Курсовая теория на тему нестандартные формы уроков права в старшей школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Теоретические аспекты методики
организации нестандартных уроков по праву 7
1.1. Понятие «нестандартные
уроки» и их роль в обучении современных школьников. 7
1.2. Виды нестандартных уроков по
праву и методика их организации. 11
2. Нестандартные формы
организации уроков в школьной практике обучения праву 18
2.1. Практический опыт
педагогов-новаторов по проведению уроков по праву в нестандартной форме. 18
2.2. Анализ нестандартных форм
организации уроков права в 10-11 классе. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 37
Введение:
Актуальность проблемы исследования. Актуальность
данной темы исследования связана с тем, что изменения в образовательной
парадигме обусловлены необходимостью отказаться от устаревшей
информационно-концептуальной системы в пользу системно-деятельностного подхода,
включающего инновационные и творческие компоненты в педагогический процесс. Нестандартные
формы уроков в школе, по сути, являются концептуальным ответом на новые
образовательные задачи, демонстрацией прогресса образовательного процесса,
который характеризуется свободной структурой и широким выбором организационных
возможностей.
Активное включение нестандартных уроков в процесс обучения
не случаен, это связано с рядом обстоятельств:
1. Масштабные социально-экономические изменения
последних лет, связанные с процессами глобализации, быстрой технологической
революцией и доступностью знаний, существенно повлияли на реалии жизни российского
общества, что привело к смене ключевых приоритетов государственной
образовательной политики. Необходимо было срочно искать возможности улучшить не
только процесс обучения в целом, но и его основную организационную форму —
уроки.
2. Доминирование классно-урочной системы в
отечественном образовательном пространстве привело к утверждению и
совершенствованию однотипных схем проектирования. Данные схемы привели к
созданию новых педагогических условий для создания показателей эффективности
обучения, в том числе и для уроков права.
Предмет «Право» в старших классах, предполагает
использование различных форм, средств и методов обучения, которые должны быть
направлены на формирование личности готовой к современным социально-политическим
изменениям в современном обществе. Именно поэтому использование нестандартных
форм должно способствовать повышению познавательной и личностной активности
каждого ученика, мотивации и уровня социализации.
Данная
проблема до сих пор сохраняет высокий уровень актуальности ввиду того, что в
российской образовательной среде до сих пор сохраняются противоречия между
декларируемыми целями школьного обучения и реальными учебными достижениями
учащихся, между проверенными традиционными методами и необходимостью реализации
нестандартных уроков праву в школе.
Следует отметить, что изучение права
с 10 класса сегодня является насущной необходимостью.
Предмет
«Право» преподается на базовом (один час в неделю) или на углубленном уровне.
Базовый уровень предполагает воспитание ответственности и социальной активности
через повышение правовой грамотности старшеклассников. Углубленный уровень
(характерный для классов гуманитарной направленности) — получение
компетентностей для профессиональной последующей деятельности. Право имеет
прочные межпредметные связи с историей, экономикой, обществознанием (в том
числе с модулем «финансовая грамотность»). Так что цели изучения права гораздо
шире, чем успешная сдача ЕГЭ по обществознанию.
Если
учитель заинтересован предметом и может заинтересовать им учеников, то в процессе
ребята начинают готовиться к успешной жизни в обществе: критически относиться к
информации, осознавать социальные процессы, понимать значимость
общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции. К сожалению, в нашем
обществе знание права достаточно поверхностное, а законы воспринимаются скорее
как карательный инструмент. Задача учителя: сформировать самому и передать
детям положительное правопонимание, представление о том, что закон обеспечивает
стабильность и уважение друг к другу. Разумеется, это должно быть подкреплено
аргументами, примерами из жизни.
Именно поэтому, использование нестандартных форм
организации уроков права в методике является актуальным.
Степень научной разработанности.
Поиск
путей активизации познавательной деятельности учащихся на уроках — не
новая проблема в дидактике.
Проблемами
методики преподавания, путей совершенствования нестандартного урока занимались
многие ученые такие В.С. Безрукова, В.П. Беспалько. Н.П. Волкова, А.Гон, Н.Е.
Мойсеюк, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, О. Пометун, О.В. Трофимова и др.
Нестандартные
уроки в рамках учебного предмета, так же были широко изучены в научных трудах:
А.А. Гарифуллина, П.А. Дубовская, Е.В. Евпалова, А.А. Зинченко, Г.Э. Королева,
Н.П. Хвесенят и др.
Как
видно из представленного научного обзора нестандартные уроки в школьной
практике используются достаточно широко. Но, несмотря на большую численность
публикаций по теме, данный дидактический феномен до конца не изучен. В свете
этого возникает необходимость выявления особенностей применения нестандартных форм уроков по праву в старшей
школе.
Объект исследования: уроки права в общеобразовательной
школе.
Предмет
исследования: процесс использования нестандартных форм уроков права.
Цель
исследования — проанализировать особенности использования нестандартных форм
преподавания уроков права в старших классах.
Задачи
исследования:
1.
изучить теоретические подходы к нетрадиционным формам обучения;
2.
определить особенности организации и проведения нестандартных уроков по праву;
3. обобщить практический опыт учителей по использованию нестандартных
форм преподавания уроков права;
4. представить опыт проведения нестандартных уроков права
в 10-11 классе.
Источниковая база исследования: При
исследовании обозначенной проблемы была проанализирована нормативно-правовая
база: ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный
государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования,
Концепция национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Основными методами для написания работы стали:
— теоретические: анализ и обобщение научной литературы по
теме исследования,
— практические: анализ и оценка передового
педагогического опыта по использованию нестандартных форм преподавания уроков права
в старших классах.
Практическая значимость полученных результатов
заключается в том, что основные выводы и анализ практического опыта может быть
положен в основу дальнейшего исследования по методике преподавания права в
старших классах.
Структура
исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
источников и литературы.
Заключение:
1. В работе мы рассмотрели вопросы
теории и практики использования в школе нестандартных уроков по праву. Предложены
различные авторские подходы к классификации нестандартных уроков относительно
педагогических технологий обучения. В процессе изучения теоретических
подходов к нестандартным формам обучения, было выявлено, что нестандартный урок — это
учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру, необычный замысел с использованием
различных занимательных материалов.
2.
Основными нестандартными формами проведения уроков праву в школе являются:
1. Нестандартные формы, основанные на информационных и
коммуникационных технологиях: урок-лекция, урок-семинар, урок-эссе,
урок-конференция, творческие отчеты по урокам, урок-консультация, урок-тест,
урок — импровизированный экзамен, уроки — взаимное обучение, урок — информация,
интегрированный урок.
2. Нестандартные формы, основанные на игровых
технологиях.
3. Нестандартные формы, основанные на исследованиях: диалог,
устный журнал, размышления, споры, пресс-конференции, репортаж, противоречия
урока, парадокс урока, поиск, разведка, лабораторные исследования, заочное
путешествие, экспедиция, научные исследования.
4. Нестандартные формы, основанные на интерактивных
технологиях.
5. Нестандартные формы, основанные на тренинге:
внимания, воображения, памяти, «Познай себя», «Знай свои способности» и т.д.
Использование нестандартных уроков и технологий на
уроках права способствует творчеству как преподавателей, так и учащихся.
Преимущества нестандартных уроков по сравнению с
обычными структурами уроков по праву заключаются в том, что учащиеся больше
заинтересованы в обучении, своей активности в обучении и творчестве,
самостоятельном поиске знаний, успешном опыте, инициативности, возможности
индивидуального подхода, использование инновационных и
информационно-педагогических технологий, развитие культуры общения,
взаимопонимания и др.
Выяснилось, что использование нестандартных уроков и
индивидуальных нестандартных методик педагогического оборудования и технологий
на уроках права способствует творчеству как учителя, так и учеников.
Выявлены преимущества нестандартных уроков по
сравнению с обычными структурами уроков, а также выявлены некоторые трудности и
недостатки использования нестандартных уроков:
— стоимость дополнительного времени на подготовку и
проведение таких уроков;
— не все ученики одинаково активны;
— организационные трудности (дисциплина, правила
поведения);
— система оценки и анализа результатов обучения
усложняется;
— обеспечение научно-методической и
материально-технической базы для обучения;
— найти конкретное место для таких уроков в учебном
процессе и тому подобное.
3. Во второй главе
рассмотрена практика использования различных нестандартных форм преподавания права
в старших классах, а так же представлены свои варианты.
Предлагались варианты
обучения, которые показывают, что правильно выбранные и комбинированные
нетрадиционные формы уроков по праву способствуют формированию у учащихся
правовых знаний, их способности применять на практике, ориентироваться в
явлениях и принимать решения в различных ситуациях, работать в группах выражать
свое мнение, выслушивать и уважать мнение других, организовывать и
координировать свою работу и уметь ее корректировать и оценивать. Было
выявлено, что непременным условием обучения должна являться работа с актуальной
информацией.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические
аспекты методики организации нестандартных уроков по праву 1.1. Понятие «нестандартные уроки» и их роль в
обучении современных школьников В условиях реализации
компетентностного подхода одной из основных задач современной школы является
формирование активной интеллектуальной личности, имеющей достаточный уровень
культуры, обладает знанием основ наук, креативно мыслить, проявлять инициативу,
творчески решать жизненные и профессиональные задачи. Большой вклад в формирование
такой личности обеспечивает использование в учебном процессе нестандартных форм
организации обучения, которые создают условия для активной учебной деятельности
школьников. Эти формы осуществляют эмоциональное воздействие на детей, поддерживают
интерес к учебе, обеспечивают интеллектуальный развитие, побуждают к
инициативе, формируют навыки взаимодействия с другими участниками учебного
процесса. Использование нестандартных организационных форм требует разумного их
дозирования и учета специфики учебного предмета и возрастных особенностей
школьников. Такие занятия невозможно применять систематически, при изучении любой
темы. Они используются время от времени, чтобы разнообразить учебный процесс,
повысить мотивацию изучение предмета, осуществить эмоциональное воздействие на
учащихся. Учитывая указанное, актуальной для методики обучения является
проблема выбора, моделирования и проведения нестандартных организационных форм
обучения.
Так, В.С. Безрукова приводит определение
нестандартного урока, их классификацию[1].
«Нестандартный урок — это
импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную структуру. Названия
уроков дают некоторое представление о целях, задачах и методике проведения
таких занятий. Наиболее распространенными типами нестандартных уроков являются:
уроки — пресс — конференции, уроки — аукционы, уроки — деловые игры, уроки —
погружение, уроки типа КВН, уроки — консультации, компьютерные уроки,
театрализованные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимного
обучения, уроки творчества, которые ведут учащиеся, уроки-зачеты, уроки-
сомнения, уроки — творческие отчеты, уроки-формулы, уроки-конкурсы,
уроки-фантазии, уроки — «суды», уроки — поиска истины, уроки-концерты, уроки-диалоги,
уроки — ролевые игры, уроки-экскурсии, интегрированные уроки и т.д.»
Итак, здесь приведен перечень некоторых
нестандартных уроков, а не их классификация по определенным параметрам. В.С.
Безрукова подчеркивает, что нестандартные уроки больше нравятся ученикам, чем
будничные учебные занятия. В них необычные замысел, организация, методика
проведения. Поэтому многие педагоги видят в них прогресс педагогической мысли,
правильный шаг в демократизации школы. С другой стороны — превращать
нестандартные уроки в главную форму работы, вводить только их нецелесообразно
из-за отсутствия серьезной познавательной труда учащихся, невысокой
результативности, большой потери времени.
В частности, И. Подласый
нестандартным (нетрадиционным) считает импровизированное учебное занятие,
которое имеет нестандартную структуру[2].
А.А. Гарифуллина нестандартным
называет урок, который выходит за пределы определенных в дидактике требований к
этой форме обучения[3].
По мнению Е.В. Евиловой,
особенность нестандартного урока заключается в преподавании определенного
материала в форме, связанной с многочисленными ассоциациями, различными
эмоциями помогает создать положительную мотивацию учебной деятельности[4]. М.И. Махмутов рассматривает Нестандартные
формы обучения в начальной школе как разновидности уроков, специфика которых
зависит от ведущего способа организации
учебной деятельности учащихся[5]
По мнению О. Пометун, Л. Пироженко, сущность нестандартного урока заключается в таком
структурировании содержания и формы обучения, которое бы вызвало, прежде всего,
интерес учеников и способствовало их оптимальному развитию и воспитанию[6].
А.А. Заиченко называет нестандартным уроком такой урок,
который не умещается (полностью или частично) в рамки вербального и
сформулированного дидактикой, на котором, учитель не соблюдается четких этапов
учебного процесса, методов, традиционных видов деятельности[7].
В.П. Беспалько видит главную отличие нестандартного урока в
преподавании определенного материала в форме, связанной с многочисленными
ассоциациями, различными эмоциями, помогает создать положительную мотивацию
учебной деятельности[8].
П.И.Пидкасистый,
В.В. Краевский, А.Ф.Меняев отмечают, что нестандартный урок рождается благодаря нетрадиционной
педагогической теории, умеренному самоанализу деятельности учителя,
психологическому предвидению хода тех процессов, которые происходят на уроке, а
главное — благодаря отсутствию штампов в педагогической технологии[9].
Анализируя историю развития урока
как основной формы обучения в школе, видим, что нестандартные уроки возникали
тогда, когда в обществе происходили кардинальные изменения, реформы. Так, в 20-х годах прошлого века
рождаются урок-суд, урок-диспут, урок-экскурсия, урок-ярмарка и др.; 60-е года
дали жизнь обобщающим урокам. Впоследствии количество таких форм
организации учебной деятельности растет.
Некоторые дидакты не признают нестандартный урок, как отдельный тип урока,
считая, что любой из них можно отнести к определенному типу уроков по
традиционной классификации. Другие воспринимают их как частичные явления,
прочно связанные с особенностями преподавания конкретных учителей. Поэтому
перечень таких уроков очень большой. В последнее десятилетие практика
применения нестандартных уроков стала приоритетной, поскольку пора обобщить
практический опыт по внедрению нестандартных уроков, определения их удельного
веса и места в образовательной системе. Классификация нестандартных уроков еще
не сложилась, но «библиотечка» их уже достаточно разнообразна.
Итак, нетрадиционный урок — это учебное
занятие, имеющее нетрадиционную структуру, необычный замысел с использованием занимательных
различных материалов.
Признаками нестандартных
организационных форм обучения являются:
— нетрадиционная структура
занятия;
— тщательно продуманный его
сценарий;
— оригинальное оформление места
проведения;
— использование различных средств
обучения (музыки, видео, мультимедийного оборудования и т.п.);
— рациональное сочетание
различных способов учебной взаимодействия участников учебного процесса
(коллективная, групповая, парная, индивидуальная работа); [1]
Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие.
— Рн/Д: Феникс, 2013. -С. 32 [2]
Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2
ч. – Ч.1. М.: «Владос», 1998 ч.1. -С. 93 [3]
Универсальные интеллектуальные игры //
Педагогическая академия г. Софии. —
2001. — №1. -С, 12 [4]
Евплова Е.В. Как сделать преподавание
интересным (на примере изучения дисциплины «Право») // Право в школе. 2012. — №
2. — С. 99–105 [5]
Махмутов М.И. Теория и практика проблемного
обучения. — Казань,2015. -С. 63 [6]
Пометун О., Пироженко Л. Современный урок.
Интерактивные технологии обучения. — М: Изд-во А.С.К., 2015. -С. 92 [7]
Заиченко А. А. Методика
преподавания правовых дисциплин / А.А. Заиченко, Е.А. Стрельченко, Л.А. Безуглая.
— М.: Содействие — XXI век, 2014. [8]
Беспалько В.П. Слагаемые педагогические
технологии. — М.: Педагогика, 1989. — С. 32 [9]
Пидкасистый П.И., Краевский В.В, Меняев А.Ф.
Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений. — М.:
Просвещение, 2014. -С. 77