Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Неуспеваемость младшего школьника в учебной деятельности и пути ее преодоления средствами работы педагога — психолога

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Основные особенности неуспеваемости в обучении младших школьников 4
1.1. Понятие неуспеваемости в младшем школьном возрасте и ее основные характеристики 4
1.2. Виды и причины неуспеваемости младших школьников 10
Глава 2. Работа по преодолению неуспеваемости у детей младшего школьного возраста 18
2.1. Классификация неуспевающих младших школьников 18
2.2. Особенности деятельности педагога-психолога по устранению неуспеваемости младших школьников 24
Заключение 28
Литература 30

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Неуспеваемость представляет собой отставание в учении, когда школьник не может на удовлетворительном уровне овладевать знаниями, предусмотренными учебной программой за определенный отрезок времени. Вопреки распространенному мнению, неуспеваемость школьников не всегда можно объяснить низкими умственными способностями или простым нежеланием учиться.
В нашей стране педагогическая практика при отсутствии правильно дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяет несовершенный набор средств, который заключаются либо в дополнительных занятиях, используя традиционные методы обучения, либо в применении разных форм дисциплинарного давления на ученика. При этом, такие средства зачастую оказываются малоэффективными, принося еще больший вред, так как не устраняют реальные причины неуспеваемости.
Данная проблема способствует актуализации выбора темы исследования. Важно так же то, что специалисты указывают, что проблема неуспеваемости является педагогической, медицинской, психологической и социальной. Это привело к тому, что в последнее десятилетие все чаще звучат призывы к объединению усилий специалистов разного профиля для решения проблемы неуспеваемости учеников младшего школьного возраста.
Важнейшей задачей науки является раскрытие сущности неуспеваемости при данных целях и содержания образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею.
Степень изученности темы. Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны, как психологов, так и педагогов (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев), А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский).
Цель исследования – изучить особенности неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности и выявить пути ее преодоления в работе педагога-психолога.
Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие неуспеваемости в младшем школьном возрасте и ее основные характеристики.
2. Описать виды и причины неуспеваемости младших школьников.
3. Составить классификацию неуспевающих младших школьников.
4. Выявить особенности деятельности педагога-психолога по устранению неуспеваемости младших школьников.
Объектом исследования выступает процесс неуспеваемости в учебной деятельности у младших школьников.
Предметом исследования является деятельность педагога-психолога по преодолению неуспеваемости в обучении у детей младшего школьного возраста.
Структура работы определяется ее целью и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На протяжении множества лет внимание психологов и педагогов сосредоточено на преодолении проблемы неуспеваемости. В центре внимания зачастую стоит проблема не профилактики неуспеваемости, а решение уже состоявшегося факта. Педагогическая теория детально изучает не успевающих школьников, создаются различные типологии, анализируются причины глубокой и устойчивой неуспеваемости, обосновываются методы работы с такими детьми.
Высшим уровнем научной разработки всего комплекса проблем, которые относятся к преодолению неуспеваемости, представляют исследования Ю.К. Бабанского. Его глубокое изучение личности неуспевающих школьников и всех обстоятельств их жизнедеятельности привело к постановке задачи оптимизации обучения.
Одной из важных причин неуспеваемости на сегодняшний день становится ухудшающееся состояние здоровья детей. Так же специалистами отмечается несовершенство дошкольного воспитания и недостатки организации школьного обучения, которые зачастую игнорируют объективные особенности разных групп физически и психически ослабленных детей.
Число детей, которые имеют слабые физические и психические данные, вызывающие крайние трудности в обучении, в нашей стране достаточно значительное. В отличии от других стран, у нас для таких детей не созданы в нужном количестве специализированные школы и не организуются особые классы. Такое положение приводит к неуспеваемости детей, при этом не только физически или психически нездоровых, но и других, которые вынуждены учиться вместе с ними в переполненных классах.
Неуспеваемость является не только социальной проблемой, но и педагогической. Это объясняется тем, что многое здесь зависит от школьных условий, в частности содержания программы обучения, учебной литературы и методов обучения, технического оснащения всего учебного процесса. При этом, преодоление неуспеваемости является практической задачей, которая становится перед учителем и родителями.
Анализ проведенного исследования говорит о том, что систему учебно-коррекционного воздействия необходимо направлять в первую очередь на устранение выявленных недостатков, опираясь на те стороны познавательной деятельности ребенка, которые у него развиты в большей степени.
Данное исследование приводит нас к выводу, что преодоление неуспеваемости в первую очередь связано с постоянной заботой о полноценной учебной деятельности каждого школьника, так как отставание возможно даже у тех, кто ранее был успевающим и имеет хорошие способности к обучению.
При этом важно, чтобы деятельность педагога-психолога в начальной школе, направленная на преодоление неуспеваемости, была проникнута духом гуманизма, уважение к личности, и веры в возможности каждого ученика. При этом важным фактором является взаимодействие учителя и родителей на пути преодоления отставания и неуспеваемости младших школьников. Необходимо своевременно выявлять причины неуспеваемости и устранять их. Такое возможно лишь при совместной коррекционной работе школы и семьи.

 

Фрагмент текста работы:

 

Неуспеваемость представляет собой ситуация, при которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. В первую очередь, неуспеваемость проявляется в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, не владеет интеллектуальными умениями анализа или обобщения и т.п. Систематическое проявление неуспеваемости приводит к педагогической запущенности, которая является комплексом негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы и общества. Данное явление может быть опасным с моральной, социальной и экономической позиции, а также является крайне нежелательным. Дети, попадающие под категорию педагогической запущенности, зачастую бросают обучение в школе, становятся в группу риска. Все это говорит о том, что неуспеваемость представляет собой сложное и многогранное явление школьной действительности, которое требует разного рода подходов при ее изучении [7].
Неуспеваемость принято понимать как несоответствие подготовки школьников обязательным требованиям школы для усвоения знаний, либо недостаточное развитие умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Все это составляет процесс социализации личности, поэтому предупреждение неуспеваемости становится важным моментом в школьном обучении и предполагает своевременное обнаружение и устранение все ее элементов.
Исследователи отмечают, что неуспеваемость напрямую связана с индивидуальными особенностями каждого ученика, а также зависит от условий, в которых происходит развитие школьника. Самым важным условием современные педагоги считают обучение и воспитание детей в школе, второе место отводится роли семьи в процессе обучения ребенка.
Рассмотрение данной проблемы связано с решением широкого круга социальных вопросов, изучающих разнообразные данные всех наук о человеке, индивиде, личности [11].
Так, такая наука как дидактика дает определение неуспеваемости и указывает, что такая задача не может решаться другими науками, потому что неуспеваемость представляет собой дидактическое понятие, которое связано с основными ее категориями, в частности с содержанием и процессом обучения.
Существует несколько подходов, которые раскрывают сущность неуспеваемости. Так, один из них состоит в анализе условий, которые порождают неуспеваемость. Исследователь М.А. Данилов указывает, что неуспеваемость имеет полную взаимосвязь с движущими силами процесса обучения – его противоречиями. Согласно его концепции, в случае, когда противоречивое единство возможностей ученика и того, что от него требует процесс обучения, нарушается, то возникает неуспеваемость. Похожее мнение имеет и другой исследователь сущности неуспеваемости, В. Оконь, определяющий ее как нарушение взаимодействия между учителем, учеником и внешними условиями.
Отметим, что такого рода объяснения неуспеваемости не являются достаточными, так как направляются на определение внешних связей данного явления, не обращая внимания на его внутреннее строение [12].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы