Курсовая теория на тему Нормативные правовые акты органов исполнительной власти
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Ведомственное нормотворчество: понятие, сущность,
основные принципы 5
Глава 2. Виды нормативных правовых актов органов
исполнительной власти 14
Глава 3. Характеристика ведомственных нормативных актов
МВД России. 24
Заключение. 28
Список
использованной литературы 31
Введение:
Правотворческая политика
– это то же правотворчество, но отличающееся своей научной продуманностью и
обоснованностью, а потому и более эффективное. Современная правотворческая
политика сложное и неоднозначное явление. Она базируется на правотворческой
деятельности и направлена на упорядочение этой деятельности и всестороннее
совершенствование системы права. Правотворческая политика – это одна из
разновидностей правовой политики государства, которая выражается в научно
обоснованной, концептуально оформленной, стратегически и тактически выверенной
правотворческой деятельности, направленной на решение социально-экономических,
политических, культурных и иных задач развития общества.
Важной проблемой
административной деятельности полиции является завоевание доверия граждан, а
также вовлечение их в сферу охраны общественного порядка и обеспечения
общественной безопасности. Для этого в настоящее время созданы определенные
условия, в частности, принят закон «Об участии граждан в охране общественного порядка».
Однако для получения полного доверия со стороны граждан и институтов
гражданского общества российской полиции предстоит еще многое сделать.
Целью исследования
является определение правовых актов государственного управления в деятельности
органов внутренних дел:
· Характеристика системы МВД России;
· Рассмотрение полномочий и компетенций МВД
России.
· Рассмотрение понятия и видов правовых
актов государственного управления в деятельности органов внутренних дел;
· — Анализ этапов принятия правовых актов государственного
управления в деятельности органов внутренних дел
Объектом исследования
являются правовые отношения в органах исполнительной власти.
Предметом исследования являются
нормативные правовые акты органов исполнительной власти.
Теоретическая база
исследования представлена статьями правоведов-административистов по вопросам
правового статуса МВД РФ и правового регулирования деятельности сотрудников МВД
РФ.
Методологической основой
работы послужили методы правового анализа, сравнительно-правовой метод и метод
научного познания.
Структура работы.
Курсовой проект состоит из введения, основной части, заключения и списка
использованной литературы.
Заключение:
Согласно поставленным задачам были
сделаны следующие выводы:
1. Юридическая техника имеет возможность практически
воздействовать на правотворчество. Роль юридической техники в области
правотворчества состоит в обеспечении процесса формирования права необходимыми
ресурсами и придании идеальной формы его семантической составляющей. Учеными
отмечается особая роль юридической техники в решении многих проблем и
специфическом характере взаимодействия правотворческой политики и юридической
техники. С точки зрения взаимодействия юридической техники с правотворческой
политикой она представляет собой систему приемов, способов, средств, методов,
правил и т.п., применяемых при подготовке и упорядочении нормативных правовых
актов в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.
2. Анализ понятия «нормативный правовой акт» показывает, что
это в первую очередь официальный письменный документ, но в ряде случаев
неоднозначность и неопределенность трактования понятия требует уточнения. Все
нормативные правовые акты обладают рядом признаков, отражающих их сложную
природу. С точки зрения носителя нормативные правовые документы до сих пор
преимущественно создаются на бумажном носителе информации, поскольку именно он
может обеспечить юридическую силу и сохранность документа с течением времени.
Из всего перечня установленных
нормативных документов органы исполнительной власти издают приказы, так как
разработка постановлений и распоряжений закреплена за Правительством Российской
Федерации. Видовой состав нормативных правовых актов, установленный в Правилах
является неполным. В ходе исследования было выявлено, что к нормативным
документам также относятся административные регламенты предоставления
государственных услуг (исполнения государственных функций), федеральные целевые
программы. В органах силового блока создаются наставления, директивы, указания
и др.
Наиболее эффективным способом
решения данной проблемы является разработка и принятие Федерального закона «О
системе нормативных правовых актов Российской Федерации». В таком законе
целесообразно установить: понятие нормативного правового акта; все виды
нормативных правовых актов; органы государственной власти, обладающие правом на
принятие нормативных актов; юридическую силу нормативных актов по отношению
друг к другу; принципы правотворчества в Российской Федерации; основы
юридической техники, подготовки, принятия и действия нормативных актов. А также
предлагается видовой состав нормативных правовых документов органов
исполнительной власти закрепить в специальном Перечне, который бы мог стать
приложением к «Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
3. В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти и их государственной регистрации не отражено ни
одного формуляра нормативного акта, а указано оформление лишь отдельных
реквизитов. Технология разработки общая для всех видов нормативных актов, тогда
как на отдельные виды нормативных документов установлен иной порядок
разработки. Также следует отметить, что представленная технология
непоследовательна, что может привести к нарушению алгоритма разработки или к
проведению излишних административных процедур. Помимо этого, было выявлено, что
представленная в Правилах технология является неполной. Стадия рассмотрения
проектов нормативных правовых документов регламентирована в Правилах раскрытия
федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов
нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.
Решением данной проблемы будет
являться переработка «Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Необходимо
издание нового документа, который закрепил бы требования только к основным этапам
разработки нормативных документов органов исполнительной власти. При этом
рекомендуется указать в нем ссылки на нормативные документы, регламентирующие
технологию разработки отдельных видов нормативных правовых актов.
4. Субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают
алгоритм разработки нормативных правовых актов субъекта, чаще всего он
содержится в Инструкциях по делопроизводству. Получается, сколько субъектов
столько и различных технологий разработки и их качество зависит от понимания,
на сколько она должна быть детализирована. Есть субъекты Российской Федерации,
которые регламентируют ее подробно, кто-то оставляет лишь основные этапы не
конкретизируя их.
Основные этапы технологии разработки
нормативных документов субъектов Российской Федерации совпадают во всех
рассмотренных субъектах РФ. Но во всех субъектах информационное наполнение «Инструкций
по делопроизводству» по каждой процедуре разное: кто-то подробно описывает
стадию согласования проекта (Саратовская область), а кто-то процесс его оформления
(Хабаровский край). Для решения этой проблемы предлагается включить в
Инструкции по делопроизводству схемы (оперограммы) процесса разработки
нормативных документов субъекта, а в самом тексте Инструкций последовательно и
детально описать весь алгоритм их подготовки с указанием конкретных
исполнителей и их действий на том или ином этапе разработки.
Практически во всех субъектах РФ
происходит дублирование видового состава между высшим должностным лицом
субъекта РФ и высшим органом исполнительной власти субъекта РФ. Для решения данной
проблемы необходимо это дублирование исключить, как это было сделано в
Краснодарском крае, и правом издавать правовые документы субъекта наделить
только высшее должностное лицо субъекта РФ.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Ведомственное нормотворчество: понятие,
сущность, основные принципы Изучая формы участия государства в
гражданских правоотношениях, важно правильно установить рамки этих отношений.
Как правило, эти рамки будут варьироваться исходя из характера отношений, а
именно, вещных или отношений собственности и соответствующего участия в них
государства. Очевидно, что собственность являет собой материальную основу, без
которой участие в гражданских правоотношениях становится невозможным для любого
участника данных правоотношений. Государство, и, следовательно,
публично-правовые образования в этом случае не являются исключением.[1]
Государство и публичные образования должны
вершить судьбу публичного имущества, ставя во главу угла направление и
потребности экономического развития как такового, при этом не забывать о целом
ряде социальных факторов. Все вместе это ведет к необходимости детально
отслеживать процессы разграничения, приобретения, оборота и отчуждения
публичной собственности и, как следствие, процессы по ее дальнейшему
управлению. Но происходит все вышеперечисленное не в пределах особых норм,
являющимися, по сути, отдельным институтом права публичной собственности в
границах конституционного права, а в рамках нормативного закрепления в
гражданском законодательстве особенностей правового регулирования отношений,
связанных с публичной собственностью, опираясь при этом на пункт 2 статьи 184
Гражданского кодекса Российской Федерации.[2]
Объекты права государственной
собственности изначально делятся на две группы, причем различия между ними
носят весьма серьезный характер, который не может не отразиться на правовом
статусе. Итак, первая группа включает в себя категорию субъектов,
предназначенных для общего пользования граждан и удовлетворения потребностей
государства как такового, в юридической литературе ей присвоен термин
исключительная государственная собственность. Во вторую группу входят объекты
производственного назначения, иными словами все, что предполагает под собой
термин «неисключительная государственная собственность».[3]
Объекты первой группы выделяются серьезным
перечнем особенностей правового режима, отмечая возможные варианты случаев,
порядок и условия участия в гражданских правоотношениях объектов, характерных
для этой группы.
Публичные образования являются
собственниками своего имущества, в силу этого они независимы от себе подобных,
а стало быть, участвуют в гражданском обороте наравне со всеми, то есть
самостоятельно и обособленно.[4]
В пункте «г» статьи 72 Конституции
Российской Федерации[5]
содержится предложение о разделении государственной собственности. В данной
статье она прописана как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее
субъектов, из этого вытекает наличие особой системы разграничения
государственной собственности с участием всех вовлеченных в этот механизм
вышеуказанных субъектов.
Согласно историческим фактам, это событие,
а именно разграничение государственной собственности, датируется началом 1990-х
годов и знаменуется образование такого государства, как Российская Федерация, в
последующем решение по вопросу собственности нормативно закрепляется Постановлением
Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики
и распоряжением Президента Российской Федерации.[6]
Гражданский кодекс Российской Федерации не
включает в себя детального описания процедуры ее разграничения. В статье 214
Гражданского кодекса Российской Федерации[7]
закреплено, что включение государственной собственности в федеральную и
собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке,
предусмотренном законом.
На сегодняшний день важными нормативно-правовыми
актами, закрепляющими данные принципы и процедуру, наряду с уже принятыми,
являются федеральные законы.
Характерные особенности присущие
публично-правовым образованиям предполагают наличие отличительных черт в их
правовом статусе как собственников. Например, публичные образования имеют
особые привилегии по вопросам приобретения имущества в собственность. Согласно
пункту 2 статьи 233 Гражданского кодекса Российской Федерации,[8]
в случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным
ценностям и собственник которых не может быть установлен, либо в силу закона
утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность.
Правотворчество – это деятельность,
которая направлена на установление, изменение или отмену правовых норм.
Правотворчество включает в себя ряд стадий, ступеней, этапов и протекает под
влиянием целого ряда факторов социальной реальности, определяющие в своей
совокупности сущность той или иной нормы права, ее форму и содержание, ее
положение в системе, отрасли, институте права, ее назначение и роль в жизни
общества. Процесс правотворчества закреплен в Конституции Российской Федерации,
что говорит о его большой значимости для страны. Принятие нормативных правовых
актов всегда сопровождается анализом и прогнозированием дальнейшего развития
системы правотворчества. [1]
Сергеев А.П. Гражданское право. T.l. / М.: Проспект. — 2020. — С. 336. [2]
Камышанский В.П., Коршунов Н.М., Иванов В.И. Гражданское право. В 2 ч. Ч. 1. /
М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2012. — С. 193. [3]
Камышанский В.П., Коршунов Н.М., Иванов В.И. Гражданское право. В 2 ч. Ч. 1. /
М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2012. — С. 193. [4]
Сергеев А.П. Гражданское право. T.l. / М.: Проспект. — 2020. — С. 337. [5]
Собрание законодательства Российской Федерации. — 04.08.2014. — № 31, — Ст.
4398. [6]
Камышанский В.П., Коршунов Н.М., Иванов В.И. Гражданское право. В 2 ч. Ч. 1. /
М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2012. — С. 194. [7]
Собрание законодательства Российской Федерации. — 05.12.1994. — № 32. — Ст.
3301. [8]
Собрание законодательства Российской Федерации. — 05.12.1994. — № 32. — Ст.
3301.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ 5
1.1 Теоретический аспект моделей исполнительной власти в современном государстве 5
1.2 Исполнительная власть как субъект правотворчества 11
2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1 Правительство Российской Федерации в системе органов исполнительной власти 16
2.2 Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации на региональном уровне 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Введение:
Данная курсовая работа будет посвящена исполнительной власти Российской Федерации.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в системе всех государственных органов Российской Федерации исполнительная власть занимает главенствующее положение.
Конституция Российской Федерации закрепляет принцип разделения властей правового государства. Данный принцип распространяется на законодательные, исполнительные и судебные органы власти, каждый из которых выполняет только свои функции и не имеет полномочий брать на себя деятельность другой ветви власти.
Образование таких границ направлено, в первую очередь, на удержание власти от возможных злоупотреблений и не допущение тоталитарного управления государством.
Подвергнув анализу научную литературу по данной теме, в курсовой работе необходимо отразить правовые и конституционные аспекты осуществления деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации . Цель исследования заключается в изучении нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Поставленная цель определяет наличие следующих задач:
— раскрыть теоретический аспект моделей реализации исполнительной власти;
— рассмотреть правотворческую деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации;
— проанализировать правовые основы деятельность исполнительной власти;
— рассмотреть нормативные правовые акты органов данной ветви власти.
Проблемам исполнительной власти в Российской Федерации посвящены научные работы многих ученых-правоведов таких, как Н.А. Бердяев, Д.А. Ростоу, А.Б. Бутенко, Д.Н. Бахрах, М.Ю. Мизулин и другие.
В первой главе курсовой работы будут рассмотрены теоретические аспекты деятельности исполнительной власти, подвергнуты анализу по ключевым характеристикам две её формы реализации: демократическая и авторитарная. Представлены основные моменты правотворческой деятельности органов Российской Федерации рассматриваемой ветви власти, важные принципы правотворчества.
Во второй главе работы будет изучена роль Правительства Российской Федерации в системе исполнительной власти государства. Подвергнута анализа система нормативных правовых актов, изучена их юридическая природа и порядок их принятия.
Заключение:
Курсовая работа была посвящена исполнительной власти Российской Федерации. В заключение работы целесообразно сделать вывод о том, что поставленная цель достигнута и выполнены следующие задачи:
— раскрыт теоретический аспект моделей реализации исполнительной власти;
— рассмотрена правотворческая деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации;
— проанализированы правовые основы деятельность исполнительной власти;
— рассмотрены нормативные правовые акты органов данной ветви власти.
Таким образом, имеет место быть тренд усовершенствования системы исполнительной органов Российской Федерации федерального и регионального уровней власти, о чем говорят принимаемые законы и другие нормативные правовые акты.
Необходимо отметить, что реализация исполнительной власти на региональном уровне должна носить управленческий характер и быть не политизированной.
Как указано в данной курсовой работе, система исполнительной власти в России является совокупностью органов исполнительной власти федерального и регионального уровней власти, которая обладает четко структурированным характером.
Фрагмент текста работы:
1.1 ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
1.1 Теоретический аспект моделей исполнительной власти в современном государстве
Одной из главных политических систем общественной жизни, напрямую связанной с уровнем жизни граждан, служит исполнительная власть. Вопросам исполнительной власти активно посвящается большое множество научных трудов отечественных специалистов в области права, вопросам исполнительной власти уделяется много внимания в научной юридической литературе.
Изучением деятельности исполнительной власти занимались такие специалисты, как М.И. Ославский, В.Б. Аверьянов, Ю.П. Битяк, А.В. Петришин и другие. Очевидно, что, помимо правовой сферы, категория «исполнительная власть» применяется и в других науках, однако там рассматриваемый термин понимается слишком расширенно в значении любого органа государственной власти. Административное право играет важную роль в становлении исполнительной власти, его задачей служит интерпретация структуры и полномочий этой ветви власти. Теория государства и права, в свою очередь, рассматривает исполнительную власть через призму общих закономерностей её возникновения и регулирования.
Сам термин «исполнительная власть» не может быть до конца точным, поскольку он не предполагает всю суть политической жизни стран современного мира, и имеет место быть только в контексте правовой доктрины государств с жестким разделением властей.
Целесообразно рассмотреть две точки зрения относительно истории возникновения исполнительной власти. Согласно первой точке зрения, исполнительная власть появилась вместе с возникновением государства, в монархических государствах функции этой ветви власти выполняли их главы. В государствах с республиканской формой правления эти функции выполняли разные должностные лица.
В соответствии со второй точкой зрения, что исполнительная власть возможна только при условии разделения властей. Другими словами, говорить о существовании исполнительной власти до возникновения разделения нет причин.
Исходя из двух разных мнений, высказанных выше исполнительная власть входит в состав традиционных ветвей государственной власти.
Целесообразно рассмотреть две модели исполнительной власти: положительную и отрицательную. Положительная модель будет вбирать в себя условия демократии, отрицательная склонна к формам авторитаризма.
Ключевые характеристики для анализа будут следующими:
— выбор основных должностных лиц исполнительной власти;
— реализации принципов разделения властей и федерализма;
— законность, ответственность ветви власти перед обществом.
Первой будет рассмотрена авторитарная исполнительная власть, которая нарушает принципы правового государства и демократии.
1)Отсутствие выборов основных должностных лиц государственной власти. В основном органы исполнительной власти формируются путем выборов с участием населения. Тем не менее, механизмы их проведения часто нарушаются или являются фиктивными: на избирателей оказывается давление, ставятся рамки, ограничивающие их выбор.
2) Отсутствие конституционных механизмов исполнительной власти. В данном случае имеет место быть несоответствие полномочий и ресурсов реализации деятельности органа власти. Вся власть ориентируется на один орган, формировавший правительство.
3) Формальное разделение полномочий. Исполнительная власть имеет зависимость от себя других ветвей власти, нарушая данным фактом принцип разделения властей. Права на принятие решений в рамках своей деятельности выходят за границы конституционности. Имеет место быть переделегирование полномочий, когда переданные полномочия орган, находящийся ниже по иерархии, передает другому органу, что создает бездеятельность и бюрократизацию.
4)Фиктивный контроль и нарушение законности. Вся система исполнительной власти является ярким участником политического процесса. Реализация тенденций нарушения законности в деятельности данной ветви власти приводит к тому, что отсутствие законности начинает приобретать тотальный характер.