Курсовая теория на тему Нравственное воспитание детей с нарушением зрения (возраст, категория обучающихся на выбор)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава I. Теоретические основы формирования нравственных представлений у младших школьников с нарушением зрения 4
1.1 Задачи нравственного воспитания младших школьников 4
1.2. Особенности развития, обучения и воспитания личности при нарушениях зрения (вопросы тифлопедагогики) 10
1.3 Особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения 18
1.4 Методы и приемы формирования нравственного воспитания у младших школьников с нарушением зрения 23
Заключение 30
Список литературы: 32
Введение:
Проблемой формирования нравственного воспитания занимались многие педагоги с давних времен Г. Песталоцци, И. Гербарт, Л.Н.Толстой, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, И.А. Каирова, Н.С. Панич, А.С. Макаренко. Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Актуальность проблемы формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения обусловлена тенденциями развития человеческой личности. Перед начальной школой стоит важная задача: создание всесторонне развитой личности, куда входит воспитание ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение данной задачи обучения должно обеспечиваться формированием личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Проблема исследования: каковы методические особенности формирования нравственных представлений у младших школьников с нарушением зрения?
Цель исследования – выявить методические особенности формирования нравственных представлений у младших школьников с нарушением зрения.
Объект исследования — процесс формирования нравственных представлений у младших школьников с нарушением зрения.
Предмет исследования – методические особенности формирования нравственных представлений у младших школьников с нарушением зрения.
Задачи:
-рассмотреть задачи нравственного воспитания младших школьников с нарушением зрения ;
-изучить психологические особенности формирования нравственных представлений у младших школьников с нарушением зрения;
-изучить методы, приемы, средства и формы нравственных представлений у младших школьников с нарушением зрения.
Методы исследования:
— анализ психолого-педагогической и современной методической литературы.
Практическая значимость исследования: материалы работы могут использовать в своей работе студенты для подготовки к занятиям.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
В курсовой работе раскрывается содержание понятий «нравственное воспитание» и «нравственность», выделяются компоненты духовно- нравственного воспитания и их дальнейшее развитие в школьных заведениях, определяются типовые особенности понимания детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения содержания моральных поступков, а также связанных с ними различных представлений, под действием наглядного поведения окружающих.
Формирование нравственной личности является важной целью и необходимым условием развития русского государства. Именно поэтому решение этой проблемы является приоритетной задачей современного воспитания, построенного на аксиологических принципах гуманизма и демократизма, ориентированного на национальные и общечеловеческие ценности и культурные традиции.
Особое значение имеет формирование моральных качеств в системе образования детей с нарушениями зрения, поскольку эта сфера призвана обеспечить эффективность социальной интеграции особого ребенка. Особенности формирования нравственных качеств у слабовидящих младших школьников обусловлены возможными ограничениями, связанными с нарушениями зрения: трудностями в освоении различных видов детской деятельности, что приводит к уникальности формирования личности у слабовидящих детей; трудности в распознавании и выражении эмоций у слабовидящих детей, что обедняет его переживания, переживания духовных и нравственных ценностей, эмоциональной и моральной оценки; искажение коммуникационных связей и трудности обмена моральными ценностями; ограничение социальной практики ребенка, что приводит к отсутствию опыта в оценке и переоценке моральных ценностей и опыта в решении социальных проблем, основанных на моральных ценностях; зависимость слабовидящего ребенка от помощи других, что ограничивает развитие субъективности и полного свободного нравственного выбора. Дети с нарушениями зрения могут изучать моральные ценности, основные понятия норм и этики, но нарушение зрительного анализатора ограничивает наблюдение за слабовидящим ребенком за поведением людей, а также ограничивает их в имитации действий и дела. Ограниченный жизненный опыт и ограниченная мобильность слабовидящих приводит к сужению возможностей для усвоения моральных ценностей и расширения опыта их реализации. Дети с нарушениями зрения имеют некоторые знания о моральных ценностях, нормах и морали, но они часто бывают бессистемными, неполными, а иногда и ошибочными. Отдельные, а иногда и противоречивые факты должны сочетаться в сознании ученика начальной школы с нарушениями зрения. Однако при адекватной организации воспитания и обучения слабовидящих детей формирование моральных ценностей может практически не зависеть от состояния зрительного анализатора. Для учителя важно обеспечить ориентацию на безопасные анализаторы и доступные способы деятельности, а также расширение практики социального взаимодействия.
Проанализированные взгляды ученых к нравственному воспитанию младших школьников с позиции нового понимания учебно-воспитательного процесса подтверждают необходимость переосмысления процесса нравственного воспитания, поиска новых подходов к его организации в условиях коренной реконструкции современного общества.
Анализ научных источников позволил также выявить некоторые особенности нравственного воспитания младших школьников, убедиться, что этот возраст является сенситивным для нравственного воспитания, поскольку в этот период закладывается основа мировосприятия, активно формируется нравственная сфера, интериоризуются моральные ценности, осознается необходимость моральных качеств.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы формирования нравственных представлений у младших школьников с нарушением зрения
1.1 Задачи нравственного воспитания младших школьников
Воспитание — течение целеустремленного развития личности, это сознательно созданное, координирующее и регулируемое согласование воспитателей и воспитанников, окончательной своей целью ставящее развитие личности, необходимой и полезной обществу.
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлющее. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.
Нравственное воспитание — основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.
Развитие свободной, гуманной и ответственной личности непосредственно связано с системой ее морально — духовных ценностей. Ведь духовность, так или иначе предполагает выход за пределы эгоистических интересов, личной пользы и сосредоточенности на нравственно — духовной культуре человечества. Цели и намерения духовно и морально зрелой личности укоренены в системе сверх индивидуальных ценностей, благодаря чему они выполняют функцию высшего критерия ориентирования в мире и опорное для самоопределения личности [33].
Нравственно – духовное развитие личности будет успешным, если ее общая установка вступиться за другого, переживать все прочее, в частности то, что может привести к появлению высокомерия, надменности.
В настоящее время нет общепризнанного четкого, логически структурированного представления о необходимой системе рис, личностных качеств младшего школьника, которые следует проектировать, формировать и по уровню развития которых определять воспитательный эффект. В то же время очень мало теоретических и экспериментальных разработок, посвященных проблемам нравственности (И.Д. Бех, Н.Й. Боришевский, Т.С. Кириленко, С.Д. Максименко, П. Москалец, Н.В. Савчин, Т.М. Титаренко и др.). Моральное развитие младшего школьника тесно связан с уровнем его когнитивного развития. В возрасте 7-9 лет ребенок в состоянии самостоятельно усваивать, признавать, разделять моральные требования общества (Л.И. Божович, Л. Кольберг, А.В. Скрипченко и др.). Младший школьный возраст является сенситивным в отношении усвоения моральных норм и становления саморегуляции (Л.С. Сапожникова, С.Г. Якобсон и др.). У учащихся начальных классов уже имеющиеся психофизиологические предпосылки для формирования произвольного поведения на основе моральных требований, а следовательно, и способность сдерживать импульсивные поступки, проявлять самостоятельность, контролировать свои действия (И.Д. Бех, И.С. Карпенко, А.М. Кормило, А.В. Скрипченко и др.) [27,c.55].