Методологические проблемы современной науки Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Наука и глобальные проблемы современного человечества.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I Особенности науки в жизни
современного общества. 5

1.1 Понятие, цели и функции науки. 5

1.2 Роль науки для современного
человечества. 10

Глава II Глобальные проблемы
современного общества. 16

2.1 Сущность
глобальных проблем и причины их возникновения. 16

2.2 Классификация глобальных проблем. 22

2.3 Влияние науки в решении глобальных
проблем человечества. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

Библиографический
список. 33

  

Введение:

 

Наука, научное знание,
научная картина мира, научное мировоззрение прочно вошли в повседневную жизнь
человека. Открывая перед человеком мир знаний, наука требует, в то же время,
осознанного применения её достижений. Актуальность выбранной темы вызвана назревшими
противоречиями между достижениями науки и возникновением глобальных проблем
человечества. Несмотря на возросший уровень комфорта, уровень и качество жизни
человека, доступность благ цивилизации, конфликтов, войн, стрессов меньше не
стало. Наоборот, резко усилилось противостояние между развитыми и догоняющими
странами; роботизация производства приводит к возрастанию безработицы;
наблюдается перекос уровня рождаемости: демографический кризис в технологически
развитых странах и демографический бум в странах «третьего мира».

Проблема противоречивости
развития научных знаний и возникновением глобальных проблем человечества
изучена российскими (Н.И. Бердяевым, В.И. Вернадским, В.С. Стёпиным, В.Г.
Гороховым, В.В. Чешевым, А.Л. Никифоровым и др.) и зарубежными (Т. Куном, К.
Поппером, И. Лакатосом, П. Фейерабендом, Р. Мёртоном и др.) философами.

Объектом исследования стала
проблема противоречия роли науки в современном обществе.

Предмет исследования – влияние
науки на развитие современного общества.

Цель исследования – рассмотреть
влияние науки на развитие общества и возникновение глобальных проблем
человечества.

Для реализации
поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1) изучить
понятие, цель и функции науки;

2) рассмотреть,
в чём заключается роль науки для современного человечества;

3) изучить
сущность глобальных проблем и причины их возникновения;

4) изучить
классификацию глобальных проблем;

5) определить
влияние науки в решении глобальных проблем человечества.

Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение необходимо
отметить, что развитие науки и научной мысли не смогли предотвратить кризисные
явления планетарного масштаба. Многие достижения науки, изначально задуманные
во благо, были использованы против рода человеческого. В этом проявляется
противоречие науки: знание не всегда служит ценностям гуманизма. Сотворив новую
техносферу, человек нанёс непоправимый ущерб биосфере, своей alma mater, что неизбежно сказалось на
проблемах экологии, здоровья и, в целом, поставило человечество на грань
выживания.

В работе была достигнута
цель исследования —  всесторонне рассмотрено
влияние науки на развитие общества и возникновение глобальных проблем
человечества. Выяснилось, что даже научные достижения не в силах прекратить
кризисные ситуации в мире. В докладах Римскому клубу речь идёт лишь о приспособлении
к сложившемуся мировому развитию и возможном построении нового мирового
порядка.

В ходе реализации цели
исследования были решены поставленные задачи:

1) изучены понятие, цель и функции науки;

2) приводится рассмотрение роли науки для современного человечества;

3) изучены сущность глобальных проблем и причины их возникновения;

4) приведена и изучена классификация глобальных проблем;

5) даны представления о влиянии науки в решении глобальных проблем
человечества.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I Особенности науки в жизни современного общества

1.1
Понятие, цели и функции науки Наука представляет собой
сложный, многогранный, разнонаправленный процесс, который начинается с
зарождением научного вида познания. В силу неравномерности, нелинейности
происходящих открытий и нововведений науку можно представить как живой
организм, который находится в постоянном развитии: фазы роста сменяются
откатами к «тёмному Средневековью», а затем происходит скачок в развитии
знаний, следствием которого становится научно-техническая революция.

Науку в общем можно
охарактеризовать как специфическую область человеческой деятельности, в которой
происходит выработка и систематизация объективных знаний об окружающем мире. В
то же время наука изучает и дополняет саму себя с помощью ряда других дисциплин
(история науки, философия науки, из которых возникают смежные дисциплины).

Доктор философских наук
Рябоконь Н.В. выводит определение науки из основных её структурных элементов:
знания, деятельность и социальные (научные) институты. «Науку можно определить
как систему знаний о закономерностях развития природы, общества и самого
человека, создающихся в процессе исследовательской деятельности учёных,
различных научных сообществ и социальных институтов, обеспечивающих
функционирование и развитие научного познания» [1, с. 3]. Таким образом,
профессор акцентирует внимание на деятельностном подходе к формированию науки и
научного знания.

Другой подход к понятию
науки видит Кохановский В.П. в работе «Философия и методология науки»: «Наука –
это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о
природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение

 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
СОВРЕМЕННОСТИ.. 6
2. НАУЧНАЯ МЫСЛЬ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 32

  

Введение:

 

Сегодня существуют убедительные научные
доказательства того, что глобальный климат претерпевает изменения.

Одним из очевидных факторов воздействия на
климат Земли признается деятельность человека. Межправительственная группа
экспертов по изменению климата ООН (МГЭИК) в пятой докладе отмечает, что «можно
утверждать с 95% вероятностью, что влияние антропогенного фактора на
климатическую систему очевидно, о чем свидетельствует повышение концентрации
парниковых газов в атмосфере, положительный радиационное воздействие,
наблюдается потепление и изучения климатической системы» [2]. Еще одним
подтверждением единого мнения научного сообщества в том, что изменение климата
вызвано деятельностью человека, служит совместное заявление, подписанное 11-мя
главами национальных академий наук — Бразилии, Германии, Индии, Италии, Канады,
Китая, России, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов, Франции и Японии.
С аналогичными заявлениями выступили многие других научных организаций и
сообществ.

Стоит отметить, что к выводу о весомую
роль антропогенного фактора в изменении климата, ученые пришли не сразу. В ХХ
веке этому утверждению предшествовали моделирование, прогнозирование и
системный анализ процессов, происходящих на планете. Тем не менее, в наше время
ученые продолжают изучать вопрос о том, какой будет реакция климатической
системы на повышение уровня выбросов парниковых газов в атмосферу со временем в
различных регионах мира, а также какие меры следует принять для предотвращения
и адаптации к климатическим изменениям.

Подтверждением глобальных климатических
изменений являются следующие факторы. В течение каждого из последних трех
десятилетий поверхность Земли постепенно становилась теплее, чем в какое-нибудь
из предыдущих десятилетий, начиная с 1850 года. В Северном полушарии период
1983-2012 года был самым теплым тридцатилетием за последние 1400. Потепление
океана лидирует в процессе увеличения объема накопленной климатической системой
энергии. За последние два десятилетия уменьшилась масса ледниковых щитов
Гренландии и Арктике. Практически в всем мире продолжают таять ледники и
по-прежнему сокращается протяженность ледового покрова Северного Ледовитого
океана и весеннего снежного покрова в Северном полушарии. С середины XIX века
темп подъема уровня моря вырос по сравнению со средним показателем за
предыдущие два тысячелетия. Концентрации диоксида углерода, метана и закиси азота
в атмосфере повысились до небывало высоких уровней за последние по меньшей мере
800 тыс. лет. Концентрация диоксида углерода выросло на 40 процентов по
сравнению с показателями доиндустриального периода, во-первых, из-за выбросов,
обусловленные ископаемым топливом, и, во-вторых, из-за выбросов, обусловленные
изменением методов землепользования. Около 30 процентов выброшенного
антропогенного диоксида углерода было поглощено мировым океаном, что приводит к
его окислению. Ожидается, что в течение XXI века будет продолжаться процесс
потепления Мирового океана. Тепло с поверхности проникать в глубины океана и
влиять на океаническую циркуляцию, ледовый покров Северного Ледовитого океана продолжать
таять и сокращаться по протяженности, а в Северном полушарии уменьшится толщина
весеннего снежного покрова. Во всем мире будет продолжаться сокращение
площадей, занятых ледниками. Изменение климата повлияет на углеродный цикл, что
приведет к увеличению содержания CO2 в атмосфере. По мнению МГЭИК совокупная
эмиссия CO2 в значительной степени является детерминирующим фактором, влияющим
на рост средних глобальных показателей потепление поверхности в конце XXI века
и последующем периоде. Многие аспекты изменения климата будут продолжать
существовать в течение следующих веков, даже если остановить выбросы CO2 [3].

Объект
исследования – глобальные проблемы человечества.

Предмет
исследования – научные подходы к изучению глобальных
проблем человечества.

Цель
курсовой работы — определение и характеристика
трансформации научных подходов к изучению глобальных проблем человечества.

Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть причины возникновения и
пути решения глобальных проблем современности.

2. Проанализировать состояние научной мысли
об исследовании глобальных проблем человечества.

Анализ
последних исследований и публикаций. Считается, что впервые
идею о том, что причиной повышения температуры земной атмосферы является
парниковые газы, была выдвинута известным шведским ученым С. Арренифусом еще в
19-м веке [4]. Условно работы всех специалистов, которые исследуют указанную
проблему, можно разделить на четыре группы: тех, кто являются сторонниками
глобального изменения климата и глобального потепления в частности те, которые считают,
что основной причиной подобных изменений является хозяйственная деятельность
человека; исследования специалистов, которые признают факт глобального
изменения климата, но считают, что утверждение о его преимущественно
антропогенное происхождение является трудно доказательным; те, которые
сомневаются в обоснованности установления самого факта глобального потепления;
сторонники точки зрения, согласно которой в ближайшие десятилетия и далее
глобальные климатические изменения трансформируются в глобальное похолодание, а
не потепление.

Вопросам глобальных климатических
изменений, а именно воздействия загрязнения воздуха и контроля выбросов
посвящены работы Ф. Дентенера, Ф. Стевенсона, Дж. Кофала, Р. Мехлер, М. Аманн,
Дж. Эрисмана, М. Саттона, Дж. Гелловея, С. Климонт и В. Винивортера, вопросы
моделирования и пронозування климатических изменений приведены в работах К.
Климонта, К. Купианена, Л. Хогланд-Исаксон, М. Мейншосена, Т. Вигл, С. Рэпер
[5-8] и др.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

изменения за многие десятилетия, включая
данные об ускоренных темпах потепления в период, начавшийся с середины XX века,
и о похолодании, что происходило непосредственно после больших вулканических
извержений. Научные исследования, проведенные в рамках рассмотренных школ
обнаружили, что деятельность человека является решающим фактором, влияющим на
потепление атмосферы и океана, на изменения глобального гидрологического цикла,
уменьшение снежного и ледяного покрова, повышение среднего глобального
показателя уровня моря и изменение ряда экстремальных климатических явлений.

В то же время, можно констатировать, что
современные подходы не имеют единого решения по предотвращению глобального
изменения климата на планете. Но также очевидно наблюдается тенденция к
сосредоточению все большего внимания на закономерностях глобального
социально-политического развития, определяющий центральной причиной глобальной
проблемы изменения климата деятельность человека и мировоззрение человека в
целом.

Магистральным путем преодоления глобальных
проблем мирового хозяйства является международное сотрудничество между странами
мирового сообщества на основе новых подходов и практических мер, учитывающих
целостность мира, в котором развивается современная цивилизация.

Новое политическое мышление знаменует
осознание важности и немедленного решения глобальных проблем, включая
разработку системы эффективных международных процедур и механизмов, способных
обеспечить сохранение и развитие человеческой цивилизации в целом.

Глобальные проблемы человечества невозможно
решить усилиям отдельных стран. Поэтому нужен единственный международный
механизм их решения и регулирования, мобилизация ресурсов всех стран мира,
определение международных правовых и экономических норм этого регулирования.
Что касается последнего, то значительное количество политиков и экспертов
сходятся на том, что существующая политика регулирования процессов глобализации
и порожденных ими проблем не соответствует требованиям нового политического
мышления.

Для решения глобальных проблем
человечество располагает достаточными научно-технические и материальные
достижения, наработанные соответствующие формы. Среди последних следует назвать
международную комиссию по окружающей среде и развитию, которая разрабатывает
программы улучшения качества природной среды и общего экологического состояния.
Эта комиссия и ряд других международных организаций определяют критерии
экологической безопасности, разрабатывают краткосрочные и долгосрочные
программы защиты окружающей среды.

Источниками ресурсов и способами решения
глобальных проблем в нынешних условиях выступают: официальная помощь со стороны
экономически развитых стран развивающимся странам; иностранные частные инвестиции;
применения экономических рычагов управления качеством окружающей среды, в
частности субсидий и дотаций за изготовление экологически чистой продукции, за
выполнение государственных экологических проектов, экологические платежи за все
виды загрязнения окружающей среды, выплаты на охрану природы и улучшения экологических
результатов, льготное или дискриминирующие кредитования, налогообложения и
ценообразования, экологическое страхование и т.д.; объединение усилий всех
стран мира для решения глобальных проблем; увеличение расходов государств
мирового сообщества на преодоление прежде всего экологического кризиса;
создание за счет стран, которые причинили наибольший ущерб планете,
своеобразного фонда экологической безопасности с целью ликвидации самых
угрожающих для окружающей среды источников опасности; усиление ответственности
стран мирового сообщества за сохранение природы; стимулирование производства
таких образцов транспортных средств, техники, которые не наносили вреда
окружающей среде, обеспечивали экономию всех топливно-энергетических ресурсов.

Однако для достижения такого состояния
необходимо, чтобы все страны изменили подход к ведению внешней политики, то
есть отказались от политики конфликтности и конфронтации и перешли к глобальному
сотрудничеству на основе признания приоритетности общих цивилизационных
ценностей.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
СОВРЕМЕННОСТИ

Анализ исследований и публикаций по теме
мировых проблем подтверждает, что вопрос о мировых проблемах — это не просто
примета ХХ века. Действительно, в середине ХХ века деятельность Римского клуба,
созданного в 1968 году А. Печчеи, с участием около тридцати европейских
ученых-социологов, сыграла огромную роль в появлении научных работ, связанных с
изучением мировых проблем и прогнозированием будущего человечества, экономисты,
натуралисты. Члены Римского клуба поставили перед собой задачу определить
основные проблемы, стоящие перед человечеством, и помочь исправить сложившуюся
ситуацию, воздействуя на общественное сознание. Результатом этого исследования
стал отчет для Римского клуба, в котором выдающиеся ученые попытались найти
подходы к решению вышеуказанных проблем.

Первой работой под эгидой Римского клуба
было построение математической модели мирового развития, которая учитывала
основные параметры развития, такие как население, инвестиции, использование
невозобновляемых ресурсов, загрязнение окружающей среды и производство
продуктов питания. Автором модели, получившей название «Мир-1», был Дж.
Форрестор. Изучение этой модели показало, что человечество движется к
неизбежной и довольно быстрой катастрофе, однако, учитывая, что модель была
довольно грубой и не учитывала большое количество второстепенных факторов,
влияющих на человеческое развитие, было решено продолжить исследования в этой
области. глобального моделирования. Так появилась модель Мир-3, созданная
специалистом в области системной динамики Д. Медоузом по экономико-математической
методологии Д. Форрестора. Результатом стал сенсационный отчет под названием
«Пределы роста», представленный 12 марта 1972 года в Вашингтоне, округ
Колумбия, Смитсоновскому институту. Среди докладов Римского клуба —
«Человечество на переломе» (М. Месарович и Э. Пестель).

Авторы данной работы утверждают, что
тенденции развития современного общества несовместимы с биологической сущностью
человека, целью которой должна быть перестройка общепринятой системы ценностей,
а вместе с ней и всей современной системы отношений в обществе. Они отмечают
необходимость подготовить «нового человека», который обеспечил бы выживание
всей цивилизации и направил бы все ее усилия в этом направлении [2].

Сегодня значительное количество ученых
занимается вопросами глобальных проблем. Так, среди них стоит отметить В.М.
Лейбина, В. Старикова, К. Ващенко, С. Соляник, А. Волкогонову, С. Нижникову и
других.

Есть много вопросов, которые имеют
первостепенное значение только для определенных стран или даже социальных
групп. Поэтому определить степень комплексности той или иной проблемы далеко не
просто. Однако в мировых исследованиях начала 1980-х гг. Выработались
определенные критерии, согласно которым проблему можно считать глобальной.
Согласно этим критериям, мировые проблемы включают проблемы, вытекающие из
объективного развития общества; носят планетарный и глобальный характер,
затрагивают интересы всех народов и государств; угрожают всему человечеству;
требующие срочных решений; требуют усилий всего мирового сообщества. К
критериям целостности С. Хозин относит еще два фактора: сложность и сложную
внутреннюю взаимосвязь этих проблем, а также их высокую динамичность. Поскольку
глобальные проблемы вызваны сочетанием множества различных факторов, их
состояние в конкретных исторических условиях и географических регионах
постоянно меняется. Поэтому как сами мировые проблемы, так и их место в системе
приоритетов мирового сообщества и отдельных государств постоянно развиваются, а
вместе с ними и само содержание этих проблем [3, с. 78].

Итак, в начале 70-х гг. XX в. большинство
ученых рассматривали глобальную проблему сохранения мира чаще всего через
призму предотвращения глобальной ядерной войны. Сегодня содержание этой
проблемы приобретает более широкий смысл — укрепление глобальной безопасности.
Следует отметить, что не все ученые согласны с критериями, на основании которых
ту или иную проблему можно считать глобальной. Так, в частности, Ю.Н. Гладкий
не без оснований отмечает, что такие вопросы, как освоение космоса, нарушения
прав человека в ряде стран, культурный кризис и другие, вряд ли будут
представлять угрозу для существования человечества. Более того, далеко не все
нуждаются в объединении усилий всего человечества для их решения, а некоторые,
имеющие естественный характер, никак не связаны с деятельностью человека [4, с.
105-106]. В наше время, как и В.А.Тураев, по общему признанию большинства
ученых, глобальными можно считать следующие проблемы: миротворчество,
укрепление глобальной безопасности и разоружение; перенаселение планеты,
проведение разумной демографической политики; ликвидация отсталости,
нарастающего разрыва в уровне развития развитых и развивающихся стран;
преодоление экологического кризиса, переход к устойчивому развитию; бороться с
голодом, бедностью и болезнями; рациональное использование минеральных
ресурсов; использование мирового океана и космического пространства на благо
всего мирового сообщества.

Помимо вышеперечисленных проблем, ставших
уже традиционными глобальными проблемами, в последние годы к ним добавились:
предотвращение распространения наркотиков; проблемы науки и научно-технического
прогресса; развитие самого человека, социально-политические изменения в
глобальном масштабе и многие другие [5].

Сегодня есть и другие варианты
классификации глобальных проблем. Итак, один из них основан на связи общества с
другими явлениями. С этой точки зрения есть:

— межсоциальные вопросы: создание и
поддержание мирных отношений между государствами, нового международного
экономического порядка, преодоление неравномерного экономического развития,
преодоление международной дестабилизации;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы