Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Норма и отклонения в развитии человека.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения нормы в психолого-педагогической литературе. 5
1.1 Понятие и характеристика нормы. 5
1.2 Развитие в норме и дизонтогенезе. 11
Глава 2. Рассмотрение понятие патология в психолого-педагогической литературе. 16
2.1. Понятие и характеристики отклонений 16
2.2 Структура и типы отклонений. 19
2.3 Соотношение нормативного и отклоняющегося развития 26
Заключение 28
Список использованных источников 29

 

  

Введение:

 

Одина из противоречивых проблем современной педагогики и пси-хологии — это проблема разграничения нормы и патологии. В настоящее время достаточно сложно определить, является ли развитие человека нор-маль¬ным или отклоняющимся от нормы (аномальным). Это связанно с тем, что нет единого подхода к изучению данной проблемы. Ввиду невозмож-ности дать строго научное толкование понятию человеческой нормы за нормаль¬ное признается просто среднее и в то же время, наиболее часто встречающее¬ся значение. В то же время — это усредненное значение также не остается неизменной величиной, оно меняться в зависимости от соци-ально-экономических, культурно-исторических, климатических и прочих условий окружающей среды.
Понятие норма активно используется в различных науках: педагоги-ка, психология, психиатрия, медицина. Но если провести опрос специали-стов в каждой из этих областей о том, что такое норма и отклонение от норм и какие критерии отклонений они выделяют, то точного ответа не получится. Проблема в определении данных понятий связана в первую очередь с множеством подходов и теорий к изучению развития личности и, следовательно, к ее нормальному и отклоняющемуся развитию.
Научные подходы по вопросам нормы и отклоняющегося развития основываются на работах таких авторов как: А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппен-рейтер Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу А. Валлон, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, 3. и А. Фрейд, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.
Цель курсовой работы: систематизация научно-теоретических знаний по изучаемой проблеме.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «нормы» в психолого-педагогической лите-ратуре;
2. Изучить понятие «патологии» в психолого-педагогической литера-туре;
3. Изучить структуру отклоняющегося развития;
4. Проанализировать специфику отклоняющегося развития при то-тальном и частичном дефекте.
Объект исследования — проблема нормы и патологии в современной педагогике.
Предмет исследования — методы и приемы по систематизации науч-но-теоретических знаний по проблемам нормы и патологии в психологии.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема определения нормы и отклонения в развитии психических процессов одна из спорных проблем настоящего времени.
Анализируя литературу, можно говорить, что существует насколько подходов и направления в изучении вопросов разграничения и определе-ния нормы и отклонения. Каждый психолог, занимаясь практической дея-тельностью, в той или иной мере сталкивался с проблемой определения нормы и отклонения от нее в поведении человека.
В общепринятом обобщенном смысле норма — это принятые в дан-ном обществе на определенном этапе его развития правила и требования по отношению к различным параметрам проявлений психиче-ской активности человека.
Данное понятие субъективно, и каждый исследователь и ученый под-бирает для себя подходящие критерии, основываясь на различных теориях развития личности. Так же при разработке понятия норма следует учиты-вать и окружающие факторы
Так же в литературе нет четкого определения отклонению в развитие. Аномальным считается поведение, которое идет вразрез с ценностями, привычками или мнениями большинства людей в обществе. Оно будет ка-заться тем неприемлемее, чем больше опасности представляет для самого человека или окружающих.
Таким образом, в настоящее время нет однозначного разграничения нормы и отклонения. Каждый отдельный случай следует оценивать и рас-сматривать с точки зрения различных теорий и подходов к определению нормы и отклонения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения нормы в психолого-педагогической литературе.
1.1 Понятие и характеристика нормы.
Понятие нормы многогранно и многостороннее, оно находиться на периферии нескольких наук. Нельзя рассматривать только психологиче-скую сторону нормального развития не затрагивая педагогические, меди-цинские, социальные аспекты.
В настоящее время в психологии, да и в других науках, все ещё не существует единого представления о норме. Одним из ведущих источников заимствований в психологии является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие нормы традиционно суще-ствует в виде дихотомии норма — патология. [6]
В период развития психологии как отдельной науке, при использо-вании социально-психологических методов исследования человеческой психики остро стал вопрос об определении нормы. В ходе многочислен-ных исследований стало понятно, что содержание понятий норма и откло-нение во многом зависит от социальных условий.
До настоящего времени ученые не придут к единому определению понятия норма. Определение понятий норма и отклонение, а также их раз-граничение — это междисциплинарная проблема, которая выходит за рамки только психологии и педагогики.
В литературе выделяют различные виды нормы. Каждый вид осно-вывается на тех или иных базисных понятиях и в той или иной степени в большей мере отвечает различным научным учением, но они не пересека-ются между собой. Рассмотрим виды нормы более подробно.
Статистическая норма. Научное обоснование данного вида нормы строится на том, что большинство свойств, характеристик или достижений у людей одинаковы. Самое большое количество случаев расположено около средней величины и уменьшается по направлению к крайним вели-чинам и экстремальным вариантам. Таким образом, нормой считаются те показатели, которые характерны для средней статистической величины. То есть нормально то, что характерно для большинства. [3] Но такое опреде-ление крайне противоречиво. Например, при оценке желательных свойств человека, но наблюдаемых крайне редко. В этом случае возникает пара-докс: люди с желаемым качеством, с точки зрения статистической нормы, ненормальны. Другими словами, человек обладающий, например, таким качеством личности как бескорыстие — считается ненормальным, так как это редкость. Таким образом, статистическую норму следует восприни-мать сдержанно и тем более не ограничиваться в оценке свойств, качеств, характеристик человека только ей одной.
Функциональная, или индивидуальная норма. В данном подходе, нормальным считается то, что обеспечивает человеку как субъективное удовлетворение, так и самореализацию при адекватном восприятии и при-нятии реальности. [6] Объектом анализа и оценки здесь является индивид со своими собственными возможностями, способностями, потребностями, желаниями, опытом и др. Этот индивид нормален, если он такой, каким должен быть со своей собственной точки зрения; проявляется так, как ему это свойственно; находит удовлетворение в том, что сам считает правиль-ным или красивым. [2] Применение этого определения нормы должно происходить с осторожностью. При определении нормы развития в дан-ном подходе необходимо учитывать собственный особенный путь разви-тия личности и любое отклонение считать отклонением от нормы только в сопоставлении с этим путем.
Идеальная норма. В данном подходе при оценке человека, эго пси-хических функций, на передний план выходят не количественные, а каче-ственные показатели. Следовательно, при таком подходе — норма не сред-нее или наиболее часто встречающееся, а образцовое, идеальное. Такая норма — это бесконечный процесс самореализации индивида, так как она достигается только при идеальных чертах, в процессе развития. В психо-логии идею об идеальной норме развивали в своих моделях развития лич-ности психологи гуманистического направления Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу и др. В своих работах они говорили о том, что отсутствие идеала или стремления к нему — это признак ненормальности. Одинаково ненор-мально, когда человек имеет много противоречивых идеалов, резко их ме-няет или считает идеалом нечто, с точки зрения общества идеалом не яв-ляющееся. [6] Для гуманистического направления характерно поэтапное развитие личности, которое стремится к самореализации. Каждое отступ-ление и пропуск определенного этапа к этому стремлению – отклонение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы