Курсовая теория на тему Новые формы и современные технологии в режиссуре театрализованных представлений и праздников (презентации, шоу-программы, шоу-конкурсы, световые, пиротехнические и лазерные шоу).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава
1. Технологии театрализованных представлений и праздников
1.1 Понятие
технологии в постановке театрализованных представлений и праздников
1.3 Роль режиссера в поиске новых
форм и технологий зрелища
2.1 Истоки и
развитие зрелищных форм
2.2 Современные технологии в режиссуре театрализованных
представлений и концертов
Список использованных источников
Введение:
Современная жизнь, социум,
новое мировоззрение диктуют создание новых форм, чтобы удовлетворить новые
культурные потребности людей. Если раньше большой популярностью пользовались
привычные уже формы досуга – вечер отдыха, народный праздник-гуляние, эстрадный
концерт, то сейчас количество и качество новых зрелищ кардинально изменилось. И
если форма уже, казалось бы, устоялась за несколько лет (парад, шествие,
тематический праздник, праздник популярного журнала или телеканала, спортивное
действо), все равно – контент и подача должны быть иными.
Современный зритель имеет
совершенно иное мышление. Огромное количество информации, которую нужно успеть
выхватить, обилие красок, звуков, новых технологий развило клиповое мышление.
Нынешнего зрителя удивить очень сложно, ведь звук, свет, лазерные технологии,
пиротехника и т.д. пришли к ним не сегодня, поэтому особое значение приобретает
не то, что используется режиссерами, а то, как это используется. Если насытить
действо всевозможными спецэффектами, может случиться так, что зрелище не
запомнится и оставит зрителя равнодушным, поэтому важно продумывать все детали
и контекст применения, чтобы эффект был.
Создается ощущение, что
какие бы технологии не были применены, человек остается человеком с желанием
эмпатии, катарсиса, эмоций. И предоставляет это зрителю режиссер, который
должен знать лучшее, что оставлено ему предыдущими творцами, быть в курсе новых
технологий, применять их в контексте поиска актуальных на сегодняшний день и
воздействующих на зрителя художественных и эмоционально-эстетических средств.
Чтобы применять все эти вещи
профессионально, нужно изучать классическую режиссуру, сложившуюся годами
технологию создания концертно-зрелищных программ (театрализованных
представлений и праздников), их драматургию, лучшие достижения и, безусловно,
после этого изучать появляющиеся технологические возможности и новые формы
воздействия на людей. Изобретать свои собственные методы художественного
влияния и никогда не останавливаться на достигнутом – жизнь идет вперед
стремительными темпами и кому как не режиссеру быть лидером очередного
творческого вызова.
Актуальностью
темы исследования и есть эта профессиональная необходимость учитывать новые
технологии в создании концертно-зрелищных программ.
Цель
исследования – обнаружить технологические особенности в современных постановках
театрализованных представлений и праздников. Объект исследования – театрализованные представления
и праздники. Предмет исследования – современные технологии и новые формы.
Задачи
исследования: определение понятий «технологии и новые формы театрализованных
представлений и праздников»; анализ
различных моделей театрализованных представлений и праздников, их
исторического развития и современного состояния. определение
составляющих постановки театрализованных представлений и праздников; обнаружение
технологических отличий театральных и театрализованных представлений.
Методы исследования:
анализ литературы, просмотр и анализ театрализованных представлений, выявление
разницы в теории и практике подготовки театрализованных представлений.
Заключение:
Современность особенно требует
научно-методологических подходов к вопросам в социально-культурной сфере. Люди
стали более свободными, раскованными, образованными и более социально
осведомленными. Зрелища, которые они видят со всех сторон, способны, казалось
бы, отбить желание удивляться чему бы то ни было. Но нашей основной задачей все
же стоит не удивлять. Наша страна продолжает хранить и нести с честью своим
высокие культурные и нравственные традиции и достижения. Главными ценностями
продолжают оставаться стремление к добру и справедливости, к общению и
духовности, к свободе, но и порядку.
Очень важно, чтобы творцы
понимали, что в вопросах рекреационных зрелищ важна не только
развлекательность, но и глубокая коммуникативная, познавательная и
воспитательная функции. З
релище должно демонстрировать
в образной форме всю целостность мира. Поэтому режиссеры театрализованных
представлений и праздников несут двойную нагрузку – они должны быть в
материале, четко выстраивать драматургическую линию, продвижение к воплощению
сверхзадачи, к идее, по дороге заниматься воспитанием и все это должно быть
завернуто в ультрасовременную форму, где современному (а особенно – молодому
зрителю) было бы не скучно наблюдать устаревшие сведения о мире или ушедшие в
небытие визуальные фишки. Зрелище должно быть эстетическое, с уровнем культуры,
со знанием психологии и стиля времени.
Исходя из этого, можно сделать
такие выводы:
Новые формы и современные
технологии должны трактоваться как вспомогательное средство для выражения
современной, актуальной, методической и поданной стильно идеи.
Все проверенные столетиями
драматургические компоненты и суперсовременные технологические компоненты
зрелища должны сливаться в одно целое, органично дополняя друг друга.
По-прежнему в массовом
современном зрелище присутствует аттракционность как непрерывная и быстрая
смена ощущений, театрализация, неожиданность, новые приемы, психологические
трюки.
Драматургия постановки или
праздника является главной сюжетно-образной канвой, которая держит все тело
зрелища и решает все идеологические и концептуальные вопросы.
Социальный заказ в конечном
счете должен вылиться в современный, остросюжетный, эффектный, хорошо
продаваемый продукт, где через призму образов и современных технологических
решений раскрывается главная тема.
Постановка зрелища, таким
образом, становится самой универсальной и всеобщей формой художественного
воздействия, обращенная ко всем возможностям чувственного восприятия человека,
полностью вовлекающая его в процесс и дающая возможность собственного
творческого проявления, когда человек выступает в двух ипостасях – актера и
зрителя.
Постановка, в результате,
должна иметь ожидаемый эффект от режиссерской организации всех компонентом и
участников творческого процесса.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Технологии театрализованных представлений и
праздников
1.1
Понятие
технологии в постановке театрализованных представлений и праздников
Для начала стоит
определиться в терминах. Что же такое технология?
Технология (с
греч. «techue») — искусство, умение, совокупность приемов и способов получения
обработки и переработки сырья.
— описание
производственных процессов, инструкции их выполнения, технологические правила,
требования, карты, графики.
— постоянно изменяется и обновляется по мере развития
технического прогресса [3, с.25].
А вот что пишут о технологии
философы конца ХХ в: «Технология
вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс
производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и
проистекающих из них духовных представлений» [10, с.96].
Получается, для того, чтобы изучить технологию
театрализованного представления, ее структуру, взаимосвязи и противоречия
объекта, нужно будет проанализировать ее связи с окружающей средой. Поэтому
будем рассматривать технологию процесса создания зрелищных программ, учитывая исследования
воздействия на человека социума, коллектива, его собственной ценностной
ориентации. Также надо изучить условия и целевую аудиторию.
Условия – это та среда, в которой развивается процесс
подготовки. Целевая аудитория – это люди, на которых мы воздействуем. Эффект
представления или праздника будет только в преломлении через мировоззрение,
образ мыслей и чувств субъекта. Только в таком взаимодействии может
существовать технология.
Сам процесс состоит их нескольких элементов:
·
Субъект
представления – это режиссер, организаторы и исполнители.
·
Объект
представления – целевая аудитория, зрители.
·
Вектор
представления – цель программы и ее контент, средства и методы, применяемые для
осуществления задач.
Все эти элементы составляют единый организм, где взаимодействуют
все. И даже в процессе, когда зритель не участвует в подготовке представления,
он все равно незримо и постоянно присутствует, поскольку программа творится для
удовлетворения его, зрителя, духовных, интеллектуальных и эмоциональных
потребностей.
Что должны осознавать организаторы:
·
Потребности
зрителя, без чего он не сможет воспринять предлагаемое зрелище.
·
Осознание
того, что потребности все время меняются под влиянием происходящих в обществе
процессов.
·
Понимание,
что необходимы мотивационные формы привлечения зрителя.
И еще
есть одна отличительная черта в постановке театрализованного представления или
праздника: «Каждый режиссер понимает, что
если в театре после премьеры он еще не раз вернется к работе над спектаклем, то массовое действие живет лишь однажды, и при этом
должно оставить глубокое и
эмоционально яркое впечатление» [16, с.6].
Технологии в
режиссуре театрализованных представлений и праздников являются важным средством
приобщения людей к культуре, вырабатывания новых духовных потребностей, в том
числе в творчестве и сотворчестве. Когда-то А. Горький отмечал: "Росту
человеческих потребностей нет предела. Только благодаря этому и существует
непрерывный процесс культуры" [4, с.19], с тех пор прошло столетие, но
мысль, как и прежде, актуальна.
В технологии
любого зрелища оно должно активизировать способности человека и формировать
ценности и социально значимые потребности.
Если личность
– объект технологии создания зрелища, то само зрелище – средство развития этой
личности. В центре зрелища главной стратегической задачей высится
удовлетворение потребностей целевой аудитории. Если постановка значимая, она
способна объединять общей идеей, для этого постановщики зрелища обязаны иметь
четкую сверхзадачу, которая устремлена на достижение конкретной цели. Все
усилия постановщиков нацелены на временной отрезок человеческой жизни, во время
которой он должен осознать зрелище как лучший способ времяпрепровождения или
проживания.
На этой
основе постановщики и зрители становятся равноправными партнерами.
Представление разворачивается в двух аспектах: материальном (когда субъект
изменяет объект) и духовном (когда объект познается субъектом).
На этой
территории активно функционируют несколько видов деятельности, одна из которых
дополняет другую: преобразовательная, познавательная, оценочная и знаковая.
Получается,
что технология становится системой знаний о формах и методах создания
материально-духовных ценностей, что и призвано воздействовать на духовный мир
личности.
Подобный
подход обеспечивает рациональную трату средств и ресурсов, а также концентрацию
и целенаправленность воздействия на зрителя. Скажем так, технология – это
определенная деятельность, помещенная в определенную форму и отмеченная такими
чертами: цельность и целесообразность.
Таким образом,
конструкция технологического процесса будет выглядеть так: социальный
заказ-сверхзадача-контент-форма-методы-инструментарий-материально-технические и
человеческие ресурсы-коррекция цели-результат.
Самые
распространенные проблемы в технологии представлений – это плохая организация и
методическая ограниченность. Все это приводит к стереотипности, схематизму, а в
конечном счете – к неэффективности воздействия на зрителя.
Когда
методика и организация подчинены единой задаче и сбалансированы – тогда можно
считать, что зрелище сделано профессионально.
Важная
составная технологического процесса – информация, которая умело подается и
должна быть эмоционально усвоена зрителей.
Этапы
технологии при подготовке и проведении театрализованной постановки:
·
Формулирование
цели.
·
Создание
сценарной, режиссерской и менеджерской групп.
·
Коллективное
понимание всей командой поставленной задачи, личная заинтересованность каждого.
·
Планирование
процесса (правильное распределение ресурсов и средств). Сейчас принято делать
бизнес-планы, в которых прописаны все цели и задачи, выбор целевой аудитории,
определение всех этапов, ресурсов (финансовых и человеческих), средств, методов
и инструментов.
·
Сбор
материалов для сценарной группы и работа сценаристов.
·
Подбор
исполнителей, изготовление костюмов и реквизита.
·
Репетиции
и взаимодействие всех групп, направленных на реализацию постановки.
·
Подготовка
площадки для представления, оформление.
·
Поиск
музыкального решения, работа со звуковым оформлением.
·
Работа
над спецэффектами и дополнительными выразительными средствами – видеорядом,
пиротехникой, лазером и пр. техническими элементами.
·
Работа
с рекламой и раскруткой зрелища.
·
Проведение
зрелища.
·
Разбор
проведенной работы, устранение мер, ведущих к повторению ошибок.
Организация зрелища – это процесс, в
котором целенаправленное движение выстроено по этапам и каждый тоже являет
собой цепь целенаправленных действий. Методическая составная – это регулятор
процесса, тактика, которая перерабатывает материал, преобразует его образными
(символическими, аллегорическими) средствами и трансформирует в форму.
Если все складывается правильно, то у
субъекта (зрителя) появляется ощущение сотворчества, в котором мысль и чувства
сливаются в одно целое и высекают образ как чувственно-предметное отражение мира.