Курсовая теория на тему Незаконное производство аборта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. История проблемы искусственного прерывания беременности в мире. Объект незаконного проведения аборта 5
1.1. Норма об уголовной ответственности за незаконное производство аборта: историко-правовой анализ 5
1.2. Непосредственный объект незаконного проведения аборта 13
2. Вопросы уголовной ответственности незаконного проведения аборта на современном этапе в Российской Федерации 20
2.1. Вопросы уголовной ответственности незаконного проведения аборта 20
2.2. Позиция Российской Федерации в отношении абортов 25
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Введение:
Актуальность темы. Выяснение вопроса об объекте преступления вообще и в составе конкретного преступления частности является важным как с точки зрения науки, так и правоприменительной деятельности. Установление непосредственного объекта рассматриваемого преступления позволит раскрыть общественную опасность незаконного аборта и способствовать на практике его правильной квалификации. Актуальность обозначенной темы обусловлена также тем, что существует плюрализм позиций по вопросу о непосредственном объекте незаконного аборта.
Искусственное прерывание беременности сегодня является одной из морально-правовых проблем, которые неоднозначно воспринимаются различными слоями населения. Этот вопрос активно обсуждается в современном социуме, однако, к большому сожалению, оно не получило даже каких-то концептуальных сближений в процессе своего выяснения, а наоборот, начало обостряться не только на морально-этическом, религиозном уровне, но и на медицинском, научном, социально-политическом.
Социологические опросы, которые в последнее время проводились в европейских странах, свидетельствуют об определенных изменениях в сознании мужчин и женщин репродуктивного возраста в их отношении к институту брака, семьи, а затем и к так называемому «продолжение рода».
Приоритетными становятся показатели современной «комфортности» бытия личности как: карьерные возможности, финансовая и морально-правовая независимость. Кроме того, осведомленность наших современниц в возможности самостоятельного решения вопросов (лекарственными средствами, например) по собственной беременности играет здесь не последнюю роль. Таким образом, мы становимся свидетелями того только нового мировоззрения человека, но и формирование ее новых ценностей.
Проблема искусственного прерывания беременности не просто выступает точкой поляризации общества, его деления на тех, кто «за» и «против», но и представляет собой определенный индикатор, который может многое сказать о нравственной позиции человека в целом, о системе его образований. Не может оставаться в стороне данной проблематики и уголовно-правовая наука.
Уже много лет идут острые дискуссии об ответственности за проведение аборта. Достаточно широкий круг специалистов занимались и продолжают заниматься проблемами уголовной ответственности за незаконное производство аборта.
Цель курсовой работы – охарактеризовать незаконное производство аборта.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить историко-правовой анализ нормы об уголовной ответственности за незаконное производство аборта;
Рассмотреть непосредственный объект незаконного проведения аборта;
Охарактеризовать вопросы уголовной ответственности незаконного проведения аборта;
Проанализировать позицию Российской Федерации в отношении абортов.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Рассмотрев многообразие мнений о непосредственном объекте незаконного проведения аборта, и опираясь на собственные исследования по данному вопросу, мы пришли к следующим выводам:
1. Следуя концепции об объекте преступления как общественных отношений, считаем, что незаконный аборт посягает на несколько групп общественных отношений. Поэтому в составе преступления, описанного в ст. 123 УК Российской Федерации, выделяем непосредственной основной и непосредственной дополнительный объекты. На уровне дополнительного выделяем дополнительный обязательный и дополнительный факультативный.
2. Основным непосредственным объектом незаконного аборта являются общественные отношения в области медицины, которые обеспечивают беременной женщине установленные законом условия, правила и порядок проведения операции искусственного прерывания беременности.
3. Непосредственным дополнительным обязательным объектом незаконного аборта являются общественные отношения, которые обеспечивают такое благо как здоровье. Непосредственным дополнительным факультативным объектом (при аборте, повлекший смерть потерпевшего — часть вторая ст. 123 УК Российской Федерации) являются общественные отношения, которые обеспечивают такое благо, как жизнь.
Проанализированные положения Уголовного кодекса РФ, Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», актов Министерства здравоохранения РФ, а также юридической литературы свидетельствуют о несогласованности отдельных положений российского законодательства в части уголовной ответственности за незаконное проведение искусственного прерывания беременности.
На наш взгляд, уголовная ответственность за рассматриваемое преступление de jure должна наступать и при нарушении отдельных условий, регламентирующих правомерность проведения искусственного прерывания беременности (в частности: срок беременности, согласие беременной женщины и др.). Однако российское уголовное законодательство сегодня еще не учитывает должным образом положения специализированных нормативных актов в этой области, что создает реальную угрозу и нередко влечет неблагоприятные последствия как в области охраны репродуктивного здоровья населения, так и защиты его прав в целом
Фрагмент текста работы:
История проблемы искусственного прерывания беременности в мире. Объект незаконного проведения аборта
1.1. Норма об уголовной ответственности за незаконное производство аборта: историко-правовой анализ
История абортов возникла не в современной Европе. С древнейших времен материнство было под охраной. Еще в древнем мире у народов классической эпохи встречаем их в таких объемах, которые поражают также лиц, привыкших к распущенности общества. Осуществлялись аборты и в древнем мире, но они рассматривались как колдовство. Наказание было очень строгим, поскольку считалось, что человек в этом случае вмешивается в провидение Господа.
Законы Хаммурапи устанавливали ответственность лица, причинившего выкидыш дочери свободного хозяйка (§ 209: «если человек ударит дочь человека и причинит выкидыш ее плода, то он должен уплатить за ее плод 10 сиклей серебра », лица, зависела (§ 211) и отроковице (§ 213) [7, с.16].
Салическая правда устанавливала: «Если же кто оставить жизни ребенка в утробе матери раньше, чем он получит имя, и это будет доказано, присуждается к уплате 4000 ден., что составляет 100 сол» [5].
Коренную реформу в учении о преступном уничтожении плода внесло каноническое право, которое оказало принципиального значения понятию зародыша и представило в качестве основного положения своей доктрины: «Homo est, qui est futurus »-« Тот человек, который должен родиться ». Поэтому в постановлениях того времени уничтожения плода рассматривается как преступление против самого зародыше, и считается одним из видов убийства.
Древние греки решали эту проблему несколько иначе. Так, в клятве Гиппократа говорится: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария »В то время, когда Гиппократ был противником того, кто использует противозачаточные средства и проводит аборт, в его трудах достаточно указаний о том, что врачи достаточно знали искусство изгнания плода [8, с. 1]. По законам Рима каралась иметь нерожденного ребенка, если посредством уничтожения плода достигалась какая преступная цель.
Так же рассматривался это преступление древним немецким правом [4, с. 98]. Также, проблема абортов встречается и в Киевской Руси: «Всякая жена скажающы в себе отрок душегубица наречется ». Так, женщину, которая избавлялась плода, называли «душегубицею», то есть приравнивали к убийце. Исследуя брачно-семейную жизнь в Киевской Руси, отмечал, что строгие дисциплинарные наказания церковь накладывала на тех женщин, которые с целью избавиться беременности использовали зелье, обращались к услугам знахарок — бабшептух [6].
В первых веках своего существования христианство подвергали женщин-христианок пожизненному церковному наказанию за совершение аборта. Так, Св. Климент Александрийский Тертуллиан (200-205 гг.) Отмечал: «Что же касается нас, христиан, то нам убийство строжайше воспрещен. нам даже воспрещен уничтожать в чреве матери зачатого ею ребенка. помешать рождению, а не значит ли это совершить убийство? »[9, с.14].
Папа Стефан V в 899 году издает эдикт, по которому лицо, уничтожила в матке зародыш, признавалась убийцей. Это правило с небольшими перерывами действовало семь веков — к тому периоду, когда одновременно с ослаблением всеобъемлющей власти церкви происходит усиление позиций отдельных монархов и государств. Под влиянием этих процессов в самых независимых от власти Рима европейских странах происходит законодательное закрепление наказаний за совершение аборта, постепенно смягчаются под влиянием эпохи Просвещения в XIII веке [3].
В 1764 Чезаре Беккариа в своей книге «О Преступление и наказание» отмечал, что при определении наказания за аборт следует учитывать тяжелое положение, побуждает женщину осуществить его. Автор считает, что борьба с абортами будет более эффективной, если женщину не наказывать, а подавать ей материальную и моральную помощь, организовывать убежище и т.д. [10, с. 48].
Эволюция уголовной ответственности за искусственное прерывание беременности в России происходила следующим образом. Еще в «Свод законов» 1832 статья «О преступного Истребление плода» была построена так: ч.1« Кто с ведома и по согласию самой беременной женщины, употребит с ее умыслом какое-либо средство для изгнания плода ее, тот за это подвергается Лишение всех прав и подлежит ссылке в отдаленных местах Сибири». Ч. 2 «Сама беременная женщина, которая по собственному произволу или по согласию с другими употребит с умыслом какое-либо средство для изгнания плода своего, подвергается лишение всех прав и подлежит ссылке в отдаленных местах Сибири» [17].
В ст. 341 данного документа были перечислены виды родственного убийства, одним из которых было указано убийство ребенка в утробе матери, а в ст. 343 указывалось, что в особых (квалифицированных) видов убийства следует относить намеренное умерщвление и изгнание плода из утробы матери. «Положение о наказании Российской империи» 1845 в корне отличалось от Свода Законов, но вопрос об уничтожении плода нашли свое отражение в разделе преступлений против жизни (ст 1461, 1462, 1463). Данное преступление определялся как противозаконное, сознательное и волевое умерщвление плода, который находился еще в утробе матери. Статьи 1461-1463, которые определяли наказание за удаление плода, относились к главе о смертоубийство.
Согласно ст. 1461, если аборт проводился без согласия женщины, абортмахеров лишался всех прав, состояния и ссылался на каторжные работы на заводах сроком от 4 до 6 лет если женщине при этом причинялось тяжелое повреждение — каторгой от 6 до 10 лет; а в случае смерти женщины — каторгой от 8 до 10 лет. Лицо, удалила плод с согласия женщины (ст. 1462), каралась исправительными арестантскими отделениями от 5 до 6 лет; сама же женщина — заключением от 4 до 5 лет с лишением всех особых прав.
Таким образом, беременная попадала в круг субъектов преступления. Наказания, предусмотренные статьями 1461- 1462, характеризовались одной степенью строгости, независимо от того, кто выступал субъектом преступления — врач, бабка, акушер или аптекарь, ранее уличенные в таком же преступлении. Надо отметить, что по сравнению с отдельными действующими западноевропейскими законодательствами,санкции за совершение аборта отличались прогрессивностью — отсутствовало пожизненное заключение и смертная казнь; каралось только умышленное и противозаконное умерщвление плода. Если врач осуществлял аборт через показатели со стороны здоровья матери, то он ответственности не подлежал.
В Уголовном Уложении Российской империи 1903 наказания, предусмотренные за проведение аборта (ст 465, 466), значительно смягчились.
Так, виновный в умерщвлении плода карался заключением в исправительном доме: умерщвление плода без согласия женщины каралось каторгой на срок не более 8 лет; мать, должна в умерщвлении своего плода, наказывалась заключением в исправительном доме на срок не более 3 лет.
Если умерщвление плода проводилось врачом или повивальной бабкой, то от суда требовалось помешать практике виновного на срок от 1 года до 5 лет и опубликовать приговор.
Первое советское законодательство, регулирующее искусственное прерывание беременности, исходило из идеи ненаказуемости аборта. В постановлении Наркомюст РРСФР от 18 ноября 1920 «Об охране здоровья женщин» аборт определялся без вины, если он осуществлялся врачом, в медицинском учреждении и бесплатно. 4 июля 1921 Нарком здравоохранения и Наркомюст УССР принимают аналогичное постановление под названием «Об охране здоровья женщин», в которой говорилось: «Советская власть ставит своей неотложной задачей борьбу с абортами, калечащие женщину и наносят вред трудовой государстве, для которой единственной ценностью является рабочая сила». В 1922 году ответственность за проведение аборта вводится в Уголовный кодекс УССР, где диспозиция ст. 164 по своей сути повторяет Постановление 1921, однако значительно смягчаются санкции — лишение свободы или принудительные работы сроком до одного года — при совершении преступления без отягчающих обстоятельств, а при наличии таких (совершение аборта в виде промысла или без согласия матери, или если следствием является ее смерть) — лишение свободы на срок до пяти лет.
Нарком здравоохранения СССР 30 января 1926 принял циркуляр, в котором приказал ликвидировать одни комиссии (абортные), передав их функции другим (Охмладам), а также Совету социальной помощи — устранить все формальности, касающиеся аборта, а главное — разрешил проведение аборта по социальным показаниям до трех месяцев беременности. Этот нормативный акт признавался первым в мире документом, который позволял проведения абортов по социальным показаниям [3, c.24].
27 июля 1936 Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР приняли Постановление «О запрете абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширение сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и о некоторых изменения в законодательстве о разводах» [2, c.7]. В постановлении выделили три отдельные составы преступления:
1) ответственность лиц за совершение женщине аборта;
2) ответственность беременной за совершение ею аборта и самоаборта;
3) ответственность лиц, заставляют женщину к проведению аборта.
Принятие этого постановления свидетельствует о заботе, о здоровье женщины с одной стороны, а с другой стороны, беременная женщина