Курсовая теория на тему Недобросовестная конкуренция и правовые способы противодействия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Теоретические основы недобросовестной конкуренции 4
1.1. Понятие недобросовестной конкуренции 4
1.2 Виды и формы недобросовестной конкуренции 7
Правовые способы противодействия недобросовестной конкуренции 11
2.1. Способы защиты от недобросовестной конкуренции 11
2.2. Конкурентная политика государства в области противодействия недобросовестной конкуренции 14
Заключение 19
Список литературы 21
Введение:
Важной задача формирования и развития эффективной рыночной модели по условиям обострения конкуренции на мировых рынках обусловливают потребность в изучении как особенностей современной мировой торговли, так и возможностей защиты и всесторонней поддержки национальных производителей товаров, и услуг. Научно-технический прогресс ускорил совершенствование технической базы производства и превратил технологический фактор на решающий аргумент в глобальной конкурентной борьбе. В связи с этим резко усилилось соперничество, особенно в области внедрения новейших достижений техники и технологии, а также обеспечения иногда агрессивного сбыта как на внутренних, так и на внешних рынках. Такая конкуренция на самом деле приобрела всемирный характер, охватывая все страны с открытой экономикой.
Внимание, уделяемое созданию конкурентной среды, которое бы отвечало интересам участников рыночных отношений как в отдельных государствах, так и во всем мире, приобретает особое значение. Конкуренция в широком смысле представляет собой процесс борьбы хозяйствующих субъектов, которые приводят к изменению условий обращения тех или иных продуктов труда в соответствующем сегменте рынка, — явление, безусловно, прогрессивное, поскольку наличие соперничества свидетельствует о постепенном развитии производства в государстве и стремление производителей повышать качество разного рода товаров, работ и услуг. Однако соперничество или борьба, которую ведут между собой участники рынка, может приобретать и недозволенных форм, в том числе недобросовестной конкуренции, выступающая антиподом добросовестных с позиции действующего законодательства форм конкурентной борьбы.
В связи с внедрением рыночных реформ, разгосударствлением и приватизацией, возникновением различных негосударственных форм предпринимательства (частных, коллективных и тому подобное), появления и развития конкуренции на рынке между отечественными и зарубежными товаропроизводителями возникла объективная необходимость по совершенствованию правовых основ защиты хозяйствующих субъектов и потребителей от недобросовестной конкуренции, которая с каждым годом приобретает все большее значение.
Целью курсовой работы является исследование недобросовестной конкуренции и правовых способов противодействия ей.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
— изучить понятие недобросовестной конкуренции;
— рассмотреть виды и формы недобросовестной конкуренции;
— охарактеризовать способы защиты от недобросовестной конкуренции;
— проанализировать конкурентную политику государства в области противодействия недобросовестной конкуренции.
Заключение:
В курсовой работе были сделаны следующие выводы:
1. Недобросовестная конкуренция – любые направленные на получение преимуществ в предпринимательской деятельности действия(бездействие) субъектов, которые противоречат национальному антимонопольному законодательству, обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам либо нанести ущерб их деловой репутации.
2. Видами недобросовестной конкуренции выступают:
промышленное шпионство;
промышленная контрразведка;
заманивание специалистов фирм-конкурентов более высокой заработной платой;
коррупция;
махинации в сфере налогообложения (позволяют снизить цены и быть более конкурентоспособными)
Формы недобросовестной конкуренции:
злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением; ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов; согласованные действия хозяйствующих субъектов, недобросовестная конкуренция путем дискредитации; недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение; недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения; недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг; недобросовестная конкуренция, связанная с использованием результатов интеллектуальной деятельности; недобросовестная конкуренция, связанная с созданием смешения; недобросовестная конкуренция, связанная с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
3. Способы защиты от недобросовестной конкуренции, которые могут быть использованы предприятиями:
соблюдение норм Постановления Федеральной антимонопольной службы или ее регионального представительства;
рекламное опровержение неправомерно распространяемой информации;
изъятие продукции из продажи;
аннулирование незаконно заключенных договоров;
признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
4. Исследование показало, что научный подход к пониманию сущности конкурентной политики в области противодействия недобросовестной конкуренции основывается на принципе системности. Большинство проблем в сфере формирования и реализации конкурентной политики требуют комплексных мер для их решения. Установлено, что конкурентная политика государства направлена на развитие конкурентной среды национального рынка, защиту конкуренции, регулирование конкурентного процесса
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы недобросовестной конкуренции
1.1. Понятие недобросовестной конкуренции
Впервые термин «недобросовестная конкуренция» был употреблен во Франции на начале XIX в., хотя само это явление возникло гораздо раньше — с момента формирование рыночных отношений.
Позже данный термин был конкретизирован и появился в других странах как обозначения теневой, нелегальной, тотальной конкуренции. Признанный авторитет в области промышленной собственности, французский юрист П. Рубье, предложил следующую классификацию действий, составляющих недобросовестную конкуренцию: действия, ведущие к смешению, путанице, дискредитации, внутренней дезорганизации предприятий-соперников и общей дезорганизации рынка» [12, с. 24].
Мы считаем, что сегодня в мировой экономической и деловой практике категория недобросовестной конкуренции имеет довольно широкое толкование, под которой понимаются любые целенаправленные действия субъекта рынка против конкурента, осуществляемые недозволительными методами. Рассмотрим те действия, принятые в мировой практике, которые в широком смысле слова подпадают под категорию недобросовестной конкуренции.
1. Проведение целенаправленной политики, направленной на устранение конкурентов с рынка. Целая группа методов недобросовестной конкуренции основана на психологическом воздействии.
Для этого существуют следующие способы:
— установка контрастной цены;
— формирование продавцом имиджа » простака — — малограмотного и недалекого человека;
— обман покупателя при покупке (обвес, обмер, обсчет);
— уклонение от уплаты налогов, что способствует установлению более низкой цены за счет снижения издержек;
— продажа низкокачественного товара по ценам высококачественного;
— использование демпинга при продаже товара по ценам ниже себестоимость, для максимизации прибыли.
2. Действия, соединенные с прямой или косвенной дезинформацией конкурентов или потребителей, введение их в заблуждение, например, ведение дел под чужим именем, использование фирменного наименования наиболее известной фирмы, использование чужой торговой марки, несоответствие рекламы действительным свойствам и качеству товара.
3. Силовое воздействие уголовного характера на конкурентов — шантаж, похищение, поджог.
4. Дискредитация конкурентов, распространение ложных сведений, позорят. Этот метод называется «mud slinging» («обляпать грязью»).
5. Некорректное сравнение произведенных фирмой товаров или услуг с товарами конкурентов.
6. Хищение интеллектуальной собственности в форме промышленного шпионажа.
7. Рекрутирование персонала конкурирующей фирмы: привлечение к пению рабочего персонала конкурирующей фирмы путем формирования предложения на основе выявленных случаев недовольство служебным положением, зарплатой, условиями работы и др.
8. Бойкот или побуждение к бойкоту приобретение товаров конкурентов, лишение конкурентов рынков сырья или сбыта товаров. Данный спектр недобросовестных конкурентных действий может быть продлен и монополистической практикой, и согласованными действиями при создании картелей, и разработкой новейших пирамидальных технологий продвижения — маркетинг, и другими некорректными в отношении конкурента действиями.
Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации [3].
По нашему мнению, конкуренция является необходимым атрибутом рыночных отношений, непременным признаком цивилизованной, саморегулируемой экономики. Вместе с тем, осуществления предпринимателем своих прав, в том числе и конкурентных отношениях, не должно затрагивать права и законные интересы других субъектов хозяйствования. Поэтому законодатель уделяет недобросовестной конкуренции такое пристальное внимание, стараясь ограничить негативное влияние этого явления на законопослушных субъектах хозяйствования. К сожалению, на практике недобросовестная конкуренция является одним из распространенных видов правонарушений в предпринимательской деятельности.
Следует подчеркнуть, что для признания действий субъектов хозяйствования недобросовестными, необходимо, чтобы они имели определенные признаки, в частности:
— были направлены на приобретение преимуществ в хозяйственной деятельности, то есть субъект хозяйствования должен иметь объективную возможность получить такие преимущества;
— нарушали положения действующего законодательства или требования добропорядочности и разумности;
— наносят или могут нанести ущерб другому субъекту хозяйствования, или могут нанести или наносят вред деловой репутации субъекта хозяйствования. Необходимо отдельно подчеркнуть, что недобросовестная конкуренция как противоправное действие влечет за собой юридическую ответственность лиц, если их действия имеют негативное влияние на конкуренцию на территории России независимо от того, где содеяны такие действия. Ответственность за совершение недобросовестных действий в конкуренции распространяется также на субъектов внешнеэкономической деятельности — юридических лиц, зарегистрированных в России, которые имеют постоянное местонахождение на ее территории, в том числе юридические лица, имущество и / или капитал которых находится полностью в собственности иностранных субъектов хозяйственной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что действие законодательства о защите от недобросовестной конкуренции распространяется также на органы государственной власти в случаях осуществления ими предпринимательской деятельности по своему функциональному назначению в случае, если эти действия имеют негативное влияние на конкуренцию.
Требования по соблюдению законодательства о защите от недобросовестной конкуренции не распространяются на нерезидентов и их постоянные представительства субъектов внешнеэкономической деятельности в России.