Курсовая теория на тему Научно-познавательный текст на уроках литературного чтение как средство формирования познавательных УУД младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.1 Научно- познавательная книга и ее особенности. 6
1.2. Особенности читательского восприятия научно-познавательной
книги
. 10
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по организации деятельности младших школьников с научно-познавательным текстом. 15
2.1. Изучение опыта учителей начальных классов по
организации работы младших
школьников с научно-познавательным
текстом. 15
2.2. Организация и результаты экспериментальной работы. 15
Заключение. 24
Приложение. 29
Введение:
Научно-познавательная
литература издается в помощь ребенку-школьнику для овладения школьной
программой. Современные психолого-педагогические данные
свидетельствуют о том, что, если к моменту поступления в школу ребенок не
накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, у него не
сформируется потребность выяснять непонятное, узнавать новое, а значит, не
будет создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в процессе
школьного обучения.
Детская научно-познавательная и
энциклопедическая литература может быть полезна в этом отношении. Однако ее
потенциал педагогами не используется.
Научно-познавательная и энциклопедическая
литература используется как источник знаний, эмоциональных
впечатлений, средство развития познавательного интереса детей.
Во
время непосредственно-образовательной деятельности часто обращаемся к
научно-популярным книгам природоведческой, исследовательской, валеологической
направленности.
Все это делает актуальным тему нашей исследовательской работы.
Объект исследования: процесс обучения младших
школьников работе с
научно-познавательной литературой на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: приемы работы с научно-познавательной литературой на уроках
литературного чтения.
Цель исследования:
определить эффективные приемы работы с научно-познавательным
текстом на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования:
Эффективными приемами работы с
научно-познавательной детской книгой будут являться:
— сравнение
научно-познавательных и художественных текстов.
— составление
кластеров.
— прием
«инсерт».
— составление
аннотированного списка книг.
—
литературные игры.
Задачи исследования:
· Провести анализ
литературоведческой, психолого-педагогической, методической литературы по теме
исследования.
· Выявить эффективные приемы
работы с научно-познавательным текстом на уроках литературного чтения.
· Изучить опыт учителей по
работе с научно-познавательным текстом на уроках литературного чтения.
· Организовать и проанализировать
результаты экспериментальной работы.
Методы исследования:
· теоретические методы, такие
как анализ научной и учебной литературы по проблеме исследования;
Учитывая возрастные и психологические
особенности детей, мы выбрали для работы научно-познавательные книжки-картинки,
книжки-игрушки, книжки-панорамы, книжки с игровыми занятиями, фотокнижки. Такая
литература удобна, содержание книги раскрывает одну из тем, например «Тело
человека», «Птицы», «Космос», «Природа нашего края» и т.д.
Выбор материала обусловлен
задачами сравнительного анализа: рассмотрением энциклопедий для младших
школьников с разной предметной областью, освоением зарубежного опыта в издании
энциклопедий для детей. Кроме того, выбор именно современных энциклопедий
диктуется задачей рассмотрения изданий именно для современного школьника с
присущими ему специфическими чертами восприятия информации и коммуникации с
книгой.
Чтение
в школе является не только предметом изучения, но и средством обучения всем
предметам учебного плана. Сделать его более производительным, продуктивным –
задача современного учителя.
Крупнейшие
писатели, мыслители, деятели педагогики и психологии, методисты: Л.Н. Толстой,
М. Горький, Я.С. Гогебавшили, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, В.Г. Белинский,
Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А.
Сухомлинский, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б.
Эльконин, Ш.А. Амонашвили, Н.Н. Светловская, Л.И. Белонькая, Л.А. Николаева,
З.И. Романовская, О.И. Никифорова, Т.Д. Полозова, В.Ф. Рамишвили, Э.В.
Какабадзе и др. в своих работах глубоко и основательно рассматривают такие
существенные стороны данной проблемы, как назначение чтения, литературы в деле
воспитания подрастающего поколения, вопросы психологической природы детского
чтения, пути воспитания читателя.
Структура работы: работа содержит введение,
две главы, заключение, список литературы, приложение.
Заключение:
Работа над
произведениями научно-познавательного
характера предполагает особое восприятие, проживание и переработку её
нравственного урока, включение творческого воображения ребёнка.
Трудности в
восприятии младшими школьниками произведений
научно-познавательного характера состоит в том, что детям трудно понять
и определить содержание и мотивы поступков действующих лиц, сложно оперировать
абстрактными понятиями. К тому же, учащиеся не всегда могут выделить главную
мысль произведений этих жанров, которая заключена в подтексте.
Отсюда
следует, что для обеспечения полноценного восприятия младшими школьниками
произведений научно-познавательного
характера, учителю необходимо правильно построить работу на уроке по усвоению
главной мысли произведения, способности проанализировать и интерпретировать её.
Для этого учителю необходимо использовать различные приёмы работы с
произведениями данных жанров.
В уроки изучения
научно-познавательных текстов были включены такие приемы работы, как
— сравнение
научно-познавательных и художественных текстов
— составление
кластеров
— прием
«инсерт»
— составление
аннотированного списка книг
—
литературные игры
Данные приемы использовались
многократно, что позволило сформировать у учащихся прочный навык работы с ними.
Описанные приемы и методы можно использовать на любом этапе урока, учитывая
тематику, тип, цели урока. Таким образом, на этапе формирующего эксперимента в
контрольном классе велась обычная работа учителя, а в экспериментальном классе
апробировался разработанная нами система по формированию умения работать с научно-познавательным текстом в
начальной школе.
Полученные результаты
свидетельствуют о положительной динамике. Изменилось количество учащихся,
обладающих высоким уровнем знаний. Такие результаты подтверждают эффективность
проделанной нами работы по формированию умения работать с научно-познавательным текстом в
начальной школе.
На современном этапе развития
общество нуждается в образованной и воспитанной личности. Основой воспитания и
обучения в дошкольном детстве является овладение речью. Речь выполняет
многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная
функция — назначение речи быть средством общения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы
работы с научно-познавательным текстом 1.1 Научно- познавательная книга и ее особенности Особое место в формировании картины мира младшего
школьника занимают энциклопедии по искусству. Их издания связаны с задачами
эстетического воспитания, образования и коммуникации подростка.
Зачастую, работая над изданием энциклопедий, специалисты
больше внимания уделяют вопросам содержания и объективности материала, ориентируясь
при этом только на базовые требования и рекомендации к детским изданиям
(формат, размер полей, начертания и кегль шрифта и. т. д.). Психовозрастные
особенности учитываются в меньшей степени, либо не учитываются вовсе. Так, С.
М. Болховитинова отмечает, что данная возрастная категория не рассматривается
как самостоятельная читательская группа, издатели мало внимания уделяют
психологическим особенностям младших школьников, приобщая их часто к взрослой
категории читателей
На
обложке и фронтисписе учебной книги
помещают иллюстрации, которая ориентировала учащихся на уважение к научным
знаниям.
Современное
литературное образование включает в себя изучение текстов научно-познавательной
направленности и элементов литературоведения – вопросов истории и теории
литературы.
С давних пор
педагогика начального образования признает огромное воспитательное значение
устного народного творчества. Учитывая дидактическую ценность данного жанра,
педагоги (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), этнопедагоги (В.Ф.
Афанасьев, Г.Н. Волков, Ж.Т. Тумунов, Т. Замбалова, МС. Васильева, Т.Д.
Дутарова, и др.) предлагали использовать его как средство обучения и воспитания
в учебном процессе. Произведения выступают в качестве средства формирования
коммуникативной компетентности младших школьников, как универсальное средство
общения и взаимопонимания. При правильной работе с данным средством можно
создать педагогические условия, благоприятные для реализации различных видов
общения, повышения творческого потенциала учащихся, снятия психологических
трудностей общения. Произведения , будучи носителями культурологической
информации, формируют не только духовную культуру и художественный вкус детей,
но и коммуникативную компетенцию.
О.С. Ушакова
отмечает воспитательное, нравственное, умственное, познавательное и
эстетическое значение научно-познавательной литературы, которая призвана
раскрывать ребенку мир чувств и взаимоотношений [19, c. 58].
Т.Г.
Егоровым, А.И Никифоровым ЕА. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович, в
процессе исследования особенностей восприятия научно-познавательной литературы,
выделяли стадии развития восприятия: стадия воссоздания и переживания
научно-познавательных образов на основе воображения, стадия понимания идейного
содержания на основе мышления, стадия воздействия на личность посредством
чувств [13, с.37]. Сила воздействия художественного образа способствует формированию
у детей отношения к окружающему.