Курсовая теория на тему Новые тенденции в развитии российской системы права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Понятие и основные свойства системы права 4
2. Элементы структуры системы права 10
3. Тенденции развития системы права России 15
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Введение:
Проблемы системы права и системы законодательства исследуются автором настоящей статьи около десяти лет. Изученный за этот период научный и нормативный правовой материал, его анализ и обобщение позволяют не только сформулировать собственный взгляд на решение проблемы, но и выявить тенденции развития системы права и системы законодательства в Российской Федерации.
Наиболее очевидной тенденцией является наблюдающееся с конца XX — начала XXI в. резкое увеличение количества предложений по выделению самых разнообразных отраслей права. Для примера назовем энергетическое, банковское, информационное, образовательное право. Этим предложениям посвящено значительное количество объемных трудов, авторы которых ведут между собой непрекращающиеся споры о том, обоснованно или нет, своевременно или преждевременно выделение той или иной отрасли права, является ли та или иная группа общественных отношений предметом самостоятельной отрасли права, или же эта группа является всего лишь частью предмета регулирования другой отрасли права. При этом зачастую аргументы в пользу выделения новой отрасли права сводятся к вычленению новых аспектов общественных отношений, нуждающихся в правовом урегулировании, или к наличию нормативного правового акта, регламентирующего соответствующие вопросы. Полагаем, что актуальность правового регулирования того или иного вопроса (или группы вопросов), равно как и качество этого регулирования, не зависит от факта признания или отрицания соответствующей отрасли права. Кроме того, деление права на отрасли, как и любая другая классификация, всегда сопряжено с определенной долей условности. Поэтому столь многочисленные и горячие споры по поводу статуса отрасли права у той или иной группы общественных отношений представляются не совсем оправданными. Сказанное, безусловно, не означает, что развитие, например, медицинских, образовательных, инновационных общественных отношений не требует создания эффективных механизмов их правового упорядочивания и регламентации, что, в свою очередь, предопределяет необходимость соответствующих научных разработок, выработки новых теоретических подходов и пригодных для практики решений.
Юридическая форма устанавливает официальные пределы дозволенного. При этом частноправовые формы в отличие от публично-правовых характеризуются меньшей формальной определенностью, допускающей определенную свободу выбора вариантов поведения. Публично правовые формы характеризуются максимальной определенностью. Следовательно, источником права является форма его выражения в виде системы нормативных правовых актов. В свете этих положений актуальность данного исследования очевидна и заключается в необходимости рассмотрения новых тенденций в развитии российской системы права.
Предметом исследования являются особенности, присущие тенденциям в развитии российской системы права.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе применения норм, регулирующих развитие российской системы права
Целью написания данного исследования явилось выявление содержания тенденций в развитии российской системы права. Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:
1. Характеристика российской системы права;
2. Анализ элементов структуры системы законодательства;
3. Проблемы, возникающие в ходе развития российской системы права.
Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература. Для формирования нормативной и теоретической базы послужили работы таких ученых как: Агафонов И.С., Анохин В.С., Баттахов П.П., Владимирова М.О., Гришина М.В., Письменный С.И. и др.
Методологическую основу написания исследования составляют сравнительно — сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Работа состоит из введения, основной части и заключения.
Заключение:
На основе исследования проблемы по данной теме, можно сделать следующие выводы. Правовая система – это основанная на государственной воле господствующего класса или всего общества связь права, правосознания и юридической практики. Выделяют следующие правовые системы:
• англосаксонская правовая система;
• романо-германская правовая система;
• система мусульманского права;
• традиционная правовая система;
• социалистическая правовая система.
Правовая система Российской Федерации делится на федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации. К ведению правовой системы РФ относятся гражданские, уголовные, политические, финансовые, медицинские, образовательные и другие вопросы. Все эти вопросы тесно связанны с правом и свободой граждан.
Все вышесказанное дает основание констатировать, что к настоящему времени по теме системы права и системы законодательства уже накоплено значительное число самого разнообразного материала, позволяющего довольно оперативно получить обобщенное представление о действующем в государстве праве, о его компонентах и основных характеристиках. При этом подавляющее большинство научных разработок по проблематике системы права и системы законодательства основано именно на отраслевой модели системы права. Это, с одной стороны, демонстрирует ценность выработанного в свое время исходя из практико-ориентирующих позиций и устоявшегося в науке подхода к рассмотрению системы права как совокупности отраслей права. С другой стороны, это также свидетельствует об односторонности рассмотрения проблемы и однонаправленности поиска ее решений.
Право — явление многогранное. Оно объединяет в себе аксиологические, собственно регулятивные, охранительные, формально-нормативные и иные аспекты. Наличие каждого из этих аспектов предопределено существованием некоего структурного фактора, способного вызвать к жизни то или иное правовое предписание. Также представляется неверным сводить право как явление и феномен только к совокупности фактически существующего в рамках той или иной правовой системы нормативного правового материала. Созданное государством право должно отображать философско-социологические аспекты права как явления, уже на протяжении многих и многих веков упорядочивающего поведение членов самых разнообразных и многочисленных обществ.
Все это означает, что при исследовании темы мы не можем ограничиться только рассмотрением вопроса о делении права на отрасли. Наиболее актуальными на данном этапе представляются разработки, посвященные анализу внутреннего строения права как явления, свойственного любому обществу любого исторического периода, разработки, посвященные выявлению закономерных, стабильных и системообразующих элементов права, т.е. его структуры. Полагаем, что при дальнейшей проработке темы ключевое значение должно придаваться нормам права, принципам права и основному разделению права.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие и основные свойства системы права
Законодательство – внешняя форма выражения права, относительно самостоятельная по отношению не только к содержанию, но и к форме права. Состояние законодательства зависит от усмотрения законодателя, деятельности по кодификации законодательства и др., что не исключает наличия противоречий между правом и законодательством.
Система законодательства – явление субъективное, как и элементы этой системы – ее отрасли. В отличие от отрасли права отрасль законодательства имеет комплексный характер, поскольку составляющие ее нормативные акты включают нормы различных отраслей права. Отраслей законодательства в отличие от права может быть сколь угодно много.
В определении понятия «законодательство» как система нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права, регламентирующих различные сферы деятельности, содержатся критерии, на основании которых следует классифицировать нормативные правовые акты.
Законодательство, создающее юридические возможности для свободы частных лиц и жестко определяющее компетенцию органов власти, способствует формированию гражданского общества и правового государства.
Следует стремиться к тому, чтобы законы в массе своей имели прямое действие и как можно реже отсылали к подзаконным актам. Пока же по-прежнему принимается много законов, дальнейшее действие которых обусловлено именно подзаконными правовыми актами.
Значение деления нормативных правовых актов на общие и специальные заключается в том, что специальным в процессе правоприменения отдается предпочтение перед общими. Нормы общих актов применяются тогда, когда общественное отношение не в полной мере урегулировано нормами специальных актов. Специальное законодательство базируется на общем законодательстве и зависимо от него. Без общих нормативных актов не возможно существование и применение специальных норм.
Общее законодательство более стабильно. Оно непосредственно отражает систему объективного права и содержит общие правила о лицах, сделках, сроках и т. д. Специальное законодательство более изменчиво. Нормы его более конкретны.
Общедозволительный режим правового регулирования присутствует как в общих, так и в специальных нормативных актах. Дифференциация, принятие специальных актов – необходимое свойство законодательства. Они свидетельствуют об усилении регулирующей роли государства и ограничении самостоятельности субъектов частного права.
Унификация законодательства – укрупнение и упрощение нормативных актов, установление более общих и стабильных требований, предъявляемых к участникам правового регулирования.
Система права – его внутреннее строение, отражающее единство составляющих его норм и их деление на отрасли, подотрасли и институты права. Система права имеет объективный характер, определяемый общественными отношениями. Объективность ее подтверждается тем, что в развитых государствах имеют место родственные отрасли права: конституционное, гражданское, уголовное, семейное и т. д. При осуществлении законодательных преобразований система права сохраняет стабильность. Правовые реформы осуществляются в пределах общего строения права, существующего объективно.
Система права отличается единством входящих в нее норм и целей правового регулирования, а также общими принципами, определяющими сущность права. Системное построение права позволяет правильно толковать и применять нормы права, осуществлять систематизацию законодательства. Система права имеет важное значение для его научного познания, преподавания юридических дисциплин, повышения уровня правовой культуры и соответствующего воспитания.
Понятие «система права» следует отличать от понятия «правовая система», которое значительно шире по объему и включает как законодательство, так и правосознание, практически весь спектр правовых юридических явлений. Отрасль права – объективно обособившаяся совокупность взаимосвязанных между собой норм, объединенных предметом и методами правового регулирования.