Современный русский язык Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Неспрягаемые формы глагола в современном русском языке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 6
НЕСПРЯГАЕМЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ 6
1.1. Глагол как особая часть речи в современном русском языке 6
1.2. Неспрягаемые формы глагола. Неспрягаемость как характерная черта особых глагольных форм 10
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ НЕСПРЯГАЕМЫХ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ 13
2.1. Особенности функционирования инфинитива в современном русском языке 13
2.2. Закономерности использования неспрягаемых форм глагола в современном русском языке 17
Выводы по второй главе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

  

Введение:

 

Тема данной курсовой работы – «Неспрягаемые формы глагола в современном русском языке».
Актуальность темы обусловлена, с одной стороны, важностью изучения морфологии в школьном курсе русского языка, а с другой – теми трудностями, которые сопровождают изучение частей речи в школе.
Объект исследования: неспрягаемость как характеристика глагольных форм.
Предмет исследования: особенности неспрягаемых глагольных форм современного русского языка.
Цель работы заключается в описании особенностей неспрягаемых глагольных форм современного русского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Проследить развитие системы глагола в истории русского языка.
2. Описать существующие подходы к определению неспрягаемости.
3. Типологизировать неспрягаемые формы глагола в современном русском языке.
Теоретической основой исследования стали труды таких лингвистов, как В. А. Белошапкова, В. В. Виноградов, А. А. Зализняк, В. В. Колесов, П. С. Кузнецов, И. Г. Милославский, В. А. Плунгян, А. А. Шахматов.
Методы исследования: в соответствии с задачами выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение и анализ нормативно-правовых документов; наблюдение, диагностирование, проектирование, моделирование.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования её материалов в процессе обучения русскому языку в общеобразовательной школе.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Глагол отличается от других частей речи особенно многосторонними и многообразными связями между своими морфологическими категориями. Парадигматические и функциональные связи между категориями глагола характеризуют группировку этих категорий как особого рода единство, имеющее свойство системы. Наиболее тесны системные связи между категориями наклонения и времени, вида и времени. Системные связи есть также между категориями лица и рода, лица и числа, наклонения и лица, вида и залога. Те или иные проявления системных связей характерны и для категорий вида и наклонения, вида и лица, времени и лица, залога и лица, залога и наклонения, наклонения и рода, времени и рода, числа и рода.
Взаимные связи глагольных категорий осуществляются в следующих аспектах:
1) во взаимодействии значений (например, видовых и временных);
2) в парадигматике, причем структура глагольных парадигм, возможность или невозможность образования тех или иных словоформ глагола определяются, прежде всего, семантикой глагола, категориальной или лексической;
3) в функционировании глагольных словоформ в речи и тексте, поскольку в функциональном плане каждая словоформа выступает как единство всех грамматических категорий (или их части).
Все глагольные формы можно разделить на две группы — спрягаемые и неспрягаемые.
Спряжение — это изменение глагола по наклонениям, временам, числам, лицам или родам (род в прошедшем времени и условном наклонении). В узком смысле, спряжение — это изменение глагола по лицам и числам.
Спрягаемые глагольные формы — это формы, изменяемые по наклонениям, числам, лицам, временам или родам. Спрягаемые формы называются также личными, или предикативными, потому что в предложении выполняют функцию сказуемого-предиката.
Неспрягаемые глагольные формы называются неличными, или непредикативными. К неспрягаемым глагольным формам относятся инфинитив, причастие и деепричастие.
Инфинитив, благодаря отвлечённости своей семантики, отсутствию значений наклонения, времени, лица, числа или рода, воспринимается как простое «голое» выражение самой идеи действия без тех осложнений, которые вносятся в неё всеми другими глагольными формами.
Причастие является важнейшим средством обозначения признаков предметов в форме согласованного определения. Соединяя в себе черты прилагательного и глагола, причастие не только образно характеризует предмет, но представляет его признак в динамике. В отличие от прилагательного (румяное лицо) причастие обладает грамматическими категориями времени, вида, залога, которые отражают становление признака. В то же время причастие «сжимает» информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью предложения.
Деепричастия, по сравнению с причастиями, обладают большей глагольностью, что обусловлено их семантико-синтаксической связью с глаголом-сказуемым. Обозначая добавочное действие, деепричастия придают речи особую живость, наглядность.

 

Фрагмент текста работы:

 

Пониманию частей речи как грамматических классов, по нашему мнению, не противоречит рассмотрение их как основных лексических классов, основы членения на менее крупные лексические классы, и даже как базовых языковых категорий, однако в последнем случае возникает нежелательная многозначность термина «категория». Представляется весьма существенным следующее положение, высказанное М. Я. Блохом: «Грамматика организует язык в целом, опосредуя элементами языка не только рационального, но и эмоционального сознания. Грамматика самобытна для каждого отдельного языка; будучи органической частью языка народа, она составляет собственное достояние народа и, как и язык в целом, отмечена печатью его исторических судеб» [Цит. по: 7]. Поэтому не удивительно, что самыми крупными лексическими классами оказываются именно части речи.
Словообразовательные значения в пределах каждой части речи отражают, прежде всего, категориальную семантику (у глагола – процессуальность) и группируются в словообразовательные категории, которые мы вслед за М. Докулилом и Р. С. Манучаряном рассматриваем как разновидность ономасиологических значений, как системы словообразовательных значений, выраженных любыми формантными средствами. В составе кардинальных частей речи по количеству производные слова почти в десять раз превышают непроизводные, что определяет весьма существенные свойства русской лексической системы.
Глагол характеризуется В. В. Виноградовым как «самая сложная и самая ёмкая грамматическая категория русского языка» [8]. В «Грамматике-80» глагол определяется как часть речи, «обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени, лица. Глагол обладает также категориями числа и в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения – категорией рода». Соотношение собственно глагольных грамматических категорий (вида, залога, наклонения, времени, лица) сложно и в конечном счете определяется их вкладом в развитие процессуальности, общего значения всех слов, относящихся к классу глаголов, которым и является процессуальность.
В современной русистике стало общепринятым следующее определение грамматической категории): «Грамматическая категория понимается как система противопоставленных друг другу грамматических форм с однородным значением, как единство известного семантического содержания и системы грамматических форм его выражения» [8].
При классификации грамматических категорий глагола обычно группируются вид и залог, с одной стороны, и категории наклонения, времени, лица – с другой. Категории второй группы непосредственно связаны с выражением предикативности и безусловно являются словоизменительными.
Грамматические категории русского глагола неравноценны по соотношению с процессами глагольного словообразования: предикативные категории наклонения и лица в целом пассивны по отношению к процессам словообразования, что связано с их преимущественным флективным выражением, тогда как категории вида и залога, выражаемые, прежде всего, словообразовательными формантами, задают алгоритм отглагольного словообразования. «Глагол отличается от других частей речи особенно многосторонними и многообразными связями между своими морфологическими категориями. Парадигматические и функциональные связи между категориями глагола характеризуют группировку этих категорий как особого рода единство, имеющее свойство системы … Наиболее тесны системные связи между категориями наклонения и времени, вида и времени. Системные связи есть также между категориями лица и рода, лица и числа, наклонения и лица, вида и залога. Те или иные проявления системных связей характерны и для категорий вида и наклонения, вида и лица, времени и лица, залога и лица, залога и наклонения, наклонения и рода, времени и рода, числа и рода» [18].
Взаимные связи глагольных категорий осуществляются в следующих аспектах:
1) во взаимодействии значений (например, видовых и временных);
2) в парадигматике, причем структура глагольных парадигм, возможность или невозможность образования тех или иных словоформ глагола определяются, прежде всего, семантикой глагола, категориальной или лексической;
3) в функционировании глагольных словоформ в речи и тексте, поскольку в функциональном плане каждая словоформа выступает как единство всех грамматических категорий (или их части).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы