Курсовая теория на тему Научно-исследовательская деятельность учащихся по праву
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические аспекты организации
научно-исследовательской дея-тельности учащихся по праву. 8
1.1. Сущность понятия «исследовательские умения» в
психолого-педагогической литературе. 8
1.2. Организация научно-исследовательской деятельности в
школе. 13
2. Методические аспекты организации
научно-исследовательской деятельности учащихся по праву. 20
2.1. Методические рекомендации по организации
исследовательской деятельности обучающихся общеобразовательных организаций в
области правоведения 20
2.2. Возможности применения фрейм – технологии на уроках
права как средство организации научно-исследовательской деятельности учащихся
по праву. 23
Заключение. 29
Список использованных источников и литературы.. 30
Приложения. 33
Введение:
Актуальность
темы исследования. Современная компетентностная парадигма образования
предусматривает положение о том, что основным результатом обучения в вузе
является не только развитие индивидуальных знаний, навыков и умений, но и
приобретение студентами способности и желания проводить эффективную и
продуктивную деятельность в различных социально значимых ситуациях. В связи с
этим в контексте данной парадигмы важным условием является выбор таких
образовательных технологий, форм, методов и инструментов, которые позволяют не
только развивать знания и умения, но и формировать компетенции, опыт
самостоятельных исследований. деятельность и личная ответственность студентов.
Среди
многочисленных методик, разработанных на протяжении десятилетий, которые могут
в некоторой степени решить эти проблемы, в последнее десятилетие
учителя-теоретики и практики уделяли большое внимание образовательной и
исследовательской деятельности.
Поскольку
большинство компетенций, определенных ФГОС для всех типов образовательных
организаций, так или иначе связаны с умением самостоятельно приобретать знания,
искать, анализировать, обобщать, оценивать информацию, изучать явления, факты,
процессы, большинство учителей отмечают, что образовательная а
исследовательская деятельность как составляющая исследовательской деятельности
способствует развитию творческого мышления, повышению интереса, стимулированию
стремления к обучению, самостоятельному освоению новых знаний, развитию
самоуправления через обучение.
Однако,
как показывает анализ научно-педагогической литературы и практики,
использование данной методики не стало систематическим, целенаправленным и
целенаправленным.
В
теоретическом плане всплеск интереса к образовательной и исследовательской
деятельности, как это часто бывает в педагогике, породил множество различных
взглядов на ее сущность, компонентный состав и содержание. А в практическом
плане она почти всегда организуется либо во внеучебное время, и тогда
исследовательская деятельность превращается в формальный аналог в
образовательном процессе, либо осуществляется фрагментарно, с использованием ее
отдельных компонентов в процессе обучения, лишь частично достигая цели и
задачи, для которых эта деятельность используется.
В
основном это связано, по мнению большинства преподавателей, с содержательной
нагрузкой учебных планов и программ, что не позволяет эффективно использовать
образовательную и исследовательскую деятельность, поскольку ее организация и
реализация требуют гораздо большего времени обучения.
В
то же время одним из ключевых направлений развития современного образования
является его технологизация, основная цель которого — повышение качества
образования. При этом основной инструмент организации обучения — технология —
обеспечивает возможность достижения диагностических целей и в то же время
снижает затраты на получение запланированного результата.
Поэтому
актуальность темы исследования обусловлена необходимостью теоретического
переосмысления сущности и структуры учебно-исследовательской деятельности, а
также развития технологического обеспечения ее организации, что способствует ее
систематическому и целенаправленному применению в контекст образовательного
процесса.
Историография.
В историко-педагогическом плане идея соединения учебной и исследовательской
деятельности получила всестороннее рассмотрение в работах В.В. Белоносовой,
В.П. Беспалько, Г.Е. Жураковского, А.И. Пискунова, Б.Е. Райкова, А.И.
Савенкова, Л.А. Степашко и многих других.
В
них отмечается продуктивность применения учебно-исследовательской деятельности
в образовательном процессе, ее значение для повышения результативности обучения
и воспитания, цикличность интереса к ней, который связан, как правило, с
переломными моментами в развитии образовательных систем, рассматриваются смыслы
и методики ее применения разными педагогами.
Также
анализируются историко-педагогические аспекты сущности этого феномена, основы
его жизнеспособности на протяжении нескольких тысячелетий, причины всплеска
интереса к нему в отечественной педагогике в последнее десятилетие.
Методологические
и теоретические основания осуществления рассматриваются в работах А.В.
Леонтовича (сущность, содержание, назначение, функции учебно-исследовательской
деятельности); А.И. Савенкова (психологические основы, содержание и организация
исследовательского подхода к обучению); В.Н. Воронина (интеграция
эвристического и технологического подходов в обучении); Т.К. Александровой,
И.Г. Ведерниковой Е.Н. Кикоть, М.В. Кларина (основы и характерные черты
исследовательской деятельности в системе образования); Т.А. Горюновой, Г.И.
Железовской, Т.Ивочкиной, Г.В. Казарян, А.В. Москвина, Л.Г. Пак, А.Н.
Поддьякова, Л.Б. Прокофьевой, В.Г. Рындак, А.С. Обухова, И.А. Зимней, Т.Ю.
Цибизовой (организация и концептуальные основы исследовательской и творческой
деятельности обучающихся) и других.
Пристальное
внимание отечественные исследователи уделяют разработке теории и методике организации,
подготовке и проведению учебно-исследовательской деятельности в условиях разных
образовательных организаций. В школьном образовании: М.Н. Арцев (методические
рекомендации для педагогов по ее организации); Т.В. Авгусманова (педагогические
условия ее развития); Д.Б. Богоявленская, Е.В. Зачесова (представление
результатов исследования), А.В. Москвина, К.А. Халатян (способы применения для
развития творческих способностей, умений учащихся); И.А. Букреева (применение
как метода формирования ключевых компетенций); С.И. Брызгалова, С.В. Палецкий
(способы ее развития и освоения обучающимися); Ю.А. Коцарь, Н.А. Разагатова
(модель организации с младшими школьниками) и другие.
Степень
разработанности темы. Проблематика учебно-исследовательской деятельности в
отечественной педагогической науке представлена достаточно всесторонне и
широко. В то же время нельзя не отметить, что вместе с этим у ученых нет
единства взглядов по многим вопросам. До сих пор не существует однозначного
понимания сущности учебно-исследовательской деятельности. В защищенных за
последние 15 лет диссертационных работах учебно-исследовательская деятельность
рассматривается под разными углами зрения: формирования творческих способностей
и умений (К.А. Халатян, В.В. Белоносова), приобщения к последующей научной
работе (Н.А. Меньшикова), активизации процессов осуществления социального
партнерства (Н.Г. Князева), формирования профессиональной компетентности (Д.К.
Афанасьева), реализации индивидуализированных образовательных направлений
деятельности учащихся (Л.Л. Вишневская), подготовки к реализации
профессионального самоопределения старшеклассников (В.М. Самохина).
Объект
исследования — научно-исследовательская деятельность учащихся.
Предмет
исследования – педагогические условия организации научно-исследовательской
деятельности учащихся по праву.
Цель
исследования – сформулировать методические рекомендации по организации научно-исследовательской
деятельности учащихся по праву.
Задачи
исследования:
—
рассмотреть сущность понятия «исследовательские умения» в
психолого-педагогической литературе;
—
изучить особенности организации научно-исследовательской деятельности в школе;
—
сформулировать методические рекомендации по организации исследовательской
деятельности обучающихся общеобразовательных организаций в области правоведения;
—
раскрыть возможности применения фрейм – технологии на уроках права как средство
организации научно-исследовательской деятельности учащихся по праву.
Хронологические
рамки исследования определены источниковой и теоретической основой исследования
и включают период с 2005 по 2021 годы
Источниковая
база исследования представлена нормативно-правовыми актами, регулирующими
педагогическую деятельность в образовательных учреждениях.
Методы
и методология. Выбор методов исследования определялся характером
исследовательских задач и включал в себя применение следующих методов: анализ,
синтез, сравнение, обобщение, прогнозирование, абстрагирование, конкретизация,
аналогия, теоретическое моделирование.
Практическая
значимость исследования заключается в определении путей повышения эффективности
процесса формирования исследовательских компетенций обучающихся; в
алгоритмируемости, гибкости, прагматизме разработанной технологии организации
учебно-исследовательской деятельности, что обеспечивает возможность ее
применения в течение учебного периода одновременно по нескольким
разнохарактерным дисциплинам. Материалы исследования могут быть использованы в
практике работы с обучающимися всех типов образовательных организаций, в
системе методической, практической подготовки и переподготовки педагогических
кадров.
Структура
работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и
литературы и приложение.
Заключение:
Модернизация
российского образование выдвигает новые требования к результату
образовательного процесса. Обществу нужен творческий, инициативный выпускник
школы. Сформировать такого выпускника возможно только при применении
деятельностного подхода к образованию. Организация самостоятельной работы
обучающихся на уроке права – ответственная и сложная задача, стоящая перед
учителем. Формировать активность и самостоятельность необходимо как составную
часть образования обучающихся. Подобная цель стоит перед любым педагогом в
качестве задачи первоочередной значимости. Одним из самых действенных путей
повышения эффективности урока права, активизации, обучающихся на уроке является
соответствующая организация учителем научно-исследовательской работы
обучающихся. Она занимает важнейшее место на современном уроке, потому что
ученик приобретает знания только в процессе своей самостоятельной научно-исследовательской
деятельности. Говоря о развитии научно-исследовательской деятельности
обучающихся, необходимо различать две тесно связанные между собой задачи.
Первая состоит в том, чтобы развить у обучающихся самостоятельность в
познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями;
вторая состоит в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся
знания в учении и практической деятельности.
В
современных условиях стратегическим направлением активизации обучения должно
стать создание дидактических и психологических условий для осмысленности
обучения, включения в этот процесс учеников не только на уровне
интеллектуальной, но и социальной и личностной активности.
Какие
бы методы обучения – активные, интенсивные или проблемные не применялись, важно
для повышения эффективности обучения создать такие педагогические условия, в
которых ученик может занять активную личностную позицию и в полной мере
проявить себя как субъект учебной деятельности.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты организации научно-исследовательской
дея-тельности учащихся по праву
1.1. Сущность понятия «исследовательские умения» в
психолого-педагогической литературе С
тех пор как в человеческом обществе возникла потребность в обучении, все более
актуальными становились исследования детей. Определенную информацию об
окружающем их мире дети познавали репродуктивным путем от старшего поколения, а
какую-то осваивали самостоятельно, копируя старших, играя, изучая реальность.
При этом они должны были наблюдать, проводить эксперименты, строить собственные
выводы и умозаключения [5].
На
важность формирования исследовательских умений обращают интерес в контексте
развивающего обучения (системы В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и др.) и проблемного
обучения (ИЛ. Лернер, М.И. Махмутов и др.).
Дидакты
подтверждают, что исследовательская деятельность интересна и доступна ученикам.
В ходе выполнения исследования выражается независимая мыслительная деятельность
учащихся. Им необходимо сопоставлять, подвергать анализу явления, формулировать
выводы о наблюдаемых закономерностях.
Динамичный
поиск и отбор решения поставленной педагогом проблемы приводит к формированию у
младших школьников стабильных познавательных интересов, в основе которых лежит
их ситуативная заинтересованность. Е.В. Зачесова [2], описывает
исследовательские умения «как результат и меру исследовательской деятельности,
т.е. как способности к проведению самостоятельных наблюдений, экспериментов,
приобретаемой в процессе решения различного рода исследовательских задач».
Используя данную мысль, автор опыта формирует у обучающихся единые
исследовательские умения, передаёт инициативу в организации своей
познавательной деятельности.
А.
И. Савенков предоставляет следующее определение: «Исследование – это творческий
процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной
деятельности» [12, 13].