Курсовая теория на тему Научно-методические основы развития речи детей в педагогической системе М. Монтессори
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методики развития речи и обучения грамоте в педагогической системе М. Монтессори 6
1.1. Становление Монтессори-педагогики 6
1.2. Взгляды М. Монтессори на развитие речи детей 10
1.3. Методика обучения письму и чтению в системе М. Монтессори 15
Глава 2. Реализация педагогических взглядов М. Монтессори на обучение детей родному языку в современном детском саду 18
2.1 Использование методики М. Монтессори в развитии речи детей старшего дошкольного возраста 18
2.2 Опыт работы дошкольного учреждения по обучению грамоте по М. Монтессори 21
2.3 Рекомендации по внедрению методов М. Монтессори в систему работы учреждения дошкольного образования 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Введение:
Актуальность. Ребенок сталкивается с человеческой речью с первых минут своей жизни. Он начинает улыбаться, когда слышит знакомый голос и даже чувствует его интонацию. Постепенно, по мере взросления, ребенок впитывает ту манеру речи и общения, которая непосредственно его окружает. Без внешних контактов с миром и окружающими людьми развитие речи было бы абсолютно невозможно. Таким образом, развитие речи – процесс естественный, природный, происходящий на основе генетического, сенсорного и социального развития.
Главные цели обучения родному языку заключается в том, чтобы расширить словарный запас ребенка, подготовить его руку к письму, обучить чтению. При этом это не только цели родителей и педагогов, но, в первую очередь, потребность ребенка в сенситивный период восприятия языка. Речь способствует организации познавательной деятельности и понятийного мышления. Ребенку для полноценного общения и обогащения представлений об окружающем мире необходимо овладеть речью, именно она в определенной мере является регулятором его поведения, помогает спланировать участие в коллективной деятельности.
Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори, итальянского педагога, разработанный ею для домов ребенка. Являясь сторонницей свободного воспитания, Монтессори считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте.
Рассматривая влияние метода на речевое развитие, отметим, что его достоинством является возможность в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки).
Актуальность работы по данной теме обусловлена возросшим количеством детей с речевыми нарушениями, дефекты часто носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. В связи с этим специалистам приходится пересматривать подходы к организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, искать новые формы и методы работы по развитию речи детей.
Использование педагогической системы Марии Монтессори позволяет осуществлять развитие и коррекцию личности ребенка, максимально учитывая его индивидуальные особенности.
Педагогика Марии Монтессори нашла отражение в работах М.В. Богуславского, С.И.Гессена, Н.Лубенец, Е.И.Тихеевой, Фаусек Ю.И., Л.Р.Гребенникова, И.Н. Дичковской, Н.В. Плешковой, Г.К. Селевко, Л.В. Смирновой, М.Г.Сороковой, Е.А. Хилтунен, Сумнительного К.Е и др.
Объект исследования – процесс развития речи и обучения грамоте детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности использования элементов системы М. Монтессори для развития речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Цель данной работы рассмотреть научно — методические основы развития речи детей в педагогической системе М. Монтессори.
Задачи, выдвинутые для достижения поставленной цели:
1. Изучить становление Монтессори-педагогики;
2. Ознакомиться со взглядами М. Монтессори на развитие речи детей;
3. Рассмотреть методику обучения письму и чтению в системе М. Монтессори;
4. Изучить использование методики М. Монтессори в развитии речи детей старшего дошкольного возраста;
5.Рассмотреть опыт работы дошкольного учреждения по обучению грамоте по М. Монтессори;
6. Предложить рекомендации по внедрению методов М. Монтессори в систему работы учреждения дошкольного образования.
Методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы и статей по данной теме.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
В современной жизни, помимо расширенных возможностей интеллектуального развития, перед детьми стоит серьезная проблема овладения средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Напоследок хотелось бы отметить следующее: когда малыш занимается по системе Монтессори, он приобретает новые навыки и умения. Но кроме того, ребенок постепенно обретает чувство самостоятельности и уверенности в себе. По мнению специалистов, метод Монтессори развивает в ребенке естественную любовь к учебе, интерес к получению новой информации в той мере, в какой он готов к обучению. Ему не нужно делать то, к чему он еще не готов. А это позволяет ребенку избежать перегрузок и не потерять интерес к обучению в будущем.
Ребенок, легко знакомящийся с компьютерами и другими современными гаджетами, часто не владеет основными способами общения, такими как диалогическая речь, конструктивные виды взаимодействия с детьми и взрослыми. Но эту проблему можно решить с помощью методики известного итальянского врача и педагога Марии Монтессори.
Педагогическая система М. Монтессори основана на глобальной идее: ребенок — уникальная личность, имеющая свой определенный план развития, врожденные способности и условия для овладения навыками. Основная задача педагогов и родителей – максимально обогатить среду специальными учебными материалами и организовать в ней плодотворную деятельность ребенка.
В методике Монтессори мы уделяем большое внимание тренировке мелкой моторики и двигательной активности. Доказано, что движение пальцев и умеренная физическая активность положительно влияют на развитие речи и умственных способностей.
При этом задача взрослого состоит лишь в том, чтобы помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого нужна особая среда и квалифицированный педагог (взрослый), уважающий личность ребенка. Мария Монтессори, которая всем сердцем болеет за ребенка, пытается объяснить, что дети разные. Только осознав это, взрослые могут попытаться избежать конфликтов с детьми и всякого рода отклонений от естественного пути развития ребенка и, в конечном счете, всего человечества.
Таким образом, теоретический анализ литературы по выбранной теме, который я провел в ходе работы, помог решить поставленные задачи и цели в работе в целом.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы методики развития речи и обучения грамоте в педагогической системе М. Монтессори
1.1. Становление Монтессори-педагогики
Мария Монтессори (1870-1952), итальянка по происхождению, первая женщина в Италии, получившая медицинское образование, училась во Франции, имела давние дружеские отношения в Индии и закончила жизнь в Нидерландах. Сколько событий было связано с годами ее жизни, сколько она сделала в разных областях человеческого знания — философии, антропософии, психологии, педагогике. Но именно педагогическая система Монтессори, отразившая все стороны ее таланта и особенности ее жизненного пути, принесла ей известность и получила широкое распространение в мире [13].
Прежде чем познакомиться с теорией и практикой Монтессори-педагогики, хотелось бы описать событие в жизни Марии Монтессори, приведшее ее к «открытию ребенка», дать представление о закономерностях его развития. Благодаря этому событию она определила направление своей будущей деятельности [2].
Получив медицинское образование и официально получив лицензию на медицинскую практику, Мария Монтессори стала первым врачом в Италии. Сегодня это обстоятельство является предметом гордости для итальянцев, которые признают заслуги своей соотечественницы и даже помещают ее изображение на купюру в тысячу итальянских лир. Однако в то время, когда юная итальянка находилась в начале своего пути, это не давало ей особых привилегий, а наоборот, было связано с немалыми трудностями.
Мария Монтессори долго не могла найти работу в Риме. Известные и малоизвестные клиники отказали ей в должности, так как присутствие врача казалось чем-то если не неприличным, то, по крайней мере, неуместным. Открыто высказывались сомнения в том, что женщина сможет успешно работать на этом чисто мужском поприще. Мойтессори с трудом удалось