический контексты, а затем адаптировать при помощи
использования современного юридического языка это понятие для конкретных
исследовательских задач.
В-четвертых, лингвистические
принципы, используемые в немецкой истории понятий, делают возможным восполнить
пробел, существующий в истории политических и правовых учений.
Связан он прежде всего с тем, что
термин и понятие принципиально правоведами не различаются в нарративных
исторических исследованиях.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Правовая характеристика объединения германских государств и формирования немецкого
конституционализма
1.1.Объединение Германии и германский конституционализм Германия по Франкфуртской
конституции представляла собой федерацию земель во главе с императором, который
должен был присягать делу охраны «империи и прав немецкого народа, а имперскую
Конституцию соблюдать точно и добросовестно». Такую присягу должен был
приносить
не только император, но и каждый
имперский чиновник. Конституция объявляла об упразднении сословий,
неприкосновенности личности, равенстве перед законом, отдельных свободах —
равенстве всех граждан перед законом, свободе слова, печати, совести,
неприкосновенности личности, бесплатном и светском начальном образовании и т.
п. Вместе с тем Конституция объявляла неприкосновенной церковную собственность,
а вопрос о важнейших феодальных повинностях предлагала решать путем соглашения
между помещиками и крестьянами.
Парламент (рейхстаг) состоял из двух
палат: Палаты государств, избираемой на шесть лет и заполняемой по принципу
неравного представительства (40 депутатов от Пруссии, 38 — от Австрии, 18 — от
Баварии, 10 — от Саксонии, 2 — от Гамбурга и по одному от большинства герцогств
и княжеств), и Палаты народа (нижней палаты), которая избиралась на три года.
Отдельные немецкие государства имели свою Конституцию, правительство, чиновную
иерархию.
Планировалось также создание
Имперского суда с возложением на него разбирательства жалоб отдельных
государств, разногласий между палатами, а также политических и частноправовых
разногласий между государствами. Судебная власть признавалась только за
государством, родовые суды упразднялись, и в ст. 176 провозглашалось, что «все
равны перед судом».
Каждый немец, как указано в статье
159, имеет право подавать письменные петиции и жалобы правительству, народным
представителям и рейхстагу. Для возбуждения уголовного дела против
государственного должностного лица за действия на службе "не требовалось
предварительного согласия властей" (статья 160) (это положение позже было
повторено в Конституции 1871 года).
Как отмечают авторы русского издания
"Всемирной истории", " при всей своей умеренности имперская
конституция имела прогрессивное значение, поскольку ставила задачу устранения
политической раздробленности страны и была шагом к превращению Германии в буржуазную
монархию. Вот почему правящие круги Пруссии и других крупных германских
государств, где у власти находились реакционные группы дворянства и бюрократии,
отказались признать эту Конституцию."
Действительно, оба монарха, которым
собрание предложило императорскую корону, отказались от нее. Король Пруссии в
апреле 1849 года заметил в этой связи, что корона была дана "милостью
Божьей" и не может быть предметом собрания. Его принятие принесло бы
"величайшее несчастье с его вкусом революции 1848 года." В конце
концов Франкфуртская конституция оказалась фикцией; тот факт, что она была
признана 29 малыми и средними государствами, не имел значения.
После того как Франкфуртская
конституция осталась "мертворожденным проектом", а делегаты
национального (учредительного) собрания были разогнаны правительством
Вюртемберга, на первый план вышел второй путь объединения-через создание"
малой " федерации немецких государств, сгруппированных вокруг Австрии или
Пруссии. Наибольший успех в этом отношении увенчался усилиями Пруссии.
Важную и, возможно, решающую роль в
объединении Германии и одновременно укреплении монархии в Пруссии сыграла
успешная внешняя политика, проводимая последней. Пруссия возглавила движение за
объединение Германии и достигла этой цели, а борьба Пруссии за гегемонию в
Германии началась задолго до династических войн. Пруссия начала его с
утверждения своего лидерства в создании единого германского экономического и
правового пространства, что позволило ей в значительной степени преодолеть
местный сепаратизм. Но основные препятствия, которые стоят на пути создания
единого
Германию Пруссия ликвидировала на
поле боя, используя свою военную мощь, и выдающуюся роль в этом сыграл канцлер
Прусского королевства — одаренный дипломат и политик принц Отто фон Бисмарк.
Пруссия, претендуя на объединяющую
роль, опиралась исключительно на военную силу и стремилась создать большую
армию. Прусский король Вильгельм I, вступивший на престол в 1861 году, и его
окружение начали интенсивно готовиться к войне, намереваясь увеличить
численность армии до 400 тысяч человек. На это мероприятие и на улучшение
вооружения войск потребовались значительные средства. Вильгельм представил свое
требование на заседание парламента.
Либеральные депутаты прусского
ландтага, добиваясь политических уступок от правительства, воспользовались
правом, предоставленным ландтагу Конституцией 1850 года, и отказались одобрить
военные займы, запрошенные правительством. Правительство ответило роспуском
палаты, но новые выборы вновь принесли победу оппозиционным депутатам. Это
вызвало острую озабоченность в суде и в правительственных кругах, которые
опасались, что оппозиция обратится за поддержкой к широкому кругу избирателей и
в стране начнутся серьезные антиправительственные протесты.
В этой ситуации назначенный
премьер-министром фон Бисмарк стал почти неограниченным хозяином Пруссии.
Следуя его примеру, король даже согласился нарушить Конституцию, чтобы прусская
армия помогла объединить Германию вокруг Пруссии.
Не обращая внимания на протесты
депутатов, Бисмарк провел военную реформу путем явки. В то же время он
сформулировал свою программу объединения Германии: "Германия смотрит не на
либерализм Пруссии, а на ее мощь… Великие вопросы того времени решаются не
речами, не резолюциями большинства — это была ошибка 1848 и 1849 годов, — а
железом и кровью."
Бисмарк начал свою агрессивную
политику очень решительно и бесцеремонно проводил ее в жизнь. Не в силах
противостоять намерениям премьер-министра, депутаты пошли на крайнюю меру и
стали принуждать короля Вильгельма I отказаться от престола. Однако последний,
выполняя волю Бисмарка, этого не сделал. Только в 1867 году, когда
Национал-либеральная партия пришла в ландтаг, депутаты поддержали настойчивые
требования правительства Бисмарка.
В 1860-х годах ярко проявилось
отношение Пруссии к объединению Германии как универсальному способу завоевания
немецких государств и подчинения их прусскому господству. Все это делалось с
одной целью — отнять у Австрии первенство Союза и воссоздать Германию как
единую империю под главенством Пруссии[1].
В результате в 1866 году Германский союз был
упразднен и образован Северогерманский союз, в который вошли все северные, ряд
западных и южных германских государств-всего 28 монархий и вольных городов с
общим населением 30 миллионов человек.
Доверие немецких либералов и
демократов к Бисмарку было восстановлено после того, как он в проекте
реорганизации Германского союза от 10 июня 1866 года призвал к созданию
общегерманского парламента, избранного на основе всеобщего избирательного права.
В развитие этого положения в 1867
году была разработана и принята Конституция Северогерманского союза, в которой
воспроизводились многие положения Франкфуртской конституции 1849 года, включая
гражданские и политические свободы.
Согласно этой Конституции, которая передавала
прусскому королю, как президенту Союза, всю полноту исполнительной власти,
командование объединенными силами и ряд других важных полномочий.
Непосредственно исполнительная
власть была сосредоточена в руках канцлера, который нес ответственность перед
королем.
Всесоюзный рейхстаг был создан на
основе всеобщего избирательного права, которое стало исключительным правом на
сбор налогов.
При составлении этой Конституции О.
Бисмарк, главный вдохновитель и исполнитель плана объединения Германии
"железом и кровью", заявил о своем желании управлять делами Союза в
одиночку, утверждая, что с введением "коллективности исчезает
ответственность".
Впоследствии в объединенной Германии был
создан лишь ряд департаментов и управлений, подчиненных непосредственно
канцлеру, что создало условия для усиления роли прусских министров.
Федеральным канцлером был
министр-президент Пруссии Бисмарк. Прусский генеральный штаб фактически стал
высшим военным органом всего Северогерманского союза[2].
Парламент-рейхстаг-должен был быть
избран на основе всеобщего (для мужчин старше 21 года) и прямого (но не
тайного) голосования, причем большинство мест (17 из 43) занимали депутаты из
Пруссии. Однако рейхстаг пользовался лишь незначительным политическим влиянием,
поскольку его решения не имели силы без одобрения Федерального совета, который
возглавлял канцлер.
Кроме того, согласно закону,
правительство Бисмарка не было подотчетно рейхстагу. [1] Всемирная история : в 24 т. Т. 16:
Европа под влиянием Франции / А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчёк [и др.].
— Минск : Харвест ; М. : АСТ, 1998—2016.С.55 [2] История государства и права
зарубежных стран : в 2 т. Т. II: Современная эпоха / под общ. ред. проф. О. А.
Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : НОРМА, 2017.С.44.