Курсовая теория на тему Нетрадиционные уроки истории в 5-6 классах. Роль учителя, учеников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой темы 6
1.1. Общие требования к современному уроку 6
1.2. Анализ опыта внедрения инновационных форм преподавания истории в системе общего образования 9
1.3. Этапы проведения нестандартных уроков в школе 14
Глава 2. Приемы использования форм нетрадиционных уроков истории в 5-6 классах 17
2.1. Применение нетрадиционных методов обучения на уроках истории в основной школе 17
2.2. Анализ сценариев нетрадиционных уроков истории в 5-6 классах 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Введение:
Актуальность работы Требования к организации современного учебного процесса, требования стандартов таковы, что учащиеся могут не только самостоятельно получать новые знания, но и в будущем применять их в решении новых задач.
Главной задачей каждого учителя является организация условий, инициирующих действия, обучающихся в нужном направлении условий для самореализации учеников на уроке.
Как отмечала Алейникова М. А., учитель истории является человеком, который способен выстроить траекторию собственного духовного, личностного и профессионального роста, который связан с выбором и освоением культурных смыслов исторического развития, самоопределением в системе ценностей педагогической деятельности. Долг учителя – воспитание уважения к прошлому, гражданственности, привитие нравственных принципов.
Общекультурные компетенции учителя истории, в первую очередь, сопряжены с общекультурным кругозором, с самоанализом собственных достоинств и недостатков, аналитическими знаниями и умениями в области работы с информацией, владением компьютерной грамотностью и иностранным языком.
Разумеется, и в профессиональном стандарте общекультурные компетенции условно «распространятся» на иные трудовые действия, нужные знания и умения, однако и похожую корреляцию важно проводить дополнительно.
Современного учителя истории должны отличать творческий подход к педагогической деятельности, глубокие знания в области предметной подготовки, активная жизненная позиция, умение мыслить и излагать свои мысли, ориентироваться в лавинообразных информационных потоках, адаптироваться в социальной и профессиональной сфере, стремление к личностному и профессиональному росту, применение инновационных технологий в обучении.
Инновационная деятельность в образовании предполагает комплексные мероприятия, ориентированные на появление новшеств в образовательной сфере. Этими новшествами могут быть методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса, ресурсы, применяемые в процессе воспитания и обучения, научные теории и концепции.
Традиционные и инновационные формы обучения прекрасно сочетаются между собой. Инновационные формы можно применять на разных этапах стандартных (традиционных) занятий и нестандартных, а именно: при восприятии и осознании изучаемого материала, при актуализации знаний и умений школьников, при закреплении и т.д.
Нетрадиционный урок – оригинальная, интересная форма предоставления учебного материала на занятии, призванная наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учеников интерес к самообучению, стремление к творчеству, умение небанально мыслить и самовыражаться. Выделяют несколько десятков видов нестандартных уроков, которые имеют одну цель – отработать новые методы, формы, приемы и средства обучения, что приводит к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.
Нетрадиционные уроки используют импровизированно, в качестве уроков-одиночек, которые не обладают явной связью с ранее проведенными уроками. Целевыми установками таких уроков не предусмотрено обязательное получение новых знаний и умений.
Цель исследования – изучить особенности нетрадиционных уроков истории в 5-6 классах.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить общие требования к современному уроку;
2. проанализировать опыт внедрения инновационных форм преподавания истории в системе общего образования;
3. рассмотреть этапы проведения нестандартных уроков в школе
4. проанализировать особенности применения нетрадиционных методов обучения на уроках истории в основной школе;
5. проанализировать сценарии нетрадиционных уроков истории в 5-6 классах.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что один из важных моментов работы современного учителя истории заключается в общении педагога и учащегося, сводящееся к диалогу двух людей разных поколений и культур.
Большую роль играет в этом случае богатство культуры педагога, его умение предоставить ответы на поставленные вопросы ученика. Чем богаче культура учителя истории, тем интереснее диалог для ученика, тем глубже он будет осознавать богатство человеческой культуры.
Взаимодействие обязано протекать во взаимопонимании и доверии. Итак, мастерство учителя истории, являясь высшим уровнем развития его профессионализма, считается результатом педагогического опыта и творческого саморазвития, участия в инновационной деятельности.
Целью развития мотивационной сферы обучающихся средней школы, выступает формирование стойкого интереса к истории России, что предусматривает активное эмоционально-познавательное отношение к исследуемым историческим событиям, к выяснению их причин и последствий, а также к овладению навыками и умениями, необходимыми для всестороннего изучения прошлого и современности на основе разнообразных источников. Важно развивать интерес, к истории начиная с начальной школы, а затем на этапе основной и старшей школы постепенно выводить его на творческий уровень, для этого существует целый арсенал различных методов и приемов и средств обучения, среди которых важное место занимают нетрадиционные методы и приемы.
К нетрадиционным, методисты практики относят такие виды уроков: урокисеминары, зачеты, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятияконференции, диспуты, ролевые игры, урок фантазирования, деловая игра, урок взаимного-обучения, пресс-конференция, урок открытых мыслей, урок-соревнование, урок-КВН, урок творчества, урок спектакль, урок-диалог, мозговая атака, урок-лекция (проблемная; визуальная; лекция вдвоем (бинарная) и мн. др.
Нетрадиционные методы и приемы обучения истории позволяют всесторонне развивать обучающихся основной школы, а именно: мотивировать, стимулировать и активизировать познавательные процессы учащихся (внимание, восприятие, мышление, память, воображение), повышают творческий интерес к истории, культуре народа (практически у всех учащихся), создают атмосферу раскрепощенности, и эмоционального полета в глубины многовековой истории.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой темы
1.1. Общие требования к современному уроку
Современная система образования находится в поиске новейших моделей обучения, направленных на развитие личности, учитывая интеллектуальные, психофизиологические и индивидуальные возможности детей.
Огромное внимание в государственных документах по модернизации образования уделяется личности учителя, его умениям работать в современных условиях, профессионализму.
Профессионализм педагога является результатом целенаправленной и индивидуальной работы над собой, постоянным повышением собственного научно-методического потенциала. Исключительно поэтому на первый план выходит умение грамотно спроектировать урок, внеклассное развивающее занятие в соответствии с новыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
В документах по модернизации российской общеобразовательной школы отводится серьезная роль проблемам развития потенциальных возможностей учащихся, связывая их с формированием мышления учащихся, развитием и выявлением способностей и склонностей, учитывая их умственные предпочтения к дисциплинам конкретной области знаний .
Именно потому новые федеральные государственные образовательные стандарты указывают на изучение конкретных предметных областей.
При составлении учебного плана общеобразовательные учреждения в соответствии с требованиями Федерального Образовательного Государственного Стандарта, в отличие от традиционного учебного плана, нужно иметь ориентир на социальный заказ каждого участника образовательного процесса и определить изучаемые дисциплины и количество часов исходя из предметных областей, которые включают в себя набор учебных дисциплин.
Итак, в учебном плане образовательного учреждения сформировывается не только базовая (обязательная) часть, но и часть, определяющаяся каждым участником образовательного процесса.
ФГОС сформировывают, таким образом, индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика, учитывая его индивидуальные способности.
Общие требования к современному уроку вкратце можно сформулировать так :
— вооружать обучающихся сознательными, прочными и глубокими знаниями;
— формировать у обучающихся прочные навыки и умения, которые будут способствовать подготовке их к жизни;
— повышать воспитательный эффект обучения на уроке, сформировывать у обучающихся в процессе обучения черты личности;
— осуществлять всестороннее развитие обучающихся, способствовать развитию их общих и специальных особенностей;
— формировать у обучающихся инициативу, творческую активность, самостоятельность, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, встречающиеся в жизни.
— вырабатывать умения самостоятельно учиться, углублять и приобретать либо пополнять знания, работать с книгой, овладевать умениями и навыками и творчески применять их на практике;
— формировать у обучающихся потребность в приобретении и расширении знаний, положительные мотивы учебного процесса, желание учиться, познавательный интерес, положительное отношение к учению.
Данные требования условно разделяются на четыре группы.