Курсовая теория на тему Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность
понятий «нравственное сознание», «нравственное
поведение», «нравственное развитие»
1.2
Особенности нравственного развития детей
дошкольного возраста
2.1
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
2.2
Особенности нравственного воспитания и развития дошкольников
с задержкой психического развития
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Система образования в настоящее время
ориентирована на подход к каждому ребенку как к развивающейся личности,
нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Как указывается в
Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года,
основными приоритетами государственной политики в области воспитания являются:
формирование у детей и подростков высокого уровня духовно-нравственного
развития, формирование устойчивой системы морально-нравственных и смысловых
личностных установок. В связи с
этим образовательная и воспитательная работа с подрастающим поколением
ориентирована на обеспечение условий, которые открывают каждому ребенку
возможность для его дальнейшей социальной адаптации в окружающем мире, с учетом
усвоенных нравственно-этических норм и правил, а также с опорой на
сформированные нравственные компетенции, обеспечивающие применение этих правил
в повседневной жизни.
Таким образом, вышеуказанными положениями
определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Разработанность темы исследования в
научной литературе: Исследования
проблематики формирования и развития нравственного поведения представляются
одной из ведущих в научных работах многих педагогов и психологов. В
психолого-педагогических исследованиях довольно широко отражены вопросы
нравственного сознания и нравственного поведения (Л.И. Божович, Б.С. Братусь,
Л.С. Выготский). Исследованием морально-нравственных норм и нравственно-этических качеств
детей занимались Л.И. Божович, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин. Развитию и
совершенствованию нравственных понятий уделялось существенное внимание в работах Ж.
Пиаже, А.В. Запорожца, Е.В.
Субботского.
Основные методологические подходы к
осуществлению настоящего исследования включают
в себя следующие направления:
1. Основные
постулаты культурно-исторической концепции Л.С. Выготского;
2.
Идеи об активности и единстве сознания и деятельности,
сформулированные в концепции А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна;
3.
Основы системного строения человеческой психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П.
Зинченко) и развития системы умственных
действий П.Я. Гальперина;
4.
Идеи и принципы о специфических чертах психического и умственного развития и обучения детей с
задержкой психического развития (В. И. Лубовский и др.);
Сейчас просто невозможно
переоценить формирование и развитие нравственного воспитания у детей, в том
числе и детей с задержкой психического развития. Это значительный фактор
личностного формирования и целостного развития ребенка, его познавательных и
творческих способностей. При этом развитие нравственности ребенка с задержкой
психического развития в существенно большей
степени зависит от системного качества психолого-педагогических условий, в
которых он обучается, нежели подобное развитие его нормально развивающихся сверстников — это было
отмечено еще такими исследователями-практиками как М.С. Певзнер, Т.А. Власова, К.С. Лебединская.
Также это связано с тем, что коррекционное воздействие на ребенка с
проблемами в развитии предполагает
целенаправленное и систематическое развитие психологических механизмов
деятельности: потребностно-мотивационного, содержательного,
операционного и результативного
компонентов.
Цель исследования: определить
основные особенности формирования нравственного воспитания детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования – нравственное
развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования –
психолого-педагогические условия формирования нравственного
поведения дошкольников с задержкой психического развития.
Поставленная
цель обусловила формулирование и конкретизацию следующих задач исследования:
1. Определить
основные характеристики нравственного воспитания и развития.
2. Проанализировать
основные характеристики детей дошкольного возраста с ЗПР.
3.
Охарактеризовать основные особенности
нравственного развития детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость работы
заключается в том, что была изучена научная
литература по проблематике исследования, обобщены основные сведения по данной
теме, произведен обзор исследований, которые
посвящены изучению нравственного поведения детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития. Практическая значимость настоящего исследования
состоит в возможной прикладной разработке и апробации психолого-педагогических
условий формирования нравственного поведения у дошкольников с ЗПР.
Работа состоит из введения, двух
теоретических глав, заключения и списка использованной литературы, включающих 30
источников.
Заключение:
В условиях современной реальности
неуклонно повышается интерес к нравственному воспитанию, как ученых теоретиков,
так и практических работников образования. Повышение интереса к опыту
нравственного воспитания представляет собой следствие трех взаимосвязанных
причин. Во-первых, в самой системе образования наблюдается смена ведущих
концепций воспитания и благодаря плюрализму позиций вырабатываются
разнообразные подходы как в самой педагогике, так и в образовательных системах.
Причем такая эволюция происходит на основе накопленного педагогического опыта,
потому что именно воспитание дает почву для развития и укрепления многообразия,
вариативности и качественного своеобразия всех ее компонентов.
Во-вторых, смена социально-экономических
ориентаций заставляет педагогов обратиться к базовым морально-нравственным
ценностям, для того чтобы осознать новые педагогические цели и задачи
образования в условиях быстро меняющегося социума.
В-третьих, субъекты образовательных систем
— педагоги, родители, воспитанники, а также весь социум как потребитель
результатов педагогической деятельности – начинают понимать необходимость более
активного насыщения учебно-воспитательного процесса компонентами веками
накопленного опыта нравственного воспитания и культуры.
Развитие и воспитание в общем аспекте понимания и анализа представляет собой системный процесс целенаправленного формирования и совершенствования личности. Это специально организованное, управляемое регулярно контролируемое оптимальное взаимодействие и сотрудничество педагогов и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной современному социуму.
Настоящее исследование показало, что само по себе понятие нравственного развития довольно всеобъемлюще; оно пронизывает практически все аспекты жизнедеятельности человека. Именно по этой причине вполне можно заключить, что основа полноценной личности – это морально-нравственное воспитание, развитие и совершенствование.
В данной работе было показано, что
нравственное воспитание дошкольника с ЗПР представляет собой целенаправленное и
систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение дошкольников с
целью формирования у них морально-нравственных качеств, соответствующих
требованиям общечеловеческой нравственности и морали. Основополагающей базовой
категорией нравственного воспитания представляется категория нравственного
чувства как постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных
нравственных отношений и взаимодействий в современном социуме с окружающими
людьми.
В исследовании было определено, что основными
задачами нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста с ЗПР являются
следующие:
1) формирование и постоянное
совершенствование нравственного сознания;
2) воспитание и развитие нравственных и
художественных чувств;
3) практическая выработка (и по
необходимости, своевременная коррекция) умений и привычек нравственного
поведения.
Нравственное воспитание включает в себя
развитие и формирование у дошкольника сознания тесной связи с обществом,
определенной зависимости от него, практической постоянной необходимости
согласовывать собственное поведение с интересами социума и групп, в которые
включен индивид как субъект социального взаимодействия и сотрудничества;
ознакомление с художественно-нравственными идеалами, требованиями социальных структур
и систем, доказательство их правомерности и разумности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятий
«нравственное сознание»,
«нравственное
поведение», «нравственное развитие»
Вопросы нравственного развития и поведения человека
волновали общество во все времена и при любых социально-экономических условиях.
В современной реальности, когда наблюдается определенное замещение традиционных
морально-нравственных ценностей материальными ценностями и ценностями
индивидуальных достижений, очевидно расслоение социума, проблематика нравственного
воспитания приобретает особенную прикладную актуальность, что касается самым
прямым образом и поведенческой компоненты нравственной сферы личности.
Нравственное сознание,
как и сознание в общем, представляет собой довольно сложную многокомпонентную
систему. В целом, в структуре нравственного сознания возможно выделить два
основных уровня [8, с.116]:
1) обыденный;
2) теоретический.
Значимость обыденного
нравственного сознания в жизни человека подтверждает то, что на протяжении всей
истории большое количество людей ограничивалось в нравственной жизни лишь
только уровнем обыденного сознания [5, с.11]. Но будучи связанными между собой,
социальный и теоретический уровни нравственного сознания имеют также и
определенные различия, одно из которых состоит в глубине отражения
морально-нравственных явлений. На обыденном уровне субъекты оперируют зачастую
эмпирически воспринимаемыми данностями и оказываются неспособными постигнуть
глубину и суть некоторых явлений окружающей действительности.
Обыденный уровень
нравственного сознания можно детерминировать как представленный в форме
морально-нравственных норм, оценок, обычаев освоения окружающего мира, который
отражает повседневные, изо дня в день повторяющиеся отношения между людьми.