Курсовая теория на тему Научное познание и его отличие от других видов познания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Научное познание и его особенности. 5
2. Научное познание и его специфика.
Методы научного познания. 8
3. Отличие научного познания от
остальных видов познания. 14
Заключение. 21
Список использованных источников. 22
Введение:
Современная наука
развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний
удваивается каждые 10-15 лет. Около 90% всех ученых, когда-либо живших на
Земле, являются нашими современниками. Примерно за 300 лет, то есть в такую
эпоху современной науки, человечество совершило такой колоссальный прорыв,
который даже не снился нашим предкам (около 90% всех научно-технических
достижений сделано в наше время). Весь мир вокруг нас показывает прогресс,
которого достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной такой
стремительной научно-технической революции, перехода к постиндустриальному
обществу, повсеместного внедрения информационных технологий, возникновения
«новой экономики», для которой законы классической экономической теории не
применяются, начало передачи человеческих знаний в электронном виде, столь
удобном для хранения, систематизации, исследования и обработки, и многие
другие.
Все это убедительно
доказывает, что основная форма человеческого познания — наука в наши дни все
больше становится важной и существенной частью действительности.
Однако наука не была бы
столь продуктивной, если бы не обладала столь развитой системой присущих ей
методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод в
сочетании с талантом ученого помогает ему понять глубокую связь явлений,
раскрыть их сущность, открыть законы и закономерности. Количество методов,
которые разрабатывает наука для понимания реальности, постоянно увеличивается.
Их точное количество бывает трудно определить. Ведь в мире около 15 000 наук, и
каждая из них имеет свои методы и предметы изучения.
В то же время все эти
методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами, которые они
вообще содержат в различных сочетаниях, и с общедиалектическим методом. Это
обстоятельство является одной из причин, определяющих важность любого ученого,
обладающего философскими знаниями.
Заключение:
Понятие науки в философии
занимает одно из важнейших мест. Наука является основной формой знания в мире.
Система наук в философии делится на общественные, естественные, гуманитарные и
технические науки.
Научное познание
выступает как специфическая форма овладения действительностью наряду с
бытовыми, художественными, религиозными и другими способами ее изучения.
Характеристики научного знания во многом определяются целями, которые ставит
перед собой наука. Эти цели связаны, прежде всего, с производством новых и
истинных знаний.
Различают три основных
уровня научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический.
Характерными чертами эмпирического уровня познания являются сбор фактов, их
первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их
систематизация, классификация и другие подкрепляющие действия. Характерной
чертой теоретического познания является изучение самого процесса познания, его
форм, приемов, методов, понятийного аппарата. В дополнение к эмпирическому и
теоретическому недавно был указан третий уровень познания — метатеоретический.
Она выходит за рамки теоретических знаний и выступает предпосылкой теоретической
деятельности в науке.
Методология науки
развивает многоуровневую концепцию методологического познания, распределяя все
методы научного познания по степени общности поля действия. При таком подходе
можно выделить 5 основных групп методов: философские, общенаучные,
частнонаучные (или конкретно-научные), дисциплинарные и междисциплинарные
методы исследования.
Результатом научного
знания является научное знание. В зависимости от уровня научного познания
(эмпирического или теоретического) знание может быть представлено в различных
формах. Основными формами познания являются научные факты и эмпирический закон.
Фрагмент текста работы:
1. Научное познание и его особенности Термин «научный метод»
или «научное познание» появился в XIX веке, когда происходило значительное
институциональное развитие науки и появилась терминология, устанавливающая
четкие границы между наукой и ненаукой, такими понятиями как «ученый» и
«лженаука». В течение 1830-х и 1850-х годов, когда беконизм был популярен,
натуралисты, как Уильям Уэуэлл, Джон Гершель, Джон Стюарт Милль, участвовали в
дискуссиях по поводу «индукции» и «фактов» и были сосредоточены на том, как
генерировать знания. В конце XIX века дебаты по поводу реализма против
антиреализма были проведены в качестве мощных научных теорий, выходящих за
рамки наблюдаемого, равно как и за рамки структуры научного знания и познания.
Термин «научный метод»
получил широкое распространение в двадцатом веке, появившись в словарях и
научных учебниках, хотя его значение не достигло научного консенсуса. Несмотря
на рост в середине двадцатого века, к концу этого столетия многочисленные
влиятельные философы науки, такие как Томас Кун и Пол Фейерабенд, поставили под
сомнение универсальность «научного метода» и при этом в значительной степени
заменили понятие науки как гомогенный и универсальный метод с использованием
гетерогенной и локальной практики. В частности, Пол Фейерабенд утверждал, что
существуют некие универсальные правила науки, что и определяет специфику и
структуру научного познания.
Весь процесс включает в
себя создание гипотез (теорий, предположений), получение прогнозов из них в
качестве логических последствий, а затем проведение экспериментов на основе
этих прогнозов, чтобы определить, была ли первоначальная гипотеза верной.
Однако в этой формулировке метода возникают трудности. Хотя научный метод часто
представляется в виде фиксированной последовательности шагов, эти действия
лучше рассматривать как общие принципы [2].
Не все шаги имеют место в
каждом научном исследовании (ни в одной и той же степени), и они не всегда
выполняются в одном и том же порядке. Как отметил ученый и философ Уильям
Уэуэлл (1794–1866), «изобретательность, проницательность, гениальность»
необходимы на каждом этапе. Структура и уровни научного познания были
сформулированы именно в XIX веке.