Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Нормативно правовые акты регулирующие систему здравоохранения в РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1 Правовое регулирование
медицинской деятельности и охраны здоровья  6

1.1История развития охраны здоровья населения и
медицинской помощи в РФ.. 6

1.2 Отличительные особенности
советского законодательства об охране здоровья и медицинской помощи. 9

1.3 Система охраны здоровья в РФ и ее основные принципы.. 11

Глава 2. Конституционно-правовое регулирование сферы
охраны здоровья. 16

2.1.Нормативно-правовое регулирование
медицинских услуг. 16

2.2 Органы государственной власти в
сфере здравоохранения. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 41

 

 



 

  

Введение:

 

Под системой здравоохранения в Российской
Федерации принято понимать совокупность органов и учреждений, которые
осуществляют управление здравоохранением в целях сохранения и укрепления
здоровья населения посредством оказания медицинской помощи. Одним из
наиважнейших направлений в политике Российской Федерации является
законодательное регулирование вопросов охраны здоровья граждан. На федеральном
уровне сфера управления здравоохранением представлена системой
нормативно-правовых актов, которые объединены в самостоятельную отрасль
российского законодательства. Законодательство РФ состоит из положений
Конституции РФ, нормативно-правовых актов субъектов федерации и муниципальных
образований. Российское государство гарантирует каждому человеку охрану
здоровья в соответствии с нормами международного права и внутренним
законодательством.

Законодательное обеспечение прав граждан в
сфере охраны здоровья направлено на достижение одной из главных целей
государственной политики — сбережение и укрепление здоровья населения
Российской Федерации.

Нынешняя система охраны здоровья построена на
основе законодательства, впитавшего в себя передовой опыт отечественной и
мировой науки и практики различных систем здравоохранения.

В соответствии со статьей 41 Конституции
Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и
медицинскую помощь. В настоящее время реализация данного конституционного права
является одной из наиболее актуальных и, одновременно, сложных проблем для
российского общества.

Условия продвижения современной России
заставляют иначе, чем ранее, посмотреть на содержание, приоритеты и конкретную
реализацию права на медицинскую помощь и лечение. В наше время происходит
значительное увеличение части населения, нуждающейся в правовой и социальной
поддержке от государства, что требует сохранения, а вместе с тем серьезного
увеличения объема гарантий по реализации указанных прав.

Сегодня накоплена достаточно объемная
нормативно-правовая база в области реализации права на охрану здоровья в
различных отраслях законодательства, но она не носит систематизированный
характер. Это создает необходимость их комплексного анализа с конституционных
позиций. Однако в последние годы качество
медицины значительно ухудшилось.

Для России проблемы качества медицинской помощи
также актуальны и усугубляются системным недофинансированием отрасли. Данный
факт предопределяет особую актуальность представленного исследования, с учетом
неоспоримого практического интереса выводов, заявленных в работе.

Степень научной разработанности проблемы. Определенным
аспектам обозначенного вопроса уделялось внимание в работах таких авторов как:
Акопов В.И., Артемьев Ф.А., Гончаров Н.Г., Глушкова С.И., Лучин В.О., Морозова
Л.А., Рудинский Ф.М., Стеценко С.Г., Шленева Е.В., Щепина О.П. и другие.

         Объектом работы являются общественные отношения в области
здравоохранения в Российской Федерации.

Предметом работы является законодательство в области здравоохранения в
Российской Федерации и практика его применения.

Целью работы является разработка предложений по совершенствованию механизма
административно-правового регулирования в области здравоохранения в Российской
Федерации на основе исследования законодательства и практики его применения.

Цель работы предопределила следующие его задачи:

                  
определить
сущность, содержание и принципы государственного управления в области
здравоохранения;

                  
проанализировать
становление и развитие административно-правового регулирования в области
здравоохранения;

                  
исследовать
современную систему органов исполнительной власти в области здравоохранения.

Теоретическую основу исследования составили научные труды                    Андреевой Ю.А., Кузнецовой
Е.В., Анесянц С.А., Голотиной В.Ю., Байновой М.С., Батиевской В.Б., Шабалиевой
В.А., Глущенко А.Н., Егиазарян К.А., Аттаевой Л.Ж., Ефремовой Д.В., Ижаевой
З.Н., Куделиной О.В., Моисеевой В.В., Пискуновой С.В., Чевтаевой Н.Г., Пищиты
А.Н., Улумбековой Г.Э., Хасанова Ф.З. и других ученых.

Нормативную основу  работы
составили Конституция РФ, нормы международного права, федеральные конституционные
законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства
РФ, акты министерств и ведомств в области в области здравоохранения.

Методы и методология исследования. В процессе исследования использовался
многоуровневый комплекс методов научного познания, что было предопределено его
целью и задачами.

Научная обоснованность и достоверность содержащихся в дипломном исследовании
выводов, предложений и рекомендаций определяются эмпирической базой последнего.
Ее составили нормативно-правовые акты, практика судов.

Научная новизна исследования заключается в том, что автор предлагает
собственные инновационные подходы к решению некоторых проблем системы правового
регулирования системы здравоохранения с учетом проблем современности.

Структура работы определена целью и задачами исследования. Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Вопрос здравоохранения в
нашей стране всегда стоял очень остро. С момента возникновения системы
здравоохранения, как отдельной сферы жизни, государство стремиться достичь
баланса между желаниями народа в области оказания медицинских услуг и
возможностями государства. К сожалению, на данный момент нельзя сказать, что
точка равновесия достигнута. Кроме того, отрасль здравоохранения является той
отраслью, которая влияет на все сферы деятельности государства или отдельного
человека. Системой здравоохранения поддерживается здоровье граждан, от которого
зависит их работоспособность, от которой, в свою очередь, зависит
производительность и, если продолжить цепочку, в конце влияет на экономику
страны в целом.

Однако важно изучить
основы вопроса: что же такое система здравоохранения, основные понятия, цели и
задачи данной системы и так далее. Рассмотрение основ системы здравоохранения
поможет понять, на чем основано функционирование этой системы и для чего эта
система предназначена. Таким образом, именно этим и обусловлена актуальность
выбранной тематики.

Также стоит отметить, что
при написании данной дипломной работы использовались как общенаучные, так и
частные методы исследования, в частности анализ, индуктивный и дедуктивные
методы, аналогия, а также сравнение, количественный и качественные методы и
другие.

Итак, систему
здравоохранения можно определить как деятельность, представленная рядом
мероприятий, главная цель которых состоит в продвижении, восстановлении и поддержании
здоровья. То есть, по сути, основной задачей системы здравоохранения является
охрана здоровья граждан.

Согласно Федеральному
закону от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации», охрана здоровья – это система мер экономического, политического,
правового, научного, социального, медицинского, в том числе
санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых
органами государственной власти Российской Федерации различного уровня в целях профилактики
заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья
каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления
ему медицинской помощи.

При этом охрана здоровья
должна проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в
соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Система здравоохранения
состоит из государственной, муниципальной и частной систем. Согласно ст.29
Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» государственную систему здравоохранения составляют:

1) федеральные органы
исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;

2) исполнительные органы
государственной власти, органы управления субъектов Российской Федерации в
сфере охраны здоровья;

3) медицинские
организации и фармацевтические организации, организации по обеспечению надзора
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные
учреждения и прочие организации, подведомственные федеральным органам.

Муниципальную систему
здравоохранения составляют:

1) органы местного
самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие
полномочия в сфере охраны здоровья;

2) медицинские
организации и фармацевтические организации, подведомственные органам местного
самоуправления.

Частная система
здравоохранения включает медицинские организации (созданные юридическим или
физическим лицом), а также фармацевтические организации и иные учреждения в
сфере здравоохранения.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1 Правовое регулирование медицинской деятельности и охраны здоровья

 

1.1История развития охраны здоровья населения и
медицинской помощи в РФ

 

В Уставе Всемирной организации здравоохранения
здоровье человека описано как «состояние полного физического, духовного и
социального благополучия нации». Таким образом, здоровье как категория не
считается только медицинским понятием. Оно представляет собой
социально-правовую, экономическую, юридическую категорию. Это понятие не знает
государственных границ, различий по национальностям, не зависит от половой принадлежности
и возраста человека.[1]

Тот факт, что здоровье нации напрямую зависит
от уровня, качества оказания медицинских услуг в стране — не вызывает сомнение.

В России — 
оказание медицинских услуг населению развивалось постепенно и напрямую
зависело от тех исторических событий, которые происходили в Российском
государстве.

Процесс формирования медицинской деятельности в
России условно можно разделить на несколько этапов:

— первый этап связан с развитием медицины в X
веке. Именно 10 век считается отправной точкой в процессе формирования медицинской
деятельности в России, поскольку именно к этому периоду относятся первые
документы, в которых получили свое закрепление отдельные аспекты медицинской
деятельности.

В Древней Руси существовали три основные формы
врачевания: народное врачевание, монастырская и городская (светская) медицины.

Народная медицина управлялась преимущественно
морально-этическими нормами. Представители народной медицины основывали свое
лечение на принципах язычества, что естественно вызывало отрицательное
отношение к этому явлению со стороны христианского государства. Людей которые
занимались народным врачеванием называли кудесниками и знахарями.

Монастырская медицина регулировалась «Церковным
Уставом» в соответствии, с которым лекари считались людьми церковными, а
больницы относились к церковным учреждениям. 

Представителями городской (светской)
медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным
врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного
происхождения за помощь больным они брали деньги, не стесняясь, чем и вызывали
негодование у представителей других ветвей медицины. Таким образом, еще в
Древней Руси оказание медицинской помощи носило возмездный, платный характер.

— второй этап − 
историки связывают с годами правления русского царя — Петра 1.

Ещё в 1581 году был создан Аптекарский приказ —
орган государственного управления медициной. В ведении Аптекарского приказа
находились доктора, лекари, аптекари, костоправы, астрологи, травники, которые
оказывали медицинскую помощь.[2]

С позиций сегодняшнего дня можно только
подивиться дальновидности и мудрости правителей России, которые уже тогда
активно использовали взаимодействие и сотрудничество со специалистами других
стран в области медицины. 

Аптекарский приказ сыграл решающую роль в
подготовке отечественных врачей. В 1654 году была открыта первая Московская
врачебная школа, где готовили отечественных лекарей, а в конце 17 века начали
отправлять молодых людей за границу для обучения врачебному делу.

Так же, благодаря Аптекарскому приказу – было
урегулировано врачебное освидетельствование для определения степени утраты
здоровья.

По результатам врачебного освидетельствования
составлялись «дохтурские сказки» в которых указывалось, в частности какой
болезнью болен пациент и годен ли он для государственной службы. Таким образом,
Аптекарский приказ заложил основы современного документирования течения
болезни, то есть создал историю болезни.

За время правления Петра 1 появилось много
документов правового характера, регулирующих медицинское дело в стране, был
проведен ряд организационных мероприятий, которые привели к структурным
изменениям в области здравоохранения.

Именно во времена правления Петра 1 стала
развиваться такая отрасль медицины — как военная медицина. 

В послепетровский период долгое время
сохранялось преемство его идеям в области системы здравоохранения.
Преобразования осуществленные Петром Великим, в области регламентации медицины,
нашли свое отражение в дальнейших действиях российских правителей XVIII и XIX
веков. Власть стремилась максимально принимать участие в регулировании оказания
медицинской помощи населению[3].

— третий этап характеризует правовое
обеспечение медицинской деятельности в Российской империи (XVIII в.-1917г)

В период с середины XVIII века до 1917 г. были внесены
существенные изменения в сферу регламентации оказания медицинской помощи.

В 1738 г. Царица Анна Иоанновна учредила при
главной аптеке Санкт-Петербурга диспансеризацию – ежедневный бесплатный
амбулаторий приема больных из неимущих слоев населения.

Подтверждением огромного значения данного вида
государственной деятельности, стал факт того, что медицинские вопросы перешли в
ведение Министерства внутренних дел. Кроме того, регулирование оказания
медицинской помощи могло теперь осуществляться как через указы императора, так
и через ведомственные нормативные акты Министерства внутренних дел. 

Особую роль в правовой регламентации
медицинской деятельности отводится Врачебному уставу, вошедшему в Свод законов
Российской Империи в 1857 г. Практически это первый нормативный акт в сфере
медицины. В его состав входило 1866 статей, которые регламентировали детально
вопросы профессиональной квалификации, обязанности врачей и лекарей.

В 1916 г. были сделаны попытки создать единый
управляющий орган в системе здравоохранения, коим на некоторое время стало
Главное управление государственного здравоохранения. Однако оно просуществовало
всего несколько месяцев до начала 1917 г.

 
четвертый этап − правовое регулирование оказания медицинской помощи в советский
и постсоветский периоды.

Таким образом, правовое регулирование
взаимоотношений в обществе во все времена не могло не коснуться медицинской
деятельности. Первыми элементами правового регулирования в здравоохранении
можно считать законодательные акты при формировании государств.



[1] Вопросы совершенствования системы
государственного управления в современной России: межвузовский сборник научных
статей/ под общ. ред. Фотиной Л.В. –М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 736 с.

[2] Глущенко А.Н.
Административно-правовое регулирование охраны здоровья граждан в Российской
Федерации// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
юридических наук. Воронеж, Воронежский государственный университет, 2016 г. –23
с.

[3]Ефремов Д.В. К вопросу о правовом
регулировании здравоохранения// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и
истории медицины. – 2012. — № 6. – с. 7-10.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы