Курсовая теория на тему Новые тенденции на рынке труда в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 4
1.1 Понятие «Рынок труда»: особенности и характерные черты 4
1.2 Понятие «Занятость»: сущность, виды и формы 8
1.3 Понятие «Безработица»: причины, классификация, последствия 12
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА, ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В РФ 17
2.1 Анализ рынка труда, проблемы занятости и безработицы в РФ 17
2.2 Государственная политика регулирования рынка труда в РФ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Введение:
Формирование полноценного и конкурентоспособного рынка труда в России свидетельствует о том, что отечественный рынок труда находится в самом начале этого трудного и, по всей вероятности, длительного процесса. Определение стратегической задачи дальнейшего развития рынка труда должно сочетаться с тщательной разработкой теоретических основ его функционирования.
Вопрос о сущности и содержании рынка труда относится к наиболее принципиальным вопросам экономической теории. Среди отечественных и зарубежных ученых нет единства во взглядах относительно сущности понятия «рынок труда». Одни авторы полагают, что от категории «рынок труда» следует отличать «рынок рабочей силы». Другие, наоборот, смешивают эти понятия, употребляя их как синонимы. Достаточно известной является и точка зрения, согласно которой использование термина «рынок услуг труда» является наиболее точным. При этом одни считают, что на рынке труда продается и покупается рабочая сила (способность к труду), другие объектом рыночных отношений объявляют труд или же услуги труда.
При исследовании рынка труда не может не приниматься во внимание тот факт, что товаром рабочая сила становится лишь тогда, когда соблюдается ряд условий. Чтобы вынести свою способность к труду на рынок, человек должен не иметь средств к существованию, средств производства и являться юридически свободным. Особого внимания требуют, прежде всего, вопросы регулирования занятости и рынка труда в целом. Последний принцип закрепляется в законодательстве многих стран мира, в том числе и России. В Конституции РФ, Законе РФ «О занятости населения в РФ» провозглашается исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду, декларируется недопустимость принуждения к труду в какой-либо форме. Как и любой другой товар, рабочая сила имеет стоимость. Если рассматривать рабочую силу как способность к труду, неразрывно связанную с ее носителем – наемным работником, то стоимость труда можно оценить с позиций механизма ее воспроизводства. В этом случае для определения величины стоимости рабочей силы, в каждый данный момент необходимо установить объем и состав естественных и исторически сложившихся жизненных средств, которые стали общественно привычными, традиционными для работников, без которых невозможен нормальный трудовой процесс.
Рынок труда в России функционирует в условиях, когда важнейшие элементы его самонастройки, такие как цена рабочей силы, уровень душевого потребления населения, не приведены в соответствие со стоимостью рабочей силы. Указанное обстоятельство изначально приводит к деформации таких компонентов рынка труда, как спрос и предложение рабочей силы. Так, при увеличении заработной платы в абсолютном выражении ежегодно наблюдается снижение ее реального уровня.
Таким образом, объектом исследования является рынок труда, а его предметом – новые тенденции на рынке труда России.
Объект и предмет исследования определили его цель – проанализировать новые тенденции на рынке труда России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «рынок труда»;
2. Рассмотреть понятие «занятость»;
3. Рассмотреть понятие «безработица»;
4. Провести анализ рынка труда, проблемы занятости и безработицы в РФ;
5. Изучить государственную политику регулирования рынка труда в РФ.
Заключение:
Среди рынков ресурсов особое место занимает рынок труда. Объектом взаимоотношений на этом рынке выступает труд, от его динамики и состояния зависит функционирование национальной экономики, т. е. рынок труда является основополагающим элементом национальной экономики. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, гарантии занятости, уровень безработицы, возможности получения образования и профессионального роста, отслеживаются миграционные потоки.
Рынок труда является комплексным явлением. Понятие, сущность, содержание, регуляция рынка труда относятся к базовым теоретическим и практическим вопросам экономики, социологии, права, в частности трудового права.
Рынок труда — совокупность социально-трудовых отношений между покупателями и продавцами по поводу условий найма и использования рабочей силы. Основной целью рынка труда должно быть развитие экономики посредством оптимального согласования сторонами партнерства социально-трудовых отношений на рынке рабочей силы и рынке рабочих мест путем развития стимулов высокопроизводительного труда.
Рынок труда включает такие факторы, как занятость, трудоустройство, безработица, миграция, которые теснейшим образом связаны с заработной платой.
Решающее значение имеет сложившаяся модель рынка труда определенного государства. В настоящее время модель российского рынка труда представляет собой устойчивое институциональное образование, обладающее гибкостью, способствующая выживанию в трансформационный период и в период посттрансформационного спада.
Гибкость рынка труда — своеобразный механизм его функционирования, способствующий эффективной перестройке рабочей силы на региональном, отраслевом и профессиональном уровнях. Гибкость рынка труда включает несколько основных аспектов: территориальную и профессиональную мобильность рабочей силы; гибкость издержек на рабочую силу (в том числе гибкость уровня, структуры и дифференциации заработной платы); гибкость в управлении людскими ресурсами на уровне предприятия (наем, ротация, редукция, увольнение); гибкость регулирования рабочего времени.
С одной стороны, гибкость рынка труда можно рассматривать как такой механизм его функционирования, который способствует эффективному отраслевому, профессиональному и региональному переливу рабочей силы и позволяет в короткие сроки производить подстройку рынка труда к меняющимся условиям воспроизводства. С другой стороны, гибкость рынка, как правило, приводит к снижению заработной платы и ослаблению реальной стоимости минимальной оплаты труда, поэтому при развитии гибкости рынка труда необходима высокая степень защиты рынка рабочих мест и рынка рабочей силы.
В целом в условиях глобализации экономики должна быть стройная система социальной защиты работников. Глобализация экономики не означает благополучия всего населения даже при увеличении общего объема ВВП, она может привести к отклонению размера заработной платы от стоимости рабочей силы, увеличению числа безработных, резкому расслоению населения, поскольку в условиях глобализации работники могут лишиться всякой власти на рынке труда, что в нашей стране и происходит.
Регламентация отношений, относимых сегодня к «гибким» и «нетипичным», может явиться важной вехой на пути модернизации трудового законодательства, отвечающего вызовам и потребностям ХХI в. Однако законодатель, устанавливая такие формы, должен быть крайне осторожен, поскольку «установление нетрадиционных для трудового права юридических конструкций должно сопровождаться тщательной проработкой вопросов о необходимости такого отступления от правового стандарта и обоснованности устанавливаемых отличий».
В любом государстве при отсутствии системной организации рынка труда поступательное социально-экономическое развитие страны и стратегическое планирование ее экономики невозможны. Рыночные силы в стране, механизм рынка труда формируются политикой правительства, как и социальные нормы и институты. Государство должно играть большую роль на рынке труда. Правительство регулирует и усиливает рынок труда, за рынком труда осуществляется постоянный государственный контроль, как и за уровнем безработицы в стране. Нужны большие инвестиции в технологии, образование для обеспечения того, чтобы новые рабочие места были также хороши, что и потерянные. Стратегии активного рынка труда могут работать, но только если существуют новые рабочие места, государство может взять на себя активную роль в финансировании новых предприятий. Инвестиции надо вкладывать в создание новых рабочих мест для сохранения рабочей силы и ресурсов. В рыночный механизм рынка труда включаются спрос и предложение, цена рабочей силы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Понятие «Рынок труда»: особенности и характерные черты
В настоящее время в отечественной науке пока не сложилось единого мнения в отношении того, что такое «рынок труда» и что понимать под субъектами рынка труда. Вопрос о содержании категории «рынок труда» является одним из наиболее проблемных среди фундаментальных вопросов экономики труда как науки. Как справедливо отмечает Е.В. Нехода, именно «определение субъектов рынка труда» выступило самостоятельным предметом данной научной дискуссии, особенно обострившейся после изучения отечественным научным сообществом зарубежного опыта регулирования рынка труда и социально-трудовых отношений в целом. При этом ключевые разногласия находятся в плоскости отнесения к субъектам рынка труда населения, уже занятого работой по найму или осуществляющего поиск работы. По мнению большого числа ведущих отечественных ученых, «практически все экономически активное население, за исключением работающих на условиях самозанятости, являются субъектами рынка труда» [18].
Аналогичным образом определяют его, например, авторы «Экономической энциклопедии» под редакцией Л.И. Абалкина. Рынок труда, по их мнению, – «сфера контактов продавцов и покупателей трудовых услуг, где противостоят друг другу те, кто желает работать (занятые и безработные), и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг» [23].
В свою очередь, иной точки зрения придерживается другая, не менее весомая часть российских исследователей: с их точки зрения, интересы населения, определившегося с местом приложения труда, не представлены на соответствующем рынке, поскольку труд данных лиц уже задействован в производственной сфере и не может формировать предложение на рынке труда. Границей нахождения человека на рынке труда или в производственном процессе в данном случае является трудовой договор (контракт о найме). В момент его заключения происходит купля-продажа рабочей силы, и наемный работник на определенное время переходит из орбиты рынка труда в сферу производства.
Таким образом, рынок труда, согласно одной из точек зрения, охватывает не только определенное число безработных и незанятые рабочие места, но и включает весь спектр участников трудовых отношений. Следовательно, институт занятости является лишь одной из значимых частей рынка труда в данной трактовке, называемой в отечественной экономической науке «широкой» («расширительной»), – концепции, характерной для «западной» экономики труда. Однако, как указывает Е.В. Нехода, и среди зарубежных специалистов существуют «не разделяющие широкую трактовку рынка труда» [18] авторы, строящие собственные предположения на фактах сделок по покупке и продаже труда в рамках рыночных отношений.
Среди отечественных исследователей также имеются противники включения всего экономического населения и функционирующих рабочих мест в категорию рынка труда.
А.В. Кашепов считает, что, несмотря на наличие различных вариантов и распространенность в отечественной литературе, посвященной экономике труда, «широкая» трактовка рынка труда уже не является актуальной для современной российской экономической науки. В настоящее время все чаще рынок труда понимается в узком смысле – как институт обеспечения занятости, сфера взаимодействия желающих трудиться граждан и хозяйствующих субъектов с вакантными рабочими местами.
Согласно А.В. Кашепову, наиболее «узкой» трактовки категории «рынок труда» придерживаются авторы, не приемлющие в его рамках иных отношений, кроме тех, которые складываются между гражданами, желающими или вынужденными занять какое-либо вакантное рабочее место, и работодателями–собственниками данных рабочих мест. Рынок труда выступает в данном случае лишь временным посредником между средствами производства и рабочей силой [11].
В любом случае господствующая точка зрения оставляет основными субъектами рынка труда работодателей, работников (в том числе временно незанятых) и государство. Сфера трудоустройства в данном случае выступает основным компонентом рынка труда, и в процессе его анализа «работодателя следует определять как физическое либо юридическое лицо, которое предлагает незанятые (вакантные) рабочие места…» [3].
В свою очередь, субъект «работник» в рамках сферы трудоустройства («узкой» трактовки рынка труда) включает граждан, желающих и способных трудиться на новом или дополнительном рабочем месте.
В данном случае представляется вполне логичной точка зрения С.В. Ореховой, которая утверждает, что определение принадлежности рынка труда к той или иной трактовке «зависит от широты или узости задания его границ» [20]. Е.В. Нехода придерживается мнения, что «рынок труда не сводится к отношениям «безработные – вакансии», а охватывает всю сферу наемного труда, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение», и делает вывод о том, что все участники трудовых отношений на самом деле должны выступать объектом государственной политики на рынке труда. При этом государство в вопросах регулирования рынка труда воздействует только на него в «узкой» трактовке, воспринимая его как институт занятости, что ограничивает системное понимание процессов, происходящих на нем.