Курсовая теория Гуманитарные науки История

Курсовая теория на тему Нерчинско-заводский район в годы великой отечественной войны

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

1 Социально-экономическая
характеристика Нерчинско-Заводского района в 1941-1945гг. 7

1.1 История района в период 1926 по 1941гг. 7

1.2. Социально-экономическое положение в годы войны. 11

2 Героизм жителей
Нерчинско-заводского района в 1941-1945гг. Влияние на современность. 15

2.1 Жители района – герои войны.. 15

2.2 Влияние войны на судьбы людей и развитие района. 24

Патриотическое воспитание. 24

Заключение. 29

Библиографический список. 31

  

Введение:

 

Ежегодно наша страна
отдаляется от Великой Отечественной войны. Более 70 лет прошло с тех пор, как
Советский союз праздновал победу 9 мая 1945 года. И с каждым годом редеют ряды
ветеранов, которые ценою своей жизни защищали родину, землю, где родились и
выросли, свою семью, стариков и детей. Современное поколение молодежи все реже
слышит о страшных днях и событиях того времени. Все реже россияне слышат
о том, что их деды воевали и  жили во
время войны. Школьники порою забывают о подвигах бойцов тех лет, не обращают
внимание на героизм и мужество. Неотъемлемой чертой современного
образовательного процесса является воспитание патриотизма, чувства долга, мужества, ответственности и
дисциплинированности.

В связи с указанными
аспектами выше, изучение
истории родного края призвано стать обязательной составляющей уроков истории.
События Великой Отечественной войны в настоящее время, спустя более 75 лет
после ее окончания, сохраняют общественный интерес и являются одной из важнейших
тем на занятиях по истории России.

В
середине сентября 2020 года в Нерчинско-Заводском районе, в школе учащиеся
проходили анкетирование. По результатам мероприятия было определено, что
большая часть школьников имеют достаточно ограниченные представления о войне. Дети не могли назвать главных героев, совершивших подвиги, кроме
С.В. Достовалова.

Указанная тема курсовой
работы актуальна с каждым
годом, ввиду того, что ежегодно открываются архивы, исследуются новые документы
1941-1945гг. сослуживцев, фронтовых товарищей. Каждый год пополняется новыми
фактами о жизни и героизме жителей Нерчинско-Заводского района.

К
примеру, в 2019 году в районе в ходе раскопок был найден самолет Ил-2,
перевозивший грузы. Два пилота погибли, но предметы одежды на них прекрасно
сохранились, вопреки времени и катастрофе. Информация была передана в газеты,
откликнулись родственники, узнавшие по характерным признакам рубашки, своего
прадеда.

Актуальность темы исследования определила принципы постановки научной
проблемы. В качестве научной проблемы в работе выдвинуто положение о
необходимости формирования современных взглядов подрастающего поколения на
события Великой Отечественной войны.

Цель исследования
состоит в том, чтобы проследить
влияние Великой Отечественной войны на жизнь и судьбы жителей Нерчинско-Заводского района. Многие
встретили свою судьбу на фронте, есть и такие примеры, когда в боевых действиях
спасали жизнь своим отцам, когда война определила будущую профессию.

Война
– это страшное слово и страшное время перевернула все сферы жизни простых
жителей Нерчинско-Заводского
района. Объект работы – историческая оценка
Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в развитии Нерчинско-Заводского района
(промышленность, сельское хозяйство). Предмет
работы – Нерчинско-Заводский
район в годы великой отечественной войны.

В наши дни существует
большое количество литературы, которая посвящена Великой Отечественной войне. Она
представлена такими авторами, как: Аверин А.А., Александров К.К., Абдрашитова
Ф.З., Абердиев З.З., Викторов В.В., Грунин Г.В., Деревцов Н.Г., Горюнова М.М., Деревцов
Н.Г., Ерошева Н.Н. и другими. Информация о подвигах тех лет содержится в
архивах Нерчинско-Заводского
района, газетных статьях («Советское Приаргунье»), воспоминаниях ветеранов. Читая газеты, посвященные
событиям того времени, наблюдаем
жизнь района во всем его многообразии: сводки с полей, из колхозов, с завода
чередуются с личными отзывами, письмами, призывами, с подробными отчетами о
военных действиях. Имеется материал о ветеранах Великой Отечественной войны, их
воспоминания, личные вещи солдат[1].

В работе использована
часть материалов, собранных краеведами школ Нерчинско-Заводского района совместно с группой учащихся
посредством интервьюирования.

Среди них особый интерес
представляет информация о тружениках тыла, фотоматериалы из альбома «Никто не
забыт, ничто не забыто», посвященного событиям Великой Отечественной войны, в
который вошли материалы из семейных архивов ветеранов. Этот материал отражен в статье Абердиева
З.З. «Нерчинско-заводский район в 1941-1945гг.», газета «Советское Приаргунье»[2].

Изучая историю Нерчинско-Заводского
района, можно отметить,
что война вошла в каждый дом. Из источников известно, что 54 человека встали на
защиту своих домов и семей,
среди них одна женщина — Клавдия Алексеевна Травникова. Мобилизовано из каждой
семьи по несколько человек — братья Белоносовы, Васильевы, Ведерниковы,
Дементьевы, Ёлгины, Жуковы, Жидковы, Макарьевские, Маюровы, Николаевы, Таскины,
Филипповы. Война неизбежно отразилась на судьбах абсолютно всех жителей, отобрав
близких людей, разрушив устоявшийся быт и родственные связи, покалечив души и
сердца.

Большинство отечественных исследований данной темы
актуальны и важны, их достоинство заключается в том, что они носят и
теоретический, и прикладной характер, на основании которых разрабатываются
программы обучения в школах (будет рассмотрено во второй главе).

Задачи
курсовой работы заключаются в следующем:

1. проанализировать экономическое положение Нерчинско-Заводского
района перед войной;

2. проанализировать экономическое положение Нерчинско-Заводского
района после войны;

3. показать влияние войны на героизм и
судьбы жителей Нерчинско-Заводского
района;

4. показать влияние событий того времени на воспитание
подрастающего поколения в наши дни.

В
ходе работы использовались следующие методы:

1. системный подход. Использовался в изучении
экономического состояния Нерчинско-заводского района в годы войны;

2. метод обобщения и сравнения, анализа и синтеза,
метод логического анализа теоретического и практического материала.
Использовались при анализе влияния войны на судьбы людей, современного
патриотического воспитания молодежи.

Научная новизна
исследования заключается в том, что в процессе работы выявлены пробелы в
патриотическом воспитании молодежи и знаниях о войне. Практическая значимость
обусловлена тем, что данная работа может служить образцом героизма на уроках
истории, посвященных войне.

Теоретические положения и
практические выводы исследования написаны на апробации школьной программы
Нерчинко-заводского района в плане расширения круга знаний школьников о войне.

Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, объединенных четырьмя параграфами,
заключения, библиографического списка.

В
первой главе курсовой работы раскрывается историческая справка социально-экономического
состояния Нерчинско-Заводского района перед событиями 1941 года и во время
войны.

Во
второй главе курсовой работы раскрывается подвиг жителей Нерчинско-заводского
района во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг., патриотизм и влияние
на современность.

Курсовая
работа имеет огромную практическую значимость и апробацию, поскольку служит
материалом для воспитания духа патриотизма и мужества в школьниках и студентах. [1] Абердиев
З.З. Нерчинско-заводский район в
1941-1945гг. Советское Приаргунье, №32, 08.08.2009.с.50-51. [2] Абердиев
З.З. Там же С. 50-51.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате
исследований, проведенных в курсовой работе, отметим следующее.

В
первой главе охарактеризовано экономическое положение района с 1926г по
1945гг., рассмотрено состояние промышленности и хозяйства, приведены конкретные
цифры в динамике развития отраслей.

 Во второй главе курсовой работы проведен
анализ жизни мирных граждан, охарактеризован быт, социальные условия, оценен
подвиг героев тех страшных дней, рассмотрено его влияние на современность.

В
итоге, задачи курсовой работы, поставленные в начале, а именно:

1. проанализировать экономическое положение Нерчинско-заводского
района перед войной, во время и после войны;

2. показать влияние войны на героизм и судьбы жителей Нерчинско-заводского
района;

3. показать влияние событий того времени на воспитание
подрастающего поколения в наши дни – выполнены в полном объеме.

По
итогу отметим, что Великая
Отечественная война оставила неизгладимый отпечаток в жизни жителей
Нерчинско-заводского района и страны в целом. Пример истории района, в частности с
перепрофилированием производств, отчетливо иллюстрирует все тяготы жизни населения,
производства и агропромышленного комплекса[1].

Культурологи и социологи района с тревогой констатируют: огромная
часть населения в Нерчинско-заводском районе остается  вне  знаний о Великой Отечественной войне.
Около 90% молодого поколения жителей Нерчинско-заводского района не знают
фамилии героев. Причиной тому служит постоянно меняющееся социально-экономическое положение,  увеличение значительной социальной дифференциации населения и
потере общих для всех граждан страны духовных ценностей.

Эти изменения снизили
воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших
факторов формирования чувства патриотизма.

Курсовая
работа имеет огромную научную ценность, поскольку в современных непростых условиях становление системы
военного
патриотического
воспитания в районе необходимо
рассматривать как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и
молодежного движения, органов исполнительной власти, общественных объединений,
как основу для развития идейно-патриотического воспитания граждан. Этому
воспитанию посвящен раздел второй главы работы.

Историческое
влияние войны на проведение эффективной работы по направлениям
воспитания военного патриотизма в школах и высших учебных заведениях Нерчинского-заводского
района в целом должно
стать развитие у учащихся духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их
активному проявлению в различных сферах жизни общества, а также высокой мотивированной гражданской,
патриотической ответственности,
дисциплинированности,
готовности приносить пользу
обществу и государству.

Для
реализации указанных программ в части эффективной работы по воспитанию
патриотизма в духе военного времени учащихся Нерчинско-заводского района нужно
еженедельно сохранять тенденцию проведения внеклассных уроков, посвященных
тематике Великой Отечественной войны, продолжать исторические поиски по  утраченным сведениям о бойцах того времени, с
целью увековечивания памяти в сердцах и умах юных граждан.

Сама
по себе война – это определенно непоправимый экономический, производственный,
психологический и исторический стресс всех структурных составляющих жизни
любого общества и Нерчинско-заводский район не тал исключение.  Война — невосполнимые лишения и потери,
избежать ее можно только неоднократным напоминанием, сохранением всех архивных
данных, с целью – никогда этого не повторить снова. [1]
Нерчинцы — участники Великой Отечественной войны. Советское Приаргунье,
21.02.1970. С. 51.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Социально-экономическая
характеристика Нерчинско-Заводского района в 1941-1945гг. 1.1 История района в период 1926 по 1941гг. Нерчинско-Заводский
район образовался 4 января 1926 года. Первое заседание Пленума РИКА
прошло 14 января 1926 г. Именно на нем
был избран президиум, состоящий из пяти человек. По приказу № 1 от 16 января 1926 года РИК райисполкома он
принял полную власть в плане районирования, регулирования социальной и
экономической сферы Нерчинско-Заводского района. К этому времени
экономико-социальное развитие района было следующее.   Общая
площадь Нерчинско-Заводского района на тот момент составляла 2056 кв. верст.
Район состоял из 28 населенных пункта, 14 сельских Советов. Общее количество
населения на тот момент составляло  17678
человек. Из указанного количества в селе Нерчинский Завод проживало 3683 человека, в селе Ивановка
— для сравнения 1099
человек[1].

Основным
источником экономики было сельское хозяйство, следовательно, земледелие
занимало большую долю в жизни населения Нерчинско-Заводского района. Этот
период ознаменован трагической историей коллективизации. Стали образовываться
первые коммуны, товарищества, артели. В 1928 году, в нынешнем селе Аргунск при
участии и под
руководством коммуниста, партизана Мефодия Егоровича Казакова была создана коммуна «Новая жизнь». В этот же год ею
был получен первый
трактор «Фордзон», который использовался вплоть до 1941 года.

К 1928 году была
подготовлена основа для проведения коллективизации. 
В Нерчинско-Заводском районе в то время успешно действовало  17 сельских комитетов. Любопытную
информацию мы можем найти в отчетах заседаний комитетов. К примеру, из отчета одного из комитетов следует, что сельскохозяйственных
дворов в районе было 1830 штук, в том числе  бедняков 715 штук, середняков 1002 штук, зажиточных 113 штук. Из этого количества 22 человека были
лишены права быть в комитете
– 22. Так же отчеты содержали информацию о социальном состоянии района. Так на
основании одного из отчета нуждающихся в помощи инвалидов было 23 человека, вдов и сирот – 59 человек, одна семья красноармейцев,
дворов,
нуждавшихся в помощи –
107 штук[2]. Для успешного развития сельского
хозяйства в 1926 году в октябре была создана опытная станция. В нее входило
пять отделов: полеводства;  селекции; животноводства;
физико-химических исследований и агрометеорологии.

Целью
деятельности станции было проведение научной деятельности, направленной на повышение производительности скота с помощью улучшения породности. Улучшение
породности планировалось достичь путем разработки приемов рационального кормления, а так же повышения урожайности кормовых культур.

Промышленность
района состояла из следующих основных градообразующих предприятий[3]. Золотых приисков. Здесь следует упомянуть такие как Апрелковский — Урульгинский (Пешковский), где
проводилась золотодобыча силами артелей.
Добыча ртути. Шесть мельниц,
которые представляли мукомольную промышленность. Два кожевенных завода; Две
хлебопекарни; Десять сапожных мастерских. Девять портновских мастерских; Шесть штук кондитерских магазинов и
заводов. Две мыловарни. Пять слесарных мастерских. Двадцать мастерских
кустарного направления.

Объекты
социальной сферы в 1927 году были представлены 30 школами, 25 детскими яслями.
Посещаемость детских
площадок составила 30 человек в день. В районе в 1928 году была открыта первая
детская площадка для детей, а в 1929 году первый детский сад.

Культурная
жизнь района проводилась в библиотеках, школах, детских садах, читальнях и Красных уголках, а в городах – в Рабочем дворце и Красных уголках кожевников,
железнодорожников, Култуке и Домзаке. Нередко широкой публике представляли
пьесы в Доме крестьянина
для приезжающих из деревни крестьян. Здесь же
осуществлялась работа по ликвидации крестьянской правовой и грамматической
безграмотности, оказывалась правовая поддержка в ведении хозяйства, сделок с
недвижимостью.

В
Нерчинско-Заводском районе по состоянию на 1930г. работало пятнадцать
передвижных библиотек. В местных
библиотеках имелось 3377
книг[4].  События большого политического масштаба в
районе происходят в 30-е
годы. Села Ивановка и Михайловка были
присоединены в 1931 году. До этого момента они входили в состав соседнего района, который был расформирован в 1935 году, после его
распада еще десять сел перешло в состав Нерчиско-Заводского района. В 1930 году были ликвидированы округа
и Нерчинско-Заводский район вошел в состав Забайкальского края, а в 1937 году во вновь
образованную Читинскую область. В этот период все более быстрыми темпами
идет коллективизация в районе. Артели, которые были образованы в двадцатых
годах прошлого века, объединяются в колхозы.

В
итоге, в конце 1930 годов было организовано двадцать шесть колхозов, а к началу
войны уже тридцать один. В этот период общее количество поголовья крупного рогатого скота составляло почти
шесть тысяч голов, в
т.ч. две тысячи поголовья коров. Во всех хозяйствах того периода
насчитывалось 2746 голов свиней, 12946 голов овец и коз, 4259 лошадей, 4565
голов птиц. Посевная площадь насчитывала почти тридцать пять тысяч гектар, в том числе под пшеницей – 19328 га. Самыми крупными колхозами этого периода
были колхоз им. Калинина, им. Ворошилова, им. Буденного, «Вперед», «Большевик».

В
Нерчинско-Заводском районе на тот момент насчитывалось 140 штук тракторов,
более двадцати комбайнов и  другой сельскохозяйственной
техники.

Техническое обслуживание колхозов осуществлялось
государственными предприятиями – машино-тракторными станциями (МТС). В Нерчинско-Заводском районе было четыре МТС: Широкая (1930), [1]
Статистические данные о ходе сева 1941 — 1945 года (сводки райзо). Ф. 26. Оп.
17. Д.18.с.18-28. [2]
Статистические данные о государственных поставках, в Фонд обороны Красной Армии
сельскохозяйственных продуктов. Ф. 45. Оп. 10. Д.18. с. 10-15. [3]
Александров К.К. «До последнего патрона». Советское Приаргунье, №30,
12.04.2010.с.41-43. [4]
Абдрашитова Ф.З. №А мы с тобой, брат, из пехоты». Советское Приаргунье, №31,
08.05.2001.с.50.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы