Религиозная безопасность Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Новые религиозные движения в современной России.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретические аспекты новых
религиозных движений.. 5

1.1…………………………………………………………… Сущность
новых религиозных движений.. 5

1.2 Причины
и условия возникновения новых религиозных движений.. 12

Глава 2. Природа новых религий и
перспективы конфессионального многообразия в России.. 17

2.1 Характеристика
новых религиозных движений и их типология.. 17

2.2 Перспективы конфессионального
многообразия в России.. 22

Заключение. 29

Список литературы… 32

  

Введение:

 

Актуальность
темы. Новые религии — это явление, возникшее относительно
недавно, во второй половине
ХХ века способом, который принципиально ничем не отличается от возникновения любой религии, но события,
которые сопровождали его появление и функционирования,
сделали новые религии слишком известным фактом нашей жизни.

На первый взгляд кажется,
что, в отличие от возникновения исторических религий
(хотя достоверных сведений об их начала и становления у нас, как правило, нет), появление новейших религий
является каким-то неестественным, принудительным,
насильственным, даже вредным процессом, сопровождается
исключительно скандалами, конфликтами, трагедиями, которые так часто и периодически возникают вокруг
лидеров или последователей новейших религиозных
течений. Не
новейшие гуманистические идеи и теории или конструктивная деятельность на благо общества стали
визитной карточкой новых религий, а прежде
всего негативные столкновения интересов вновь и уже существующих социальных организмов и идеологических
систем. увеличение количества последователей
новых религий, разнообразие форм и направлений последних, жизнеспособность (общественная и
индивидуальная восприимчивость и живучесть) предложенных
неорелигиями путей спасения и вхождения или невхождения
в мир, негативные последствия функционирования нетрадиционных группировок неовируючих — все это
актуализирует внимание со стороны общества к нового
сегмента религиозной жизни, который на наших глазах закономерно меняется. Сущностным содержанием таких
изменений является конфессионализация
новых религий.

Новые
религиозные движения — одна из ярчайших особенностей социокультурного контекста
конца XX столетия. Проявления новой, зачастую нетрадиционной в привычном
понимании религиозности, вызывают массу нападок и критики, и вместе с тем,
находят немалое число приверженцев

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Новые религиозные движения распространились в 1960-х годах, сначала в
США, Западной Европе, затем в начале 1990-х и в России. Эти годы
характеризуются кризисом традиционных религий и, в первую очередь,
христианства, которое по праву может считаться доминирующей религией в сфере
возникновения и распространения ОМС. Разочарование в официальных ценностях
потребительского и технократического общества, чувство одиночества без цели
жизни — все это было фактором поиска новой системы ценностей, новой «науки о
жизни».

В эпоху глобализации и появления новой социально-политической реальности
появление новых религиозных движений можно рассматривать как ответ общества на
вызовы нашего времени в полном соответствии с «законом вызова и ответа». автор
А. Тойнби. Если не найти желаемого ответа, в социальном организме возникают
различные аномалии. Утверждение индивидуализма сопровождается ослаблением
традиций и увеличением количества людей, строящих свой жизненный путь на основе
осознанного свободного выбора, иногда не совпадающего с принятыми в обществе
нормами. В то же время идет поиск ниш, объединяющих людей в группы на основе
религиозной самоидентификации. Совершенно очевидно, что в этих условиях
напряженное негативное эмоциональное отношение к закону и традиционным культурным
ценностям поддерживается аномией, побуждающей людей к девиантному поведению.
Аномическая ситуация в России характеризуется маргинализацией социальных
структур и слоев, размыванием устоявшегося менталитета, ослаблением действия
социальных регуляторов в виде законов и затяжным экономическим кризисом.

Лидеры новых религиозных движений, чутко реагируя на изменение
общественного мнения, решительно осуждали пороки «греховного мира»,
представлялись уникальными спасителями, вестниками высшей мудрости и высочайшей
морали. НРД предложили ответы на жизненно важные вопросы, в некоторых случаях
заявляя об уникальности новых знаний или непогрешимости избранного пути.

Это исследование является первой попыткой рассматривать НРД в глобальном
масштабе как социокультурный феномен, характеризующий социально-политические и
духовные компоненты человеческого общества в конце 20-го века. На основе
анализа различных подходов к оценке этого феномена, социологических
исследований, обобщения эмпирических материалов изучается феномен религиозного
возрождения, одной из особенностей которого является разнообразие новых
религиозных образований, типология которых лежит в язычестве или в восточной
религии и культы, христианство или культ злых демонов и т. д.

Мы обращаемся к основным характеристикам новых религиозных движений: их
экзотическому происхождению, пропаганде нового культурного образа жизни. Для
них характерна сильная вовлеченность, в основном молодые люди, слепо следующие
за харизматическим лидером. НРД имеют общие характеристики независимо от страны
распространения и культурных традиций окружающей среды, и их появление восходит
к последним три-четыре десятилетия 20-го века.

НРД предложили людям новую альтернативную систему ценностей, отличную от
тех, которые традиционно существовали в обществе. Со временем это совпало с
состоянием «кризиса идентичности» и рассматривалось как своего рода третье
средство самоидентификации.

Первыми последователями новых религий религиозных
движений на Западе были в основном молодые люди из среднего слоя, образованные,
материально обеспеченные, но с разорванными социальными связями. Люди, выбитые
из привычной жизненной колеи, также присоединились к НРД. В новых религиозных
движениях их привлекала прочная организация, жесткие моральные и поведенческие
правила жизни, авторитаризм лидера, претендующего на роль духовного пастыря

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты новых религиозных движений

1.1 Сущность новых религиозных движений

Конфессионализация религии вообще — это, с одной стороны,
процесс внутреннего выделение каких-то религиозных
взглядов с уже существующей вероисповедной
системы или создание совершенно новых идейных субстратов и оформление их в завершенную и
последовательную совокупность убедительных истин и
ценностей для определенной группы людей, которые отождествляют себя именно с
этим вероисповеданием, обществом, церковью, деноминацией,
религией. С другой стороны,
это и общественная легитимация новых религий, то есть внешнее признание самого факта существования другой религии,
разрешение на ее параллельное существование рядом
с религиозными меньшинствами. В истории большинство преимущественно осуждала и запрещала любую идейную сепарацию или
автономию какой-то группе от доминирующего
вероисповедания, причем делала это в слишком негуманный способ.

В современную эпоху
трудно себе представить такие привычные еще недавно инквизиторские формы противостояния иноверию.
Сегодня конфессионализация новых религий — процесс более открытый,
зримый, доступный, но в силу этого
и более драматичен. Случаи преследования, пыток, репрессий, влечет за собой физическое и моральное
уничтожение последователей того или иного нового религиозного учения, в отличие
от раннехристианских мучеников за
веру или холокостов, документально зафиксированы, подробно описаны, каталогизированы, введенные в учебники,
используемые в судебных делах [3].

Мир настолько
глобализировался, что трудно сейчас скрыть какое-то нестандартное событие в жизни какой-то локальной
религиозной общины. Информация
о ней сразу же становится мировой, известной всем.

Конфессионализация
новейших религий — это не столько внутренний процесс развертывания и укрепления, ежели наоборот
— упадка какого-либо течения или учения. Присутствие новых религий в
современных обществах часто даже более заметно, чем исторических церквей.
Очевидно, что реальное влияние новых религий и не такое весомое, как
традиционных религий, но значение деятельности новых религий слишком
гипертрофируется, пребывание какой-либо неорелигиозной общины в религиозном
пространстве определенной страны или сообщества чрезмерно выпячивается, социум
подчеркнуто внимательно относится к их деятельности. Новые религии не
рассматриваются равноправными другим существующим уже во времени религиям.
Концентрация внимания на новых религиях и их активности явно искусственно
преувеличена. Поэтому такое внимание мешает самым новым религиям в процессе их
конфессионализации, отвлекает от задач формулировки и уточнения ими своих
вероисповедных положений и истин на внешние, манифестированные, вызывающие,
даже провокационные по ним действия.

Общественное мнение всю
ответственность за проблемы не только в новейших религиозных общинах, но и за
кризис традиционных церквей, даже за аморальность и бездуховность общества, за
потерю культурной идентичности этноконфессиональных сообществ, разбалансировку
внутреннего мира человека и т.д. возлагает на новые религии. Много времени с
этого сложного процесса самосознания новыми религиями, что собственно и составляет
суть конфессионализации (выделение себя из круга других общин, определение и
выписывание своих основ веры), уходит на то, чтобы доказать, что неоверующие —
не «духовные агрессоры», не «похитители душ», не «волки в овечьих шкурах» [12].

Общество, вместо того,
чтобы решать реальные проблемы и отвлекать реальные угрозы, в частности
неопределенность значительной части населения страны в уже существующих
духовных координатах, легкость, с которой современный человек отказывается от
устоявшихся форм

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы