Курсовая теория Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая теория на тему Негативные качества в поведении детей дошкольного возраста и пути их коррекции средствами работы педагога-психолога.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. 5

Теоретические аспекты негативных
качество детей дошкольного возраста. 5

1.1.Анатомо-физиологические  особенности 
детей дошкольного возраста. 5

1.2.Причины и виды негативного поведения дошкольников. 9

Глава 2. 16

Работа педагога-психолога, направленная на коррекцию
негативных качеств дошкольников. 16

2.1.Коррекция
негативного поведения у дошкольников психологом. 16

2.2.Практические рекомендации родителям. 20

Заключение. 28

Список литературы.. 30

 

 

 

  

Введение:

 

Введение

В последнее время проблема общения с
«трудными детьми» стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что
численность «трудных детей» неуклонно растет. Они уходят из родительского дома,
бродяжничают, хулиганят, воруют, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах
своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за
компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по
«Интернету» или играют в компьютерные игры.

Если в былые годы «трудными детьми»
становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную
категорию нередко уже в старшем дошкольном возрасте. В настоящее время даже по
отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: «трудный
ребенок».

С такими детьми мучаются все: и родители,
и воспитатели, и педагоги, и социальные работники. Никто не хочет такого
ребенка принимать в детский сад, включать в коллектив или дружескую компанию.
Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или отказ.

Постоянно претендуя на проявление «особого
внимания к себе»,  «трудные дети» сами
оказывают на взрослых своеобразное психологические давление, навязывая им определенный
способ общения и взаимодействия. «Трудные дети» всегда являются для взрослых
некой загадкой: то невпопад рассмеются, то неожиданно заплачут и впадут в
истерику, то вдруг нагрубят в ответ на заботу и доброту, то сделаются
апатичными и бесчувственными, то шокируют окружающих вызывающим внешним видом.
Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего,
доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе. Странности в поведении
«трудных детей» вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они
могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих
воспитательных усилиях.

Формирование «эгоцентрической и эгоистической
индивидуальности» в сознании ребенка приводит его к духовной катастрофе. Он
перестает быть, человеком, открытым для общения с другими людьми и окружающим
миром.

Психолог А.И. Захаров считает, что большую
роль в формировании «трудностей» в поведении ребенка играет семья, личность
родителей.

Он выделяет несколько неблагоприятных черт
личности родителей. Среди них существует аффективность – избыток родительского
раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги, страха. Аффективность
часто создает эффект «суматошности» в доме – хаотичности, беспорядочности,
всеобщего возбуждения. Затем родители переживают случившееся, испытывая чувство
вины от неспособности справиться со своими, выходящими из под контроля
чувствами.

Аффективность проявляется у матерей с
холерическим темпераментом. Здесь на первый план выступает нетерпеливость
требований и ожиданий, легко перерастающая в раздражительность. А потом мать
жалуется на возбудимое поведение ребенка, не слушающегося ее с первого раза. Но
чем больше она настаивает, повышая голос и часто переходя на крик, тем более
возбудимым или заторможенным становиться ребенок.

Можно предположить, что дети с негативными
проявлениями в поведении имеют неправильное, искаженное психическое развитие и
нормализация его приведет к исчезновению трудностей.

«Трудный» ребенок растет неполноценным. Он
живет в своем мире, мире переживаний, фантазий, страха. Он становиться
жестоким, злым, пытаясь этим привлечь к себе внимание, но за это получает лишь
наказание со стороны воспитателя и детей. Поэтому данная работа является
актуальной.

Цель: Изучить негативные качества в
поведении детей дошкольного возраста и пути их коррекции средствами работы
педагога-психолога.

Объект: Негативные качества детей
дошкольного возраста.

Предмет: Коррекция негативных качеств
в поведении детей дошкольного возраста педагогом-психологом.

Задачи:

1. Рассмотреть
анатомо-физиологические особенности дошкольников;

2.Проанализировать причины и виды
негативного поведения дошкольников;

3.Ознакомиться с работой
педагога-психолога, направленной на коррекцию негативных качеств дошкольников.

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В психологической литературе пока нет
единого определения понятия «нарушения поведения» у детей. Все попытки
классификаций нарушений носят условных характер, так как поведение дошкольника
чаще всего сочетает в себе черты нескольких поведенческих нарушений. Тем не
менее, обобщая все вышеописанное, условно можно выделить 3 наиболее выраженные
груп­пы так называемых трудных детей, имеющих поведенческие проблемы:

Агрессивные дети – выделяя данную группу, важно оценить
степень проявления агрессивной реакции, дли­тельность действия и характер
возможных причин, по­рой неявных, вызвавших данное нарушение поведение.Эмоционально
и двигательно-расторможенные дети – о
тносящиеся к этому типу дети
на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг или страдают, то их
экспрессивное поведение обязательно будет слишком громким и вызывающим.Слишком
застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети – 
это
дети, стесняющиеся выра­жать свои эмоции, тихо переживающие свои пробле­мы,
боясь обратить на себя внимание.

В поведении и развитии детей
дошкольного возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность,
вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость), различные формы
детской нервности (невропатия, неврозы, страхи) обусловлены, как правило, двумя
факторами — ошибками воспитания или определенной незрелостью, минимальными
поражениями нервной системы. Для выявления истинных причин поведения ребенка
необходимо представлять симптоматику конкретных, часто встречающихся нарушений
поведения, знание которой позволит правильно построить ра­боту с ребенком, а
для определения сте­пени тяжести имеющегося у ребенка расстройства опираться на
критерии оценки воз­можного отклонения в любом поведении

Профилактика — это комплекс
упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения.
Ключевыми процессами, главными для профилактических мероприятий являются
факторы риска и факторы защиты. Выделяют основные направления профилактических
мероприятий: построение отношений с воспитателями и педагогами; оптимизация
детско-родительских отношений; организация развивающей среды. Каждое из
направлений имеет свои методы и хорошо проработанные педагогические технологии.
Работа с педагогами ведется по пути повышения уровня педагогического
мастерства, эмоциональной стабильности, используются игры-релаксации,
адаптационные игры, игры-формулы, игры-освобождения, игры-коммуникации. 

 Несоблюдение условий психичес­кого и
личностного развития детей дошкольного возраста ведет к нарушениям в поведении
и требует коррекции этих условий, с учетом основ­ных
принципов психологичес­кой коррекции. При всем разнообразии поведенческих
нарушений, большинство из них имеет четко выделяемые особенности: недостаточное
развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции,
неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях
со сверстниками. Современные методы коррекционной работы способны эффективно
устранять ту или иную причину нарушения поведения. На современном этапе
существуют несколько направлений коррекционной работы с
дошкольниками: игротерапия, арттерапия (изобразительная, сказко-, музыко-
и т.д.), поведенческая терапия (различного вида тренинги, психогимнастика),
социальная терапия, каждое из которых выделяет основные психологические
механизмы коррекционного воздействия на личность ребенка.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1

Теоретические аспекты негативных качество детей дошкольного
возраста

1.1.Анатомо-физиологические  особенности 
детей дошкольного возраста

На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит
долгий путь в физическом и умственном развитии. На пятом — шестом году жизни у
детей происходит период интенсивного формирования двигательных навыков. Для
этой цели существуют определенные предпосылки:

·                  
значительно
изменяются пропорции тела,

·                  
улучшается
чувство равновесия,

·                  
улучшается
координация движений на основе улучшения функций нервной системы;

·                  
увеличивается
мышечная сила.
[4]

Во время ходьбы улучшаются
координация верхних и нижних конечностей
. Ребенок совершает прыжки с большей уверенностью, легкостью
и мягкостью. Однако, учитывая сохраняющуюся значительную подвижность
позвоночника, прыжки должны проводиться под строгим контролем.

В беге, лазании и метании дети добиваются
значительного прогресса: большая уверенность движений, точность движений,
достаточно развитый зрительный обзор, ловкость, целеустремленность, координация
движений. У ребенка в возрасте шести — семи лет продолжающийся процесс
оссификации,  позвоночник становится
более прочным.

Значительные отличия в двигательной активности ребенка
в возрасте 6 лет заключаются в следующем:

·                  
в
этом возрасте улучшается координация движений,

·                  
устранение
нецелесообразных движений.

·                  
благодаря
развитию высших нервных центров у ребенка усиливается внимание

·                  
усиливаются
волевые усилия.

В старшем дошкольном возрасте в высшей нервной
деятельности происходят значительные изменения. По своим характеристикам мозг
шестилетнего ребенка начинает приближаться к мозгу взрослого.

В старшем дошкольном возрасте физическое развитие у
девочек происходит более интенсивное, чем у мальчиков. Скачок физического
развития в возрасте шести — семи лет вызван нейроэндокринными изменениями в
теле ребенка.

Отличительной особенностью дошкольников является
преобладание поверхностного дыхания. Развитие легких в этом возрасте еще не
завершено: носовые ходы, трахея и бронхи относительно узкие, что затрудняет
проникновение воздуха в легкие. Поэтому дети часто не могут делать глубокие
вдохи и выдохи.

К пяти-шести годам ребенок имеет значительно
увеличенную мышечную массу (особенно нижние конечности), увеличение силы и
мышечной способности. [2]

У детей дошкольного возраста хорошо развиты большие
мышцы туловища и конечностей, обеспечивая множество сложных движений: бег,  прыжки, скалолазание и так далее. Костная
система, связки, суставы обеспечивают как положение тела, так и возможность
перемещения его частей в разных направлениях, выполняя, кроме того, защитную
функцию.

Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно влияет на
развитие скелета, задерживает рост костей. Умеренно нагруженные и доступные для
данного возраста физические упражнения, наоборот, стимулируют рост,
способствуют их укреплению.

В возрасте семи лет развивается костно-мышечная
система: кости скелета слегка меняются по форме, размеру и структуре, но
процесс окостенения еще не завершен, более того,  в некоторых отделах он только начинается.

В старшем дошкольном возрасте устанавливается
постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника. В течение шести-семи лет
наблюдается интенсивный рост черепных костей.

С семилетнего возраста начинается слияние тазовых
костей, поэтому опасно прыгать высоко на твердую поверхность. Это может
привести к деформации тазовых костей.

На формирование осанки в значительной степени влияет
статико-динамическая функция стопы. Даже небольшое изменение ее формы может
привести к нарушению правильного положения таза, позвоночника.

Сердечно – сосудистая система также претерпевает
изменения. В возрасте шести лет 
продолжается рост с увеличением размера тела. В возрасте семи лет сердце
принимает форму как у взрослого человека. Пульс становится стабильным,
ритмичным, урежается.[3]

Все процессы в организме контролируются центральной
нервной системой. Основная дифференциация нервных клеток в конце дошкольного
возраста практически завершается.

В течение шести-семи лет большая возбудимость,
реактивность и высокая пластичность нервной системы у детей способствуют
развитию довольно сложных моторных навыков — катанию на лыжах, фигурному
катанию, плаванию.

Нервная система стабилизируется, поведение становится
более стабильным. Стартовый дошкольный возраст играет особую роль в умственном
развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые
психологические механизмы активности и поведения.

Важнейшими особенностями умственного развития у детей
старшего дошкольного возраста являются:

·                  
преобладание
возбуждения,

·                  
нестабильности
внимания,

·                  
импульсивности
в поведении,

·                  
большей
эмоциональности,

·                  
конкретности
восприятия и мышления.

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое
место среди других людей, у него появляются внутренняя социальная позиция и
желание удовлетворить свои потребности в новой социальной роли. Ребенок
начинает осознавать и обобщать свой опыт, формировать устойчивую самооценку.
Старший дошкольный возраст является периодом активного развития познавательной
деятельности.

Изолированные, конкретные, малопонятные впечатления от
окружающей реальности становятся более ясными, локальными  и обобщенными, возникают некоторые
интегральные восприятия и понимание реальности.[14]

Старшие дошкольники начинают контролировать свое
поведение, восприятие, память и мышление. Это связано с развитием психических
процессов, целенаправленностью действий.

Дети от шести до семи лет овладевают способностью
контролировать положение своего тела на основе мышечных ощущений. Значительную
роль по-прежнему играет имитация при выполнении волевых действий, но она имеет
условный рефлекторный характер, произвольно контролируемый действием.

Мотивы волевых действий радикально реструктурированы у
детей старшего дошкольного возраста: мотивация семилетних детей становится все
более очевидной – как одно из важнейших условий, обеспечивающих стабильное и
продолжительное волевое напряжение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы