Курсовая теория на тему Н.М.Карамзин — этнограф и бытописатель («Письма русского путешественника»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Путешествия в русской мемуарной литературе 6
1.1 Специфика жанра мемуаров 6
1.2 История создания «Писем русского путешественника» 10
1.3 Особенности метода бытописания Н.М. Карамзина (на примере «Писем русского путешественника») 13
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Введение:
Важно отметить, что непосредственная жанровая специфика мемуаров, а также и их формальные и содержательные признаки, являются предметом исследования литературоведов. Существуют различные точки зрения на место мемуаров в системе прочих литературных жанров. Так, мемуары – это не только некоторое подведение итогов с их последующим оглашением, но и срез определенной эпохи и времени, поскольку мемуары не могут не опираться на реальные жизненные факты. Текст не может считаться мемуарами, если он не опирается на реальные факты и события. Такая документальность приближает мемуары, скорее, к публицистике.
Стоит подчеркнуть также, что мемуары представляют собой результат работы обыденного человеческого сознания, поскольку они призваны отражать представления автора о жизни, быте, людях, политике и т.д., которые были сформированы в ходе его обыденной жизни. Следовательно, индивидуальные особенности характера автора, уровень его образованности, классовая принадлежность – все это непосредственно оказывает влияние на итоговый текст мемуаров.
«Записки русского путешественника» относятся к жанру мемуаров, поскольку они представляют собой описание поездки Н.М. Карамзина по странам Европы. Данный литературный памятник интересен тем, что он представляет собой образ основных европейских городов, например, Дрездена, Парижа, Лондона через призму восприятия молодого русского дворянина.
Творчество Н.М. Карамзина достаточно хорошо изучено в научно-исследовательской литературе. Среди исследователей его историко-литературного наследия можно выделить следующих ученых: А.Ф. Смирнов «Николай Михайлович Карамзин» , Лотман Ю.М. «Сотворение Карамзина» , Осетров Е.И. «Три жизни Карамзина» и др.
Актуальность темы настоящего исследования состоит в том, что сам по себе жанр путевых заметок не утратил своей значимости и сегодня, когда границы во всем мире открыты, и люди самого разного достатка могут свободно путешествовать. И тем более важным с литературоведческой точки зрения является изучение источника конца XVIII века, поскольку в то время заграничное путешествие было доступно сильно ограниченному кругу лиц. И большой научный интерес представляет собой именно взгляд молодого русского дворянина на европейскую жизнь.
Объектом настоящего исследования является мемуарная литература, посвященная путешествиям.
Предметом настоящего исследования являются мемуары «Записки русского путешественника» Н.М. Карамзина.
Материалом настоящего исследования является текст Н.М. Карамзина «Записки русского путешественника».
Научно-исследовательской базой настоящего исследования являются работы Г.П. Макогоненко, Ю.М. Лотмана, А.В. Западова, П.А. Орлова, Е. Осетрова, А.Н. Балдина, Ю.Л. Малковой и др.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы проанализировать ключевые особенности «Писем русского путешественника» и обозначить основные методы бытописания Н.М. Карамзина.
Поставленная цель подразумевает выполнение следующих задач:
1. Проанализировать отличительные особенности жанра мемуаров;
2. Охарактеризовать мемуарную литературу, посвященную путешествиям;
3. Рассмотреть феномен бытописания;
4. Проанализировать историю создания «Записок русского путешественника»;
5. Рассмотреть методы бытописания Н.М. Карамзина.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы на практических занятиях, посвященных литературоведению и культурологии, поскольку анализируемый источник представляет собой памятник эпохи, который был создан на основании мировоззрения молодого русского дворянина.
Структура настоящего исследования обусловлена поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Мы установили, что жанр мемуаристики находится на стыке литературы и публицистики. С одной стороны, текст мемуаров, несомненно, является памятником литературы, поскольку он сугубо субъективен, реализуется через призму личностного восприятия реальности. С другой стороны, в тексте мемуаров есть много черт и от публицистики и истории, поскольку мемуары всегда основаны на реальных фактах, описывают реальных людей, рассматривают реальные события – но через призму личного субъективного восприятия автора. Мемуары о путешествии всегда неизбежно пропитаны субъективностью восприятия, что, однако, не уменьшает их ценности для исследования.
Мы также определили, что «Письма русского путешественника», бесспорно, являются величайшим литературным, историческим и документальным наследием, которое используется учеными-исследователями разных направлений как исторический источник, источник по изучению межкультурных аспектов комуникации, а также «нового» литературного языка. «Письма…», разумеется, не обладают бесспорной фактической и документальной точностью, и это определяет необходимость их сопоставления с информацией комплекса других источников. Тем не менее, они остаются важным источником для понимания личности самого Н.М. Карамзина.
Среди методик бытописания Карамзина мы выделили сравнения Европы и России, использование личных впечатлений, описания городов, природы, людей, населяющих Европу, описания сцен из повседневной жизни людей. Такие методики делают «Письма» важным культурно-историческим памятником, поскольку содержат не только фактические и статистические данные о том или ином городе, народе и культуре. Они также предназначены для широкого круга читателей из России, которые, скорее всего, никогда не смогли бы лично оказаться в Европе и увидеть все то, что видел Карамзин.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Путешествия в русской мемуарной литературе
1.1 Специфика жанра мемуаров
Говоря о специфике мемуарного жанра, стоит сказать, что сюжет любых мемуаров всегда прост и понятен, поскольку мемуары представляют собой воспоминания человека о себе, современниках, эпохе, путешествиях, участии в военных действиях и т.д. Стоит также отметить, что часто сюжет мемуарной литературы отличается значительной сложностью, поскольку речь идет о призме восприятия одного конкретного человека, поэтому возникает проблема документальности, достоверности излагаемых фактов, а также степени художественности самого текста.
Проблеме мемуарного жанра в контексте русской литературы XVIII века посвящено множество исследований, которые рассматривали данную проблему с самых разных сторон. А.Г. Тартаковский изучал русскую мемуаристику XVIII в. с точки зрения истории, поскольку он установил определенную взаимосвязь между историческим сознанием и спецификой мемуаристики . Следует отметить также исследования А. В. Антюхова . Е.Е. Приказчикова в своем исследовании изучает отличительные особенности репрезентации культурных мифов просвещения в России в контексте мемуарно-эпистолярной литературы XVIII столетия .
Важно отметить, что русская мемуаристика XVIII в. отличается большим количеством повествований о путешествиях, что связано с тем, что в рассматриваемую эпоху путешествия за границу были модными среди молодых русских дворян. Как отмечают исследователи, само по себе становление русской литературы путешествий пришлось на вторую половину XVIII столетия .