Курсовая теория на тему Негативные качества в поведении детей дошкольного возраста и пути их коррекции средствами работы педагога-психолога.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Теоретические аспекты негативных
качество детей дошкольного возраста
1.1.Анатомо-физиологические особенности
детей дошкольного возраста
1.2.Причины и виды негативного поведения дошкольников
Работа педагога-психолога, направленная на коррекцию
негативных качеств дошкольников
2.1.Коррекция
негативного поведения у дошкольников психологом
2.2.Практические рекомендации родителям
Введение:
Введение
В последнее время проблема общения с
«трудными детьми» стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что
численность «трудных детей» неуклонно растет. Они уходят из родительского дома,
бродяжничают, хулиганят, воруют, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах
своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за
компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по
«Интернету» или играют в компьютерные игры.
Если в былые годы «трудными детьми»
становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную
категорию нередко уже в старшем дошкольном возрасте. В настоящее время даже по
отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: «трудный
ребенок».
С такими детьми мучаются все: и родители,
и воспитатели, и педагоги, и социальные работники. Никто не хочет такого
ребенка принимать в детский сад, включать в коллектив или дружескую компанию.
Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или отказ.
Постоянно претендуя на проявление «особого
внимания к себе», «трудные дети» сами
оказывают на взрослых своеобразное психологические давление, навязывая им определенный
способ общения и взаимодействия. «Трудные дети» всегда являются для взрослых
некой загадкой: то невпопад рассмеются, то неожиданно заплачут и впадут в
истерику, то вдруг нагрубят в ответ на заботу и доброту, то сделаются
апатичными и бесчувственными, то шокируют окружающих вызывающим внешним видом.
Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего,
доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе. Странности в поведении
«трудных детей» вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они
могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих
воспитательных усилиях.
Формирование «эгоцентрической и эгоистической
индивидуальности» в сознании ребенка приводит его к духовной катастрофе. Он
перестает быть, человеком, открытым для общения с другими людьми и окружающим
миром.
Психолог А.И. Захаров считает, что большую
роль в формировании «трудностей» в поведении ребенка играет семья, личность
родителей.
Он выделяет несколько неблагоприятных черт
личности родителей. Среди них существует аффективность – избыток родительского
раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги, страха. Аффективность
часто создает эффект «суматошности» в доме – хаотичности, беспорядочности,
всеобщего возбуждения. Затем родители переживают случившееся, испытывая чувство
вины от неспособности справиться со своими, выходящими из под контроля
чувствами.
Аффективность проявляется у матерей с
холерическим темпераментом. Здесь на первый план выступает нетерпеливость
требований и ожиданий, легко перерастающая в раздражительность. А потом мать
жалуется на возбудимое поведение ребенка, не слушающегося ее с первого раза. Но
чем больше она настаивает, повышая голос и часто переходя на крик, тем более
возбудимым или заторможенным становиться ребенок.
Можно предположить, что дети с негативными
проявлениями в поведении имеют неправильное, искаженное психическое развитие и
нормализация его приведет к исчезновению трудностей.
«Трудный» ребенок растет неполноценным. Он
живет в своем мире, мире переживаний, фантазий, страха. Он становиться
жестоким, злым, пытаясь этим привлечь к себе внимание, но за это получает лишь
наказание со стороны воспитателя и детей. Поэтому данная работа является
актуальной.
Цель: Изучить негативные качества в
поведении детей дошкольного возраста и пути их коррекции средствами работы
педагога-психолога.
Объект: Негативные качества детей
дошкольного возраста.
Предмет: Коррекция негативных качеств
в поведении детей дошкольного возраста педагогом-психологом.
Задачи:
1. Рассмотреть
анатомо-физиологические особенности дошкольников;
2.Проанализировать причины и виды
негативного поведения дошкольников;
3.Ознакомиться с работой
педагога-психолога, направленной на коррекцию негативных качеств дошкольников.
Заключение:
В психологической литературе пока нет
единого определения понятия «нарушения поведения» у детей. Все попытки
классификаций нарушений носят условных характер, так как поведение дошкольника
чаще всего сочетает в себе черты нескольких поведенческих нарушений. Тем не
менее, обобщая все вышеописанное, условно можно выделить 3 наиболее выраженные
группы так называемых трудных детей, имеющих поведенческие проблемы:
Агрессивные дети – выделяя данную группу, важно оценить
степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер
возможных причин, порой неявных, вызвавших данное нарушение поведение.Эмоционально
и двигательно-расторможенные дети – относящиеся к этому типу дети
на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг или страдают, то их
экспрессивное поведение обязательно будет слишком громким и вызывающим.Слишком
застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети – это
дети, стесняющиеся выражать свои эмоции, тихо переживающие свои проблемы,
боясь обратить на себя внимание.
В поведении и развитии детей
дошкольного возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность,
вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость), различные формы
детской нервности (невропатия, неврозы, страхи) обусловлены, как правило, двумя
факторами — ошибками воспитания или определенной незрелостью, минимальными
поражениями нервной системы. Для выявления истинных причин поведения ребенка
необходимо представлять симптоматику конкретных, часто встречающихся нарушений
поведения, знание которой позволит правильно построить работу с ребенком, а
для определения степени тяжести имеющегося у ребенка расстройства опираться на
критерии оценки возможного отклонения в любом поведении
Профилактика — это комплекс
упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения.
Ключевыми процессами, главными для профилактических мероприятий являются
факторы риска и факторы защиты. Выделяют основные направления профилактических
мероприятий: построение отношений с воспитателями и педагогами; оптимизация
детско-родительских отношений; организация развивающей среды. Каждое из
направлений имеет свои методы и хорошо проработанные педагогические технологии.
Работа с педагогами ведется по пути повышения уровня педагогического
мастерства, эмоциональной стабильности, используются игры-релаксации,
адаптационные игры, игры-формулы, игры-освобождения, игры-коммуникации.
Несоблюдение условий психического и
личностного развития детей дошкольного возраста ведет к нарушениям в поведении
и требует коррекции этих условий, с учетом основных
принципов психологической коррекции. При всем разнообразии поведенческих
нарушений, большинство из них имеет четко выделяемые особенности: недостаточное
развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции,
неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях
со сверстниками. Современные методы коррекционной работы способны эффективно
устранять ту или иную причину нарушения поведения. На современном этапе
существуют несколько направлений коррекционной работы с
дошкольниками: игротерапия, арттерапия (изобразительная, сказко-, музыко-
и т.д.), поведенческая терапия (различного вида тренинги, психогимнастика),
социальная терапия, каждое из которых выделяет основные психологические
механизмы коррекционного воздействия на личность ребенка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1
Теоретические аспекты негативных качество детей дошкольного
возраста
1.1.Анатомо-физиологические особенности
детей дошкольного возраста
возраста
1.1.Анатомо-физиологические особенности
детей дошкольного возраста
На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит
долгий путь в физическом и умственном развитии. На пятом — шестом году жизни у
детей происходит период интенсивного формирования двигательных навыков. Для
этой цели существуют определенные предпосылки:
·
значительно
изменяются пропорции тела,
·
улучшается
чувство равновесия,
·
улучшается
координация движений на основе улучшения функций нервной системы;
·
увеличивается
мышечная сила. [4]
Во время ходьбы улучшаются
координация верхних и нижних конечностей. Ребенок совершает прыжки с большей уверенностью, легкостью
и мягкостью. Однако, учитывая сохраняющуюся значительную подвижность
позвоночника, прыжки должны проводиться под строгим контролем.
В беге, лазании и метании дети добиваются
значительного прогресса: большая уверенность движений, точность движений,
достаточно развитый зрительный обзор, ловкость, целеустремленность, координация
движений. У ребенка в возрасте шести — семи лет продолжающийся процесс
оссификации, позвоночник становится
более прочным.
Значительные отличия в двигательной активности ребенка
в возрасте 6 лет заключаются в следующем:
·
в
этом возрасте улучшается координация движений,
·
устранение
нецелесообразных движений.
·
благодаря
развитию высших нервных центров у ребенка усиливается внимание
·
усиливаются
волевые усилия.
В старшем дошкольном возрасте в высшей нервной
деятельности происходят значительные изменения. По своим характеристикам мозг
шестилетнего ребенка начинает приближаться к мозгу взрослого.
В старшем дошкольном возрасте физическое развитие у
девочек происходит более интенсивное, чем у мальчиков. Скачок физического
развития в возрасте шести — семи лет вызван нейроэндокринными изменениями в
теле ребенка.
Отличительной особенностью дошкольников является
преобладание поверхностного дыхания. Развитие легких в этом возрасте еще не
завершено: носовые ходы, трахея и бронхи относительно узкие, что затрудняет
проникновение воздуха в легкие. Поэтому дети часто не могут делать глубокие
вдохи и выдохи.
К пяти-шести годам ребенок имеет значительно
увеличенную мышечную массу (особенно нижние конечности), увеличение силы и
мышечной способности. [2]
У детей дошкольного возраста хорошо развиты большие
мышцы туловища и конечностей, обеспечивая множество сложных движений: бег, прыжки, скалолазание и так далее. Костная
система, связки, суставы обеспечивают как положение тела, так и возможность
перемещения его частей в разных направлениях, выполняя, кроме того, защитную
функцию.
Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно влияет на
развитие скелета, задерживает рост костей. Умеренно нагруженные и доступные для
данного возраста физические упражнения, наоборот, стимулируют рост,
способствуют их укреплению.
В возрасте семи лет развивается костно-мышечная
система: кости скелета слегка меняются по форме, размеру и структуре, но
процесс окостенения еще не завершен, более того, в некоторых отделах он только начинается.
В старшем дошкольном возрасте устанавливается
постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника. В течение шести-семи лет
наблюдается интенсивный рост черепных костей.
С семилетнего возраста начинается слияние тазовых
костей, поэтому опасно прыгать высоко на твердую поверхность. Это может
привести к деформации тазовых костей.
На формирование осанки в значительной степени влияет
статико-динамическая функция стопы. Даже небольшое изменение ее формы может
привести к нарушению правильного положения таза, позвоночника.
Сердечно – сосудистая система также претерпевает
изменения. В возрасте шести лет
продолжается рост с увеличением размера тела. В возрасте семи лет сердце
принимает форму как у взрослого человека. Пульс становится стабильным,
ритмичным, урежается.[3]
Все процессы в организме контролируются центральной
нервной системой. Основная дифференциация нервных клеток в конце дошкольного
возраста практически завершается.
В течение шести-семи лет большая возбудимость,
реактивность и высокая пластичность нервной системы у детей способствуют
развитию довольно сложных моторных навыков — катанию на лыжах, фигурному
катанию, плаванию.
Нервная система стабилизируется, поведение становится
более стабильным. Стартовый дошкольный возраст играет особую роль в умственном
развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые
психологические механизмы активности и поведения.
Важнейшими особенностями умственного развития у детей
старшего дошкольного возраста являются:
·
преобладание
возбуждения,
·
нестабильности
внимания,
·
импульсивности
в поведении,
·
большей
эмоциональности,
·
конкретности
восприятия и мышления.
На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое
место среди других людей, у него появляются внутренняя социальная позиция и
желание удовлетворить свои потребности в новой социальной роли. Ребенок
начинает осознавать и обобщать свой опыт, формировать устойчивую самооценку.
Старший дошкольный возраст является периодом активного развития познавательной
деятельности.
Изолированные, конкретные, малопонятные впечатления от
окружающей реальности становятся более ясными, локальными и обобщенными, возникают некоторые
интегральные восприятия и понимание реальности.[14]
Старшие дошкольники начинают контролировать свое
поведение, восприятие, память и мышление. Это связано с развитием психических
процессов, целенаправленностью действий.
Дети от шести до семи лет овладевают способностью
контролировать положение своего тела на основе мышечных ощущений. Значительную
роль по-прежнему играет имитация при выполнении волевых действий, но она имеет
условный рефлекторный характер, произвольно контролируемый действием.
Мотивы волевых действий радикально реструктурированы у
детей старшего дошкольного возраста: мотивация семилетних детей становится все
более очевидной – как одно из важнейших условий, обеспечивающих стабильное и
продолжительное волевое напряжение.