Курсовая теория на тему Новая русская волна и творчество Свиридова Г.В.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I Творчество Г. В. Свиридова как отражение «новой фольклорной волны» 5
1.1 «Новая фольклорная волна» как направление в музыке второй половины XX века 5
1.2 Вокальные жанры и новый взгляд на них Г. В. Свиридова 10
Глава II Философия музыкального языка Г. В. Свиридова 16
2.1 Возрождение «человеческого в человеке» как основная тема творчества Г. В. Свиридова 16
2.2 Соединение музыки с остальными видами искусства 17
Заключение 25
Список используемой литературы 27
Введение:
Введение
Осмысление музыкального наследия Г. В. Свиридова с точки зрения философии будем рассматривать при помощи категорий «национальное бытие», «мировосприятие народа», «национальная история». Это форма творчества, которая инициируется в сфере религиозности и философии. Русская философия нацелена на изучение разных моментов в музыкальном искусстве, которые сформировались именно на русской почве. В этом есть тесная взаимосвязь с музыкой Г. В. Свиридова, которой присущ характер разговора со слушателем, вещания. В музыке Г. В. Свиридова слушатель ощущает терпкие гармонии, аскетизм, внятный язык и действительную, настоящую Русь, которая богата своими духовными изменениями. Эта Русь – «звенящая», монолитная и непобедимая.
Целью данной работы является рассмотрение новой русской волны и творчества Свиридова Г. В.
Задачи, поставленные нами:
1) Рассмотрение творчества Г. В. Свиридова как отражения «новой фольклорной волны»;
2) Анализ философского языка музыки Г. В. Свиридова.
Вся специфика творчества Свиридова находится, прежде всего, в его авторстве вокальной музыки. Г. В. Свиридов отдает приоритет песенной творческой природе. Любой вокальный итог композитора – романс, хор, оратория – интегрированы философски и ощущаются зрителями. Выбор музыкально-выразительного способа достижения этого результата Г. В. Свиридовым достаточно прост: распев или декламационно-речевая фраза, которые связаны со словом, с автором-поэтом. Так Свиридов находит новый самобытный стиль вокала, когда комбинируются интонация с широким русским распевом – «говорящая мелодия». Истоки этого явления мы находим в творчестве русских композиторов XIX века – Глинки, Даргомыжского и Мусоргского. Это специфичное отражение текстовой интонации в музыке. Свиридов говорил, что музыка и слово – это единое целое. Звуковая красота, по мнению композитора – «собуквие». Звук, который прямо отражает слово – это важный элемент русской традиции в песне, традиции музыкального романтизма с поэтикой.
Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что сегодня крайне важны патриотические мотивы воспитания и образования будущих поколений нашей страны. Композитор, музыкант масштабного национального, самобытного определения, Г. В. Свиридов олицетворял собой настоящего русского человека, в его творчества определена главная задача – воспевание Родины, где народ живет и радуется жизни, одновременно с этим переживая трудные моменты. Поэтому так часто при анализе музыкального творчества Г. В. Свиридова говорят о философии и эмоциях, поскольку его музыка делает слушателя сопричастным к действию, которое решает приоритетный вопрос определения места личности в социальном и культурном пространстве страны и мира в целом. Музыка Г. В. Свиридова дает ответы на вопрос, насколько человек соответствует своему месту в мире и жизни. Музыка композитора утверждает «героя», который идет и узнает особенности этого мира. Который нацелен на положительные действия, он ответственен за судьбу и выступает против зла, которое может скрываться за масками или лозунгами, физически и духовные усилия которого сравниваются и оцениваются разумом, долгом и совестью человека.
Текст работы:
Данная работа посвящена рассмотрению новой русской волны и творчества Свиридова Г. В.
Стиль Г. В. Свиридова – это сильный, индивидуальный стиль, который противостоит стилю эпохи, в которой он находится. Это проявление первозданности, первичности, первооткрытия, что воспринимается зрителем на непосредственном, интуитивном уровне.
На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы:
Г. В. Свиридов формирует свои жанры вокальной музыки:
1) вокально-симфоническую поэму («Поэма памяти Сергея Есенина»);
2) камерную вокальную поэму;
3) «маленькую кантату» («Деревянная Русь» на сл. С. Есенина, «Снег идет» на сл. Б. Пастернака, «Весенняя кантата на сл. Н. Некрасова);
4) создает жанр хорового концерта без слов («Концерт памяти А. Юрлова»).
Основная тема музыкального творчества Г. В. Свиридова – возрождение «человеческого в человеке». Г. В. Свиридов воспевает созидание, работу над собой в человеке, поиск духовного и нравственного пути, волю к жизни, изменение самого общества в лучшую сторону. Поэтому в отечественном музыкальном искусстве музыка Г. В. Свиридова занимает особенное место. Это тесная взаимосвязь музыки и русской философии, явлений в социальной жизни.
Исторический этап развития музыки Г. В. Свиридова совпадал с темами духовного функционирования общества, идеями Н. А. Бердяева, И. И. Лапшина, А. Ф. Лосева, М. М. Медушинского. Философия воплотила в себе содержание на тот момент русской музыки, которая аккумулировала в себе опыт культуры, накопленный веками.
Г. В. Свиридов постоянно стремился к комбинации музыки с остальными видами искусства. Особенно это касалось литературы и поэзии. Это всегда сближало композитора с лучшими представителями русской культуры – М. П. Мусоргским, А. А. Блоком. Композитор всегда был против закрытости отдельных сфер художественной мысли и духовного творчества в целом.
Идеал комбинации слова и музыки, по мнению композитора – подлинная народная песня, где словесное и музыкальное начало представляет собой синкретическую общность.
Философское осмысление музыкальной поэзии Г. В. Свиридова связано с темой общности, сопричастности каждого к идеям «мелоса» (мелодическое, песенное начало в музыке) и «логоса» (мысли, разума), связанными с исповедальным словом. Поэтому многие ученые анализируют истину и философию в музыке Г. В. Свиридова, ведь в ней органично сплелись стихи, поэзия, мелодические ноты.
Г. И. Свиридов уникально мог соединять два искусства – поэзию и музыку, где слово и звук являются независимыми друг от друга и одновременно соединены.
Г. В. Свиридов искусно «читал» поэзию, интуитивно правильно выбирал творческие стиль к каждому автору. Каждый раз это являло собой творческое открытие, воплощение простоты и естественности выражения, где сливались музыка и слово, и поэзия звучала ярче, громче, полнее. Слова будто становили новыми, звучали совершенно по-другому, были с истинным смыслом.
Заключение:
Введение
Осмысление музыкального наследия Г. В. Свиридова с точки зрения философии будем рассматривать при помощи категорий «национальное бытие», «мировосприятие народа», «национальная история». Это форма творчества, которая инициируется в сфере религиозности и философии. Русская философия нацелена на изучение разных моментов в музыкальном искусстве, которые сформировались именно на русской почве. В этом есть тесная взаимосвязь с музыкой Г. В. Свиридова, которой присущ характер разговора со слушателем, вещания. В музыке Г. В. Свиридова слушатель ощущает терпкие гармонии, аскетизм, внятный язык и действительную, настоящую Русь, которая богата своими духовными изменениями. Эта Русь – «звенящая», монолитная и непобедимая.
Целью данной работы является рассмотрение новой русской волны и творчества Свиридова Г. В.
Задачи, поставленные нами:
1) Рассмотрение творчества Г. В. Свиридова как отражения «новой фольклорной волны»;
2) Анализ философского языка музыки Г. В. Свиридова.
Вся специфика творчества Свиридова находится, прежде всего, в его авторстве вокальной музыки. Г. В. Свиридов отдает приоритет песенной творческой природе. Любой вокальный итог композитора – романс, хор, оратория – интегрированы философски и ощущаются зрителями. Выбор музыкально-выразительного способа достижения этого результата Г. В. Свиридовым достаточно прост: распев или декламационно-речевая фраза, которые связаны со словом, с автором-поэтом. Так Свиридов находит новый самобытный стиль вокала, когда комбинируются интонация с широким русским распевом – «говорящая мелодия». Истоки этого явления мы находим в творчестве русских композиторов XIX века – Глинки, Даргомыжского и Мусоргского. Это специфичное отражение текстовой интонации в музыке. Свиридов говорил, что музыка и слово – это единое целое. Звуковая красота, по мнению композитора – «собуквие». Звук, который прямо отражает слово – это важный элемент русской традиции в песне, традиции музыкального романтизма с поэтикой.
Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что сегодня крайне важны патриотические мотивы воспитания и образования будущих поколений нашей страны. Композитор, музыкант масштабного национального, самобытного определения, Г. В. Свиридов олицетворял собой настоящего русского человека, в его творчества определена главная задача – воспевание Родины, где народ живет и радуется жизни, одновременно с этим переживая трудные моменты. Поэтому так часто при анализе музыкального творчества Г. В. Свиридова говорят о философии и эмоциях, поскольку его музыка делает слушателя сопричастным к действию, которое решает приоритетный вопрос определения места личности в социальном и культурном пространстве страны и мира в целом. Музыка Г. В. Свиридова дает ответы на вопрос, насколько человек соответствует своему месту в мире и жизни. Музыка композитора утверждает «героя», который идет и узнает особенности этого мира. Который нацелен на положительные действия, он ответственен за судьбу и выступает против зла, которое может скрываться за масками или лозунгами, физически и духовные усилия которого сравниваются и оцениваются разумом, долгом и совестью человека.
Список литературы:
Глава I Творчество Г. В. Свиридова как отражение «новой фольклорной волны»
1.1 «Новая фольклорная волна» как направление в музыке второй половины XX века
Современный фольклор – понятие очень широкое: это и современное бытование традиционных жанров, и появление новых видов как результат смены фольклорной парадигмы, и взаимоотношение устной и книжной традиций и т.д. В свете этого вопрос «что такое фольклор?», поставленный на повестку дня сегодня, представляется вполне правомерным. Исследование фольклора невозможно без уточнения того, что понимается под соответствующим термином и каковы конституирующие признаки фольклора. Несмотря на давно укрепившийся статус фольклористики в гуманитарной науке и самоочевидность тезиса о том, что фольклор – это устное народное творчество, границы этой «народоведческой дисциплины», на наш взгляд, трудно счесть полностью определенными. Понятие «фольклор», введенное в научный оборот в середине XIX века, имеет множество дефиниций и интерпретаций в зависимости от исследовательской школы. Общеизвестны два определения фольклора: в узком понимании фольклор – это корпус вербальных текстов разных жанров, передаваемых и усваиваемых по традиции. Дефиниция фольклора как вербальной (словесной) формы народной традиции нашла отражение в таких синонимических обозначениях фольклора, как народная словесность, народная поэзия и др. В широком смысле фольклор – это вся традиционная духовная культура народа, являющаяся в общем-то предметом изучения этнологии. Что касается термина фольклористика, то пока он употребляется только в первом, узком (филологическом) значении.
Проблема отношения к народному творчеству является одной из самых острых и сложных для музыкальной культуры XX – начала XXI веков. Разумеется, она занимает меньшее место в высказываниях, статьях, общественной полемике в сравнении с XIX веком, – теперь проблема фольклора нередко смыкается с иными проблемами, занимающими музыкально-общественную мысль в тот или иной период. Однако так же, как и сама народная музыка широко используется в произведениях композиторов-профессионалов, – быть может, не меньше, чем в XIX веке, хотя зачастую совсем по-иному, – так и суждения о ней достаточно многочисленны, хотя и рассеяны в статьях на разные темы, рецензиях, заметках, интервью, письмах, автобиографиях, дневниках, воспоминаниях современников и т. д. Всеобщий интерес к народному творчеству и широкое использование фольклора в профессиональном искусстве привычно связывается с XIX веком, с эпохой романтизма, и объясняется ростом национального самосознания [1].
Едва ли не главное завоевание XIX века в этом плане – обретение национальными школами классической зрелости, а тем самым и постепенное расширение рамок общеевропейской культурной традиции. Результатом такой зрелости становится национальный характер, национальный склад, быть может, впервые за всю историю музыкального искусства очерченный столь отчетливо и крупно. Можно с уверенностью говорить о том, что в профессиональной музыке XIX века простонародное возвышается до общенародного, а фольклорное расширяется до общенационального.
Фольклорист М.Р. Халидова выделяет следующие жанры национального устного творчества. Прозаические жанры: мифологическая проза, сказания о нартах, предания, легенды, притчи, басни, анекдоты. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. Эпические песни: героико-исторические песни, исторические песни, баллады. Лирическая поэзия: календарно-обрядовая, свадебная поэзия, причитания, необрядовые лирические песни. Афористические жанры: пословицы и поговорки, загадки [12].
В совокупности эти произведения входят в систему, которую мы называем лирикой и эпосом. Здесь не представлена драма, т.к. крупные произведения, относящиеся к ней, в памяти народа не сохранились. Но сохранились действа, лежащие в основе драмы: массовые народные обряды и ритуалы, праздники и гуляния, лицедейство.
Фольклор – не только художественный феномен, это также кладезь знаний об окружающей действительности, человеческих отношениях, внутреннем мире человека. Народное творчество неназойливо, играючи вводит человека в мир познания, увлекает его, ибо в фольклоре художественно сохранен и увековечен огромный трудовой, практический, житейский опыт поколений.
Фольклор – та же литература со своими целями и задачами, но бытующая, функционирующая в устном виде. Фольклорный материал функционирует с письменной литературой, она у него перенимает мотивы и формы. Особенно, ввиду отсталости нашей письменной литературы, она многое берет из фольклора. Многие произведения наших писателей и литераторов написаны в форме народных песен.
Связь молодых, зарождающихся литератур с народным творчеством очевидна, и также верна мысль о том, что поэты и писатели используют формы народных песен. Откуда же начинающий писатель может черпать формы, если не обращаться к сложившемуся веками и утвержденному народным сознанием и духовной жизнью арсеналу форм и средств? Это естественный и закономерный процесс.
Фольклор является неотъемлемой частью и сердцевиной всех жанров музыкального искусства. Музыкальное искусство занимает значимое место в процветании и развитии народа, его культуры. В этом смысле фольклорная музыка, как основной показатель культуры, играет масштабную роль в ее развитии. Наряду с такими науками, как этнография, геология, история, языковедение и др., изучающие и, при этом, раскрывающие древние корни истории народа, профессиональный подход к научно-теоретическому анализу национальной музыки также может засвидетельствовать древний период истории народа
В преемственности развития художественной культуры народа можно выделить несколько аспектов:
1) проблема самостоятельного, самобытного функционирования фольклора как эстетической системы,
2) зарождение на основе фольклора письменной профессиональной литературы,
3) эволюция художественного мышления от фольклорного к литературному,
4) использование, продолжение, развитие в литературе эстетики, поэтики фольклора, его изобразительных и выразительных средств.
Новые тенденции в подходе к фольклору формируются на рубеже XIX — XX веков. Прежде всего, они связаны с новыми принципами композиторского подхода к фольклору, каковыми являются тематизм и развитие. И весьма ярко это проявилось в творчестве одного из гениальнейших русских композиторов – Игоря Стравинского.
Итак, неофольклорное направление – это одна из наиболее ярких тенденций в стиле музыки XX века. Начало это направление берет в творчестве раннего Стравинского, а также Б. Бартока, где обозначился качественно новый подход к народно-песенным источникам.
Понятие «неофольклоризм» предполагает возрождение стилевых моделей прошлых эпох [2].
Стравинскому принадлежит расширение границ диапазона применения жанров фольклора. Песня и песенность в понимании И. Стравинского – важные для композиторов XIX века. Поэтому доминируют вариантно-вариационный принцип развития и протяженный тематизм.
Мощный всплеск интереса к фольклору со стороны композиторов и исследователей приходится на период 1950-х – первой половины 70-х годов. Именно тогда появляются сочинения С. Слонимского, Р. Щедрина, Ю. Буцко, Э. Денисова, Б. Тищенко, В. Гаврилина, в которых фольклорный первоисточник, подчиняясь индивидуальному художественному замыслу, вступает в сложный синтез с приемами современной композиторской техники. В обиход музыковедческих трудов входит определение Л. Христиансен «новая фольклорная волна» [5], сформулированное применительно к творчеству композиторов конца 1950-х – начала 60-х годов.
Вслед за Стравинским, а также и Бартоком, композиторы «новой фольклорной волны» (С. Слонимский, Р. Щедрин, Ю. Буцко, В. Гаврилин, Б. Тищенко) расширяют ареал фольклорных жанров, раздвигая хронологические рамки от древнейших пластов до современности. Авторы изучают народное музыкально-поэтическое творчество в фольклорных экспедициях и проявляют огромный интерес к фольклорной исполнительской манере.
Композиторы, активно осваивая весь широкий жанровый диапазон народной музыки, концентрируют вместе с тем свое внимание на его «крайних» точках – архаических календарно-обрядовых жанрах и более позднем, современном – частушке.
Особое место в композиторском творчестве принадлежит жанру плача. Плач, причет привлекают авторов, прежде всего, своей «предельностью» эмоционального накала, созвучной эпохе ХХ века, отмеченной социальными потрясениями (революции, войны) и экологическими катаклизмами. В плаче и частушке, семантически предельно контрастных жанрах, обнаруживается сходный структурный принцип – формульность. Опора на него приводит к образованию особо рода микротематизма, характерного для музыки ХХ века в целом, — фольклорно-попевочного.
Взаимоотношения фольклорного и авторского творчества периода конца 1950–70-х годов демонстрируют широкий спектр различных принципов авторского подхода к фольклорному материалу.
На рисунке 1 мы показали основные тенденции в фольклоре в 1950-1970 гг.
Рисунок 1 – Этапы синхронного исполнения произведения [6]
Воссоздание – это воспроизведение жанра фольклора как структуры целостного типа с сохранением базовых характеристик (мелодии, интонации, лада, метроритма, специфики соотношения слова и мелодии, формообразования). Основываясь на инварианте и формируя свой тип народно-песенного источника, автор использует характерные способы академического искусства. Одновременно с этим автор не может придерживаться одного только жанра или применять смысловое расширение жанрового инварианта. Такая направленность активного обращения с фольклором, особенно прослеживаемая в «Курских песнях» Г. Свиридова, становится таковой. Г. В. Свиридов сохраняет общность народно-песенного источника и вносит акценты в содержание жанра и сам его стиль образца фольклора. Зритель наблюдает интересный крой фактуры и гармонии, динамики, тембра и других элементов в жанре.