Курсовая теория Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая теория на тему Неосознаваемые процессы в психике человека

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НЕОСОЗНАВАЕМЫХ ПРОЦЕССОВ 5
1.1 Неосознаваемые процессы в жизни человека 5
1.2 Неосознаваемые механизмы сознательных действий 8
1.3 Неосознаваемые побудители сознательных действий 12
1.4 «Надсознательные» процессы 14
Выводы по первой главе 18
Глава 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕОСОЗНАВАЕМЫХ ПРОЦЕССОВ 19
2.1 Методы изучения неосознаваемых процессов 19
2.2 Анализ исследования неосознаваемых процессов 30
Выводы по второй главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

  

Введение:

 

Психика человека очень сложна и разнообразна. С давних времен ученые пытались проникнуть в недра психологии. Ранее ученые считали, что человек имеет только сознание и, соответственно, контролирует свои действия. Изначально, в классической психологии, сознание определяет мотивацию, желания, поступки человека. С дальнейшим развитием человеческих способностей, люди задались вопросом, в чем причина ошибок человека, например, в речи и многом другом. В тот момент, появилось предположение о некой области за пределами сознания, вмещающей в себя все то, что искали люди, когда задавали данные вопросы. Сознанию недоступно бессознательность, они сосуществуют отдельно. Человек, который находится в сознании, довольно часто не догадывается о желаниях и мыслях, которые находятся в бессознательном. Именно поэтому так долго неосознаваемые процессы оставались незамеченным.
Актуальность темы исследования. В современном мире процессы человека, особенно неосознаваемые, изучаются и делаются новые открытия в психологии. Человек осознает процессы, происходящие в его психике, но неосознаваемые процессы подлежат изучению специальными методами.
Сергей Николаевич Бурмистров в своей статье написал о многих выдающихся и известных как психологов, так и философов, которые рассматривали проблемы неосознаваемых процессах. Также он показал, что во все периоды идеогенеза проблема неосознаваемого волновала философов и ученых, несмотря на различия в их взглядах .
Сознанию можно противопоставить, кроме поведения, неосознаваемые процессы. Такие процессы начали активно изучаться с начала двадцатого века. И уже первые исследования дали невероятные результаты.
Целью данной работы является изучение методов исследования неосознаваемых процессов человека.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
 проанализировать существующие работы по изучению неосознаваемых процессов;
 описать проявления и особенности неосознаваемых процессов;
 изучить специфику исследований и работы с неосознаваемыми процессами
 подобрать и проанализировать методы исследования неосознаваемых процессов.
Объект исследования – неосознаваемые процессы человека.
Предмет исследования – методы изучения неосознаваемых процессов.
Методология исследования. Для решения исследовательских задач используется набор следующих научных методов:
 анализ и обобщение психологической литературы; методы абстрагирования и конкретизации, прогнозирования и моделирования;
 изучение и анализ психологического опыта работы по исследованию неосознаваемых процессов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
— описаны особенности неосознаваемых процессов;
— проанализированы методы изучения неосознаваемых процессов.
Практическая значимость работы заключается в следующем:
— подобраны и применены методы по изучению неосознаваемых процессов.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Неосознаваемые процессы являются весьма сложными психическими явлениями, и объяснить можно лишь малую часть их алгоритмов. Физиологическая основа указанных явлений гораздо объемнее, чем удается себе представить. Но современная психологическая наука, развиваясь, позволяет следовать по пути изучения сознания, а также неосознанных явлений в психологии. На сегодняшний день имеются совершенно четкие основания полагать, что проблема бессознательного и сознания может быть подвержена экспериментальному изучению методами изучения неосознаваемых процессов. Результаты огромного количества опытов указывают, что эмоциональные неосознаваемые стимулы на бессознательном уровне используют временные связи, фиксирующиеся в долговременной памяти.
По итогу данной работы, следует отметить, что неосознаваемое в различных формах проявляется в сознании: иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены, интегральный результат надсознательных процессов. Сведения о неосознаваемых процессах можно получить при анализе динамики формирования навыков, а также при изучении информации, получаемой исследователем от разнообразных физиологических индикаторов.
Отсюда следует, что при изучении неосознаваемых процессов мы пользуемся той же исходной информацией: фактами сознания, поведения и физиологическими процессами. Использование вместе этих данных позволяет психологу изучать явления, которые относятся к сфере бессознательного.
В данной работе изучено многообразие методов изучения неосознаваемых процессов от простых до сложных. Применение данных методов важно не только в изучение неосознаваемых процессов. К примеру, большинство методов (как правило, которые не раз подтвердили свою эффективность) используются во всех сферах жизни человека: от воспитания ребенка до расследования дела в полиции. Благодаря данным методам можно получить информацию от человека, о которой он сам может и не думать. К примеру, после скандала в 1998, который разгорелся между президентом Биллом Клинтоном и Моникой Левински, один репортер рассуждал, что пристальное внимание средств массовой информации к личности сотрудницы Белого дома либо сделает имя «Моника» настолько популярным, что в течение некоторого времени родители массово будут называть им своих дочерей, либо это имя станет нарицательным и приобретет ругательный оттенок. В данном случае, явно выражается прайминг – эффект. По моему мнению, данный метод очень интересный и полезный, но, к сожалению, работает на все сто процентов только во время, когда человек находится в полном отсутствии сознания – к примеру, под наркозом.
Таким образом, психика человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются человеком. Тем не менее, нельзя описать психику простым делением процессов на сознательное и бессознательное. Сфера бессознательного имеет свою сложную структуру.
Анализ психологической литературы по теме «Неосознаваемые процессы» показал, что психика – это довольно сложное явление, имеющее иерархическое строение. В классической психологии принято говорить о взаимосвязи трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного. Сознание — это высший уровень развития психического отражения, связанный с использованием речи, присуще только человеку. Все эти три уровня действуют одновременно. При этом бессознательный и подсознательный уровни можно отнести к неосознаваемым психическим процессам.
В данной работе достигнута цель: изучены методы исследования неосознаваемых процессов человека.
Для достижения этой цели были выполнены следующие задачи:
 проанализированы существующие работы по изучению неосознаваемых процессов;
 описаны проявления и особенности неосознаваемых процессов;
 изучена специфика исследований и работы с неосознаваемыми процессами;
 подобраны методы изучения неосознаваемых процессов;
 проанализированы методы работы с неосознаваемыми процессами.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Понятие и сущность неосознаваемых процессов

1.1 Неосознаваемые процессы в жизни человека

В жизни каждого человека имеется место для огромного количества психических процессов и явлений, которые не отражаются в его сознании. Они называются неосознаваемые процессы. Бессознательное – совокупности данных процессов.
В начале двадцатого века проводились исследования неосознаваемых процессов, которые показали, что проблема бессознательного очень широка. Выяснилось, что информация, которую человек осознает и воспринимает, составляет лишь небольшую часть от общей.
Неосознанные процессы имеют место во всех сферах деятельности человека. К примеру, в художественной культуре. Анатолий Эммануилович Воскобойков писал о том, что глубокий эстетический образ или талантливое произведение произведений искусства чаще всего сопряжены со многозначностью смысла, а уже их создание связаны с художественной интуицией. В данном процессе научная интуиция работает на базе дискретной, дискурсивной информации, а художественная порождает результат, который имеет континуальную информативную мощность .
В современном мире каждый человек примерно представляет, что такое бессознательное или неосознаваемые процессы, но точное понятие, определение дать очень сложно. Также изучить данный феномен вызывает большие трудности. Существует следующие мнение по данном поводу: «…под общим понятием когнитивного бессознательного объединяются практически все психологические феномены, которые так или иначе могут свидетельствовать о возможности неосознаваемой переработки информации» .
Сознание, по правилу, регулирует поведение человека. Зигмунд Фрейд понял, что за всем осознанным скрыты желания, стремления, влечения, которые человек не осознает. Работая врачом, он пришел к выводу, что причиной нервно-психологических болезней могут быть неосознаваемые переживания и мотивы. Это стало причиной к поискам средств разрешения конфликта между сознанием и неосознанным пациентов. Именно таким образом, появился психоанализ .
Зигмунд Фрейд был уверен в том, что действия человека, которые он не контролирует, имеют именно неосознаваемый характер. Бессознательное хранит желания и фантазии человека, противоречащие морали и нормам поведения общества, тревожащие нас самих. Зигмунд Фрейд рассмотрел проявления побуждений к действию человека во снах, творчестве и расстройствах .
С течением времени, понятие бессознательного, состоящее из неосознанных действий, стало изучаться и расширяться. Карл Густав Юнг ввёл такой термин, как «коллективное бессознательное», который имеет основное отличие от индивидуального в том, что оно является общим для всех людей и представляет собой единый «общий знаменатель» для разных людей.
Карл Юнг считал, что бессознательное имеет два уровня: личное или индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное, по мнению Юнга, содержит в себе формы, лишенные содержания. Индивидуальное же, наоборот, содержит информацию психического мира конкретного человека, наполненного личным содержанием, но не усваиваемого полностью или же частично сознанием .
Жак Лакан, французский психоаналитик, предложил, что «бессознательное структурировано как язык». Тем не менее, нельзя понимать утверждение Жана Лакана дословно и настаивать на том, что бессознательное — это и есть язык, а психоанализ представляет собой своеобразную языковую игру. Данный тезис подразумевает то, что бессознательное человека схоже по правилам языку.
В советской психологии проблема бессознательного исследуется посредством теории установки Дмитрия Николаевича Узнадзе, грузинского психолога и философа .
Психофизиологические аспекты бессознательного, которые изучали Иван Михайлович Сеченов и Иван Петрович Павлов, русские ученые, исследуются в связи с анализом сна и состояний под действием гипноза, различных образований мозга, явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы