Курсовая теория на тему Нормы административного права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Административное право: понятие, особенности и структура 4
1.1. Понятие и особенности административно-правовых норм 4
1.2. Структура административно-правовых норм 8
Глава 2. Виды административно-правовых норм. Классификация 11
2.1 Административно-правовые по целевому назначению и содержанию 11
2.2 Административно-правовые нормы: по методу воздействия на субъекты отношений, по предмету действия 13
2.3 Административно-правовые нормы: по юридической силе, по сроку действия 16
Глава 3. Формы реализации административно-правовых норм 20
3.1. Соблюдение административно-правовых норм 20
3.2.Исполнение административно-правовых норм 22
3.3 Использование административно-правовых норм 24
3.4. Применение административно-правовых норм 25
Глава 4. Роль и значение административно-правовых норм в правоохранительной деятельности 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Введение:
В юридической теории и практике общепризнанно, что, решая вопрос о стадиях процесса правотворчества, исследователи, за редким исключением, фактически рассматривают проблемы стадий законотворчества. Происходит, на наш взгляд, непроизвольная и ничем не оправданная подмена понятий и явлений .
Ибо когда мы говорим о стадиях процесса правотворчества, то по логике вещей должны рассматривать стадии процесса принятия, изменения или отмены всех вместе и каждого в отдельности нормативного правового акта. Когда же речь идет о стадиях процесса законотворчества, рассмотрению подлежат лишь стадии принятия, изменения или отмены законов. Вместе с тем, в юридической литературе данным терминологическим различиям, так же как и отражаемым в них фактическим, содержательным различиям не придавалось и не придается особого значения, что позволяет сказать о существовании традиции отождествления данных понятий.
Особенности административно-правовых норм объясняются их предназначением – контролем и управлением над всеми сферами общественной жизни. Деятельность административного аппарата разнообразна по содержанию, поэтому данная отрасль является крупнейшей в отечественной правовой системе. От эффективности организационной системы в большей степени зависит жизнь государства и общества, обеспечение прав и свобод граждан.
Таким образом, актуальность исследования заключается в рассмотрении структуры норм административного права.
Объект исследования – общественный отношения, возникающие в ходе применения нормы административного права. Предмет исследования – особенности, присущие структуре нормы административного права. При написании данной работы целью является выявление содержания нормы административного права
Для осуществления этой цели выполняются следующие задачи:
— рассматриваются теоретические основы нормы административного права;
— анализируется специфика применения нормы административного права;
— исследуются формы реализации нормы административного права;
— выявлены роль и значение административно-правовых норм в правоохранительной деятельности.
Методы, используемые в работе – обобщение, описание, метод сравнения.
Структурно работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
В заключении необходимо отметить, что важным условием роста эффективности властных решений в рамках правоприменения является снижение бюрократизма, в частности, за счет повышения открытости субъектов правоприменительной деятельности перед гражданами. Применительно к России в современных условиях наметились определенные тенденции понимания гражданина как клиента государственных учреждений; из статуса подопечного, просителя он переходит в статус реализующего свои права потребителя оказываемых ему государством услуг.
Для оптимизации деятельности по правоприменению на сегодняшний день государством осуществляется информатизация работы государственных и муниципальных структур. В то же время, практика показывает, что предоставление гражданам и организациям государственных услуг в электронном виде через сайт gоsuslugi.ru не выполняется должным образом на качественном уровне. Не соблюдаются установленные требования, во многих случаях в предоставленных сервисах невозможно найти необходимые сведения. Если сравнивать с недавним прошлым, когда гражданам приходилось выстаивать долгое время в очередях, собирать справки, выписки и документы по несколько раз, то теперь вся необходимая информация должна передаваться по межведомственным каналам, и эти сведения органы власти должны получать друг у друга через систему межведомственного электронного взаимодействия. В частности, можно проследить, что на сайтах многих ведомств отсутствует информация об изменении порядка оказания государственных услуг и о сокращении перечня подаваемых документов.
Подводя итог исследованию вопроса о сущности правоприменения, можно сделать следующие выводы. С одной стороны, правоприменение, в отличие от исполнения, соблюдения и использования, носит опосредованный характер, так как в процесс правореализации осуществляется вмешательство стороннего властного субъекта. Исходя из этого, можно вести речь о том, что непосредственные формы реализации права являются более оперативными в силу того, что в рамках этих форм права и обязанности участников правоотношений воплощаются ими на практике самостоятельно, без какого бы то ни было властного веления.
С другой стороны, очевидна высокая социальная значимость правоприменения как особой формы правореализации, при которой осуществление прав и обязанностей участников правоотношений подкрепляется специальным юридическим решением властного характера.
Правоприменение следует рассматривать не только как форму реализации прав и обязанностей конкретных лиц, но и как юридически значимую деятельность, подразумевающую соблюдение публично-правовых интересов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Административное право: понятие, особенности и структура
1.1. Понятие и особенности административно-правовых норм
Административное право в объективном смысле — это система норм, которые свободно происходят от государства или признаны государством регуляторами общественных отношений, которые решают соответствующие правовые вопросы. Другими словами, право в объективном смысле представляет собой набор норм, регулирующих общественные отношения, которые являются объективным результатом воли органов законодательства, а также совокупностью правил поведения, использование которых в формировании общественных отношений регулируются государством.
Термины «позитивный закон» и «объективный закон» являются синонимами, означающими систему норм, которые исходят от государства.
Как объективная реальность, позитивное право прописано в законах и иных признаваемых государством источниках (формах) права. Эти нормы существуют независимо от какого-либо конкретного лица — субъекта права, а также не взирая на то, знает ли он о них или нет. Вот почему эта система правил называется «объективным правом».
Слово «норма» — понятие, известное всем, поскольку употребляется во многих науках, в том числе и юридической. Но в какой сфере оно бы ни применялось, везде это в первую очередь правило . Итак, норма административного права – формальное поведенческое правило, которое носит общеобязательный характер и наделяет участников отношений соответствующими возможностями и обязанностями юридической направленности. Ее автором является государство. Оно же определяет и признаки права .
Административно-правовые нормы созданы для регулирования публичных отношений, возникающих в процессе государственного управления. Их используют при осуществлении внутриорганизационной деятельности исполнительных органов и госслужбы.
Отношения, установленные положениями административного права, часто называют управленческими или центральными. Как и любые другие нормы, эти также формальны, поскольку присутствуют в подзаконных актах, а их принятию и отмене предшествует четко обозначенная процедура. Реализация административно-правовых норм подкреплена санкциями, которые применяются должностными лицами и уполномоченными госструктурами.
Специфические особенности административно-правовых норм определены характером регулируемых ими отношений между участниками общественных правоотношений .
Применение положений из нормативных актов является прямой реализацией правовых норм, которая заключается в осуществлении правомерных действий субъектов, не противоречащих законным требованиям и выраженных в использовании прав, выполнении обязанностей. Сам процесс практического задействования правил и требований осуществляется субъектами. Юридические положения, претворяясь в жизнь, реализуются путем их соблюдения, применения и исполнения.
В первом случае имеется в виду добровольное подчинение граждан, организаций, негосударственных предприятий и прочих субъектов нормам административного права, а также воздержание от совершения действий, которые данными положениями запрещаются. Следовательно, для реализации юридических норм вовсе не обязательно принимать активное участие в конкретных правоотношениях.
Применить положения исполнительных актов полномочны только представители исполнительной власти. Применение юридических правил поведения выражено в издании правовых актов, содержащих требования материального либо процессуального административного права. Такие документы создаются для определенных целей и касаются определенного лица (группы лиц) – например, приказ об увольнении, регистрация торгового объединения и др. Применение административно-правовых норм может быть возложено на судебные органы (взыскание за совершение правонарушения). Использование юридически действующих положений не исключается в ходе рассмотрения административных споров (например, жалоба гражданина на неправомерной действия или бездействия должностного лица) .
В отличие от применения, исполнение правовых норм в сфере административного права – это активные правомерные действия участников правоотношений по выполнению законных предписаний, присутствующих в законе и подзаконных актах. Если соблюдение норм подразумевает пассивное участие субъектов, то исполнять установленные положения может любая сторона правоотношений. В ряде случаев, касающихся исполнения административно-правовых норм, пассивное поведение рассматривается как неправомерное поведение. Исполнение законов и подзаконных актов – основной инструмент обеспечения правопорядка в области реализации власти исполнительными органами.
Юридические нормы не могут существовать без внешнего выражения. Любое правовое положение должно быть оформлено таким образом, чтобы о нем могли узнать и детально ознакомиться люди, для которых оно предназначены. Вне зависимости от формы административно-правовой нормы (устной или письменной), различают несколько правовых источников.
В первую очередь нормативные акты разделяются на те, что имеют высшую законную силу и юридические документы различной отраслевой направленности, например Конституция РФ и Закон РФ «Об образовании».
Различаются источники правовых норм в административном праве и по субъекту, принявшего их. Так, разделяют акты, принятые по итогам всенародных референдумов и акты, принятые Госдумой, Президентом РФ, а также распорядительные документы государственной администрации, органов правосудия и муниципалитета.
Самыми многочисленными источниками являются нормативные документы, изданные государственной администрацией. Среди них отдельными категориями выступают акты федеральных органов и организаций, в том числе распоряжения и постановления Правительства РФ, приказы и инструкции центральных ведомств. Международные договоры как источники административного права России имеют приоритет в случае противоречия или несовпадения с содержанием федеральных законов.
Решения суда можно считать источниками административных норм только в том случае, если действующие правовые положения признаются несоответствующими тем правовым нормам, что обладают более значимой юридической силой. Среди таких актов правосудия отдельно выделяют решения судов различной юрисдикции, а также Постановления Конституционного суда РФ.
Если положения, регулирующие вопросы административного принуждения, были изданы органами муниципального управления, такие документы также приобретают статус правовых источников.
Все отрасли права представляют собой совокупность определенных юридических норм. Каждое положение органично входит в систему той сферы, вне которой либо не действует вовсе, либо применяется лишь в отдельных случаях. Нормы административного права — это первичные звенья, на основе которых выстраиваются общественные отношения и слаженно функционирует механизм государственного управления. Подзаконные акты и содержащиеся в них предписания служат описанием должных моделей поведения в правовых отношениях, оказывая воздействие на сознание и волю людей.
1.2. Структура административно-правовых норм
Административно-правовая норма олицетворяет еще предписание, указание, закон. При этом главным предназначением их также является регулирование общественных отношений. Административно-правовой нормы существуют абсолютно в любом государственно-организационном обществе. Как уже было сказано, те или иные нормы можно встретить во всех направлениях человеческой деятельности. Чтобы понять, что именно эта норма является правовой, необходимо знать, каковы признаки норм права, и уметь идентифицировать их.
Нормативность
Правовым нормам присущ общий характер. Они рассчитаны на все идентичные случаи, а не на конкретное жизненное событие.
Системность и иерархичность
К признакам административно-правовой нормы относится целостность и субординация. Общественные взаимоотношения – это весьма сложное явление, регулировать которое могут только правовые нормы в своей совокупности.
Общеобязательность
Выявляют обязательность исполнения предписанной государством нормы административного права для всех граждан Российской Федерации и их организаций, независимо от статуса, должности и т. д.
Определенность
Этот признак предоставляет характеристику социальной ценности права, дает возможность оперировать с правом для развития общественности по целевому направлению.
Многократность
Также входит в перечень «Основные признаки административно-правовой нормы». О неоднократности действия свидетельствует тот факт, что абсолютно любая правовая норма создается для постоянного использования, если иное не определено в содержании самой нормы.
Диалектическое противопоставление субъективного правового закона является субъективным юридическим обязательством. Они имеют неразрывную связь и не могут существовать друг без друга. Право одного субъекта не может быть осуществлено без реализации соответствующей обязанности другого лица. Существование той же обязанности без учета субъективного права не имеет смысла. Поэтому известное высказывание о том, что «не может быть прав без обязательств», не только отражает общие принципы социальной справедливости, но и является проявлением чисто юридической закономерности в функционировании правовых норм.
Субъективная юридическая обязанность — это правовые нормы, налагаемые на предмет права для удовлетворения интересов уполномоченного субъекта, меры должного поведения в правовых отношениях, реализация которых обеспечивается возможностью государственного принуждения.
Определение субъективной юридической обязанности отражает ее следующие характерные особенности:
1.Речь идет о том, что необходимо соблюдать определенное поведения.
2.Он может быть возложен только на человека, который является законным и способным, то есть на правоспособное лицо.
3.Он налагается на субъект права для удовлетворения интересов уполномоченного субъекта.
4.Имеются правовые отношения.
5.Надлежащее поведение имеет свои пределы (меру).
6.Он не может существовать без учета субъективного правового законодательства.
7.Реализация обеспечивается возможностью государственного принуждения.
8.Имеет юридический характер, что выражается в том, что:
Субъективные юридические права и обязанности, как и все диалектические противоположности, наделены общими чертами и в то же время отличаются друг от друга. Они объединены, во-первых, общим правовым характером. Так, долг вытекает из правовых норм и гарантируются государством.
Можно сказать, что право является мерой возможного поведения, а обязанность это мера поведения должного. Суть этого различия заключается в том, что реализация права зависит от воли управомоченного лица, а воля обязанного лица в этом отношении выражена жестко. Это означает, что оно должно реализовать свою обязанность .
В заключение можно заметить, что в общем виде субъективные обязанности так же, как и субъективные права, могут быть неюридическими: субъективные моральные обязанности, субъективные обязанности участников общественных организаций и т. д.