Курсовая теория на тему Невербальная форма коммуникации: характеристика основных невербальных языков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение
Глава 1 Общая характеристика невербальных средств общения
Глава 2 Значение невербальных средств коммуникации в разных научных дисциплинах
Глава 3 Специфика невербальных средств коммуникации в различных культурах
Заключение
Список литературы
Введение:
Человеческая речь возникла около 1,5-2 миллионов лет назад в процессе эволюции человека. Речь является основным способом коммуникации в человеческом обществе. Именно наличие членораздельной речи существенно отличает человека от животных. Появление речи ознаменовалось значительными преобразованиями не только голосового аппарата, но и нервной системы, в результате чего поведение человека стало более сложным [53].
Несмотря на то, что человеческая речь является очень важным средством коммуникации, она не передается генетически, поэтому детей с раннего возраста обучают навыкам членораздельной речи. Во взрослом возрасте речь приобретает еще более решающее значение, поскольку от связности речи зависит умение формировать отношения в обществе и достигать профессиональных успехов. Поэтому существует много методик развития связной и грамотной речи, к которым часто прибегают публичные личности [14].
Важность речи в современной культуре коммуникации не вызывает возражений. Однако помимо словесного (или вербального) компонента коммуникации немаловажны и невербальные составляющие. К последним относят мимику, жесты, позы, движения и т.д. – то есть все элементы общения, которые не связаны с непосредственным произнесением слов [4]. На сегодняшний день невербальным составляющим общения уделяют повышенное внимание, особенно в тех профессиях, которые требуют постоянного общения с людьми и умения убеждать. Приоритетное значение невербальных средств коммуникации связано с тем, что они эволюционно предшествовали речи, поэтому даже в современном обществе люди больше склонны верить невербальным проявлениям, нежели словам. Более того, на основе невербальных компонентов люди делают выводы не только о смысле информационного послания, а и о намерениях и характере говорящего [33, 48].
На сегодняшний невербальные средства коммуникации активно изучаются различными науками, а полученные результаты находят применение во многих аспектах жизнедеятельности человеческого общества. В частности, невербальные средства общения занимают центральную роль в паралингвистике – разделе языкознания, изучающем невербальные (неязыковые) средства, которые совместно с вербальными средствами передают смысловую информацию в составе сообщения. Невербальные средства общения не изучаются классической лингвистикой, поскольку они не являются частью языка и не представляют собой речевые единицы и в то же время они сопровождают речь, поэтому в некоторой степени представлены в каждой единице речи [2]. При этом существуют различные классификации невербальных единиц общения, необходимые для понимания их значения.
Невербальные средства общения характеризуются универсальностью во всем мире, поскольку для всех людей несловесные знаки очень важны для полноценного понимания информационного послания. Однако при этом стоит учитывать некоторую разницу в значении одних и тех же невербальных знаков в разных сообществах. Данный аспект чрезвычайно важен в современном мультикультурном обществе, поскольку взаимодействие людей разных культур может столкнуться с некоторыми сложностями при интерпретации невербальных сигналов [34].
В связи с актуальностью невербальных компонентов в коммуникации целью исследования является изучение различных невербальных средств передачи информации в процессе общения. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1) Ознакомиться с невербальными средствами коммуникации.
2) Охарактеризовать место невербальных средств коммуникации в различных научных дисциплинах, в том числе паралингвистике.
3) Изучить особенности невербальных средств коммуникации в различных культурах и сообществах.
Заключение:
В соответствии с поставленными задачами можно сформулировать следующие выводы:
1. Коммуникация представляет собой передачу информации посредством сигналов. Человеческое общение отличается наличием речи, в отличие от животных. Помимо вербального компонента процесс коммуникации содержит также и невербальные сигналы, проявляющиеся через позы, мимику, жесты. Невербальные составляющие характеризуют в большей мере эмоциональное состояние говорящего. Люди используют язык своего тела неосознанно, однако при этом воспринимают и интерпретируют язык тела других людей. Невербальные явления наиболее важны в структурировании и возникновении межличностного общения и регуляции взаимодействия между движениями. Невербальные знаки помогают регулировать систему, распределяя иерархию и приоритет между коммуникаторами, обеспечивая обратную связь. Современные исследования невербальных компонентов общения пытаются ответить на вопросы, всегда ли адекватно люди интерпретируют данные проявления и каким образом можно контролировать свои жесты и мимику.
2. Поскольку невербальные составляющие общения имеют важную роль в жизни общества, на сегодняшний день много научных дисциплин занимается изучением данного феномена. Классическая лингвистика не занимается изучением невербальных компонентов общения, поскольку они не являются составляющими речи. Однако данные составляющие всегда сопровождают информационное речевое сообщение и способны его существенно дополнить. Сформировалась отдельная дисциплина (паралингвистика), изучающая именно невербальные составляющие общения. При этом выделяют различные виды невербальных компонентов коммуникации, среди которых: голос и его различные характеристики, позы, жесты, мимика и т.д. Интересно, что на сегодняшний день каждый из перечисленных невербальных компонентов коммуникации изучается отдельной научной дисциплиной. Любые сведения в данной сфере могут быть полезны для понимания процесса коммуникации между людьми и возможности делать общение более легким и результативным.
3. Невербальные явления имеют место в общении и являются как биологически, так и культурно детерминированными явлениями, которые тесно связаны с общей моделью поведения людей. Невербальные средства представляют собой набор стереотипных действий (движений тела), которые в разных коллективах утверждаются национальными и культурными традициями, регламентирующими нормы поведения людей в разных ситуациях. Несмотря на тот факт, что в современном мире имеет место глобализация информационных систем, а также активно развиваются международные, политические, экономические и культурные отношения, все же невербальные сигналы сохраняют этническую специфичность. Невербальная система коммуникации весьма консервативна и так же, как и вербальная, наследуется следующими поколениями как элемент материальной и духовной культуры народа. Нормативность невербальных сигналов и их национальные особенности определяют строгую приспособленность и стереотипизацию невербальных средств общения относительно четко определенного характера конкретного коммуникативного акта. Изучение национальных и культурных особенностей невербальных проявлений очень важно в современном обществе, поскольку эти знания способны облегчить общение между людьми разных культур и избавить от недопонимания истинного значения слов и намерений собеседников.
Таким образом, невербальные компоненты общения играют существенную роль в коммуникации. Не являясь компонентами речи, тем не менее невербальные средства коммуникации в значительной мере дополняют как смысл непосредственно информационного сообщения, так и сообщают информацию о носителе сообщения. Несмотря на то, что невербальные признаки общения эволюционно сформировались задолго до появления речи, на современном этапе развития человеческого общества они не утратили своего значения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1
Общая характеристика невербальных средств общения
Суть коммуникации заключается в передаче информации через сигналы. Существуют различные определения коммуникации. Так, Wilson (1979) определяет коммуникацию как процесс, происходящий всякий раз, когда поведение одного человека (отправителя) влияет на поведение другого человека (получателя) [61].
Невербальное общение в широком смысле определяется как аспект общения, который не выражается словами. Одним из первых научных исследований невербального поведения считается труд Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). Основная идея Дарвина состоит в том, что выражение эмоций развивается и характеризуется адаптивностью [5].
Коммуникация включает в себя общую систему символов или кодов. Интеракционистская теория развития коммуникации [29] объясняет коэволюцию символических и несимволических процессов обратной связи и их интеграцию в человеческое общение. Хотя использование языка является уникальной человеческой чертой, разные взгляды вращаются вокруг разных форм невербальных реакций и ситуационного контекста. Коммуникация зависит от сообщения, ситуации или окружающей среды, а также от партнера. Окружающая среда может способствовать пониманию путем создания взаимной гармоничной атмосферы или может нарушать отношения [32].
Общение в целом можно охарактеризовать как передачу информационных сигналов. Сигнал − это особый оригинальный элемент, который мы воспринимаем посредством зрения, слуха, осязания и обоняния. Пятое чувство, вкус, не имеет большого практического применения в общении. Использование сигналов зависит главным образом от знаний и эмпатии. Сочувствие связано с навыками наблюдения и слушания. Выделяют три элемента сигнала: сам сигнал, то, к чему относится сигнал, а также интерпретация сигнала. Сигнал является важной связью между отправителем и получателем. Мы используем язык тела, не зная о нем, при этом постоянно воспринимаем и интерпретируем язык тела других людей. Информация передается через движение руки, позу тела, удар ногой и выражение лица [56].
Poyotos (1977) классифицировал невербальные явления на основе сенсорных каналов, возможных комбинаций вербальных и невербальных коммуникаций и потенциала взаимодействия поведения. Сенсорные каналы бывают акустическими, визуальными, обонятельными и тактильными. Выделяются такие классы сигналов: вербально-речевой, невербально-речевой и невербально-неречевой [55].
Невербальное поведение включает в себя все коммуникативные действия, кроме речи: от выражения лица и жестов до моды и символа статуса, от танца и драмы до музыки и пантомимы [42]. Оно также включает телесный контакт, осанку, внешний вид и направление взгляда, а также паралингвистические переменные эмоционального тона, времени и акцента [25]. Поведение тела обоняние, чувствительность кожи и использование артефактов [34], физические характеристики, движение глаз, касательное поведение и факторы окружающей среды также относятся к невербальному поведению [49].
Успех или неудача коммуникации зависит от средств и способов передачи информации. Говоря о видах межличностной коммуникации, следует отметить, что невербальное общение предшествует вербальному, однако последнее является продуктивным и универсальным инструментом передачи информации. Невербальные компоненты являются наиболее важными составляющими коммуникации, поскольку именно они выступают важными носителями значений сообщений. Несмотря на то, что слова являются основным средством передачи мыслей, люди также пользуются и невербальными символами для трансляции сообщений. Как правило, невербальная и вербальная коммуникация происходят синхронно, при этом невербальные сигналы могут менять значение слов. Взгляд, выражение лица, улыбка − все это примеры невербальной коммуникации [33].
Мнения специалистов относительно значения вербальных и невербальных компонентов в общении различается. По мнению психологов, в процессе человеческого общения 60-80% информации передается при помощи невербальных сигналов и лишь 20-40% − за счет вербальных. По другим данным, на основе невербальных знаков люди могут получать до 90% информации, в то время как при помощи речи можно передать только 10% информации [13]. Другие исследования конкретизируют роль каждого компонента коммуникации: слова составляют 7%, вокальная часть (тон, диалект, акцент) − 38%, а невербальная часть (язык тела) − 55% информации. Еще есть данные, что 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позу, жесты, а 38% − посредством интонации и модуляции голоса [10]. Если мы обычно контролируем то, что говорим, то невербальные средства часто выдают наши истинные намерении [51].