Курсовая теория на тему Настольно-печатные игры как средство умственного развития дошкольника.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты использование
настольно-печатных игр для умственного развития детей дошкольного
возраста. 6
1.1. Значение игровой деятельности в
умственном развитии дошкольника…………………………………………………………………….6
1.2. Дидактическая игра как основное
средство умственного развития дошкольников. 9
1.3. Настольно-печатные игры как вид
дидактической игры.. 13
Глава 2.
Использование настольно-печатных игр для умственного развития детей дошкольного
возраста. 17
2.1. Виды и содержание настольно-печатных игр для
дошкольников. 17
2.2. Методика организации и проведения
настольно-печатных игр в условиях дошкольной образовательной организации в
разных возрастных группах. 20
Заключение. 23
Cписок литературы.. 25
Введение:
Дошкольное детство
является первым периодом психического развития ребенка и поэтому наиболее
ответственным. В это время закладываются основы всех психологических свойств и
качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Именно в этом
возрасте педагог находится в самом тесном отношении с ребенком, принимает самое
активное участие в его развитии и, как следствие, воспитывает его.
Дошкольники чрезвычайно
чувствительны ко всякого рода воздействиям. И если мы не замечаем результатов
каких-то влияний, это не значит, что этих влияний нет. Дети, как губка,
впитывают впечатления, стиль поведения, знания, но последствия этого заметны
далеко не сразу. Особенности психологического развития во многом определяются
как стихийным, так и специально организованным обучением и развитием. Правильно
организованное обучение и развитие способствует нормальному психологическому
развитию, служит источником; в процессе обучения с помощью посредника
(взрослого) у ребенка формируются определенные психологические качества и черты
личности, т.е. психологическое развитие ребенка происходит в процессе обучения.
Для современной системы
образования проблема развития умственных способностей играет важную роль. Идет
информационная революция, и знающие и образованные люди ценятся во всех уголках
нашей страны. Поэтому на первый план выдвигается задача формирования
способности активной умственной деятельности, в том числе и в дошкольном
возрасте.
В работах отечественных и
зарубежных ученых дошкольное детство определяется как оптимальный период для
развития умственных способностей. В исследованиях А.П. Усова, А.В. Запорожец,
Н. Н. Поддянов показали, что возможности интеллектуального развития дошкольников
очень высоки. Дети способны усваивать как внешние, наглядные свойства предметов
и явлений, так и усваивать представления об общих связях, лежащих в основе
многих явлений природы и общественной жизни, а также овладевать приемами
анализа и решения учебных задач.
Умственные способности и
их развитие зависят от комплекса социальных и биологических факторов, среди
которых умственное воспитание и обучение играют ведущую, обогащающую систематизирующую
роль.
Настольно-печатные игры
играют важную роль в развитии умственных способностей.
Основная характеристика
настольно-печатных игр определяется их названием: это обучающие игры. Они
созданы взрослыми для развития и воспитания детей. Но для играющих детей
учебно-воспитательное значение настольно-печатной игры не проявляется открыто,
а реализуется через игровое задание, игровые действия, правила.
Эти игры способствуют
развитию познавательной деятельности, умственных способностей, являющихся
основой обучения. Настольно-печатные игры характеризуются наличием учебной
задачи-обучающие задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную
настольно-печатную игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Но ребенка привлекает в
игре не присущая ему учебная задача, а возможность быть активным, совершать
игровые действия, добиваться результата, побеждать. Однако если участник игры
не овладеет знаниями, умственными операциями, определяемыми учебной задачей, он
не сможет успешно выполнять игровые действия и достигать результатов.
Активное участие, а особенно
победа в игре, поэтому зависит от того, насколько ребенок усвоил знания и
умения, диктуемые задачей в настольно-печатных играх. Это побуждает ребенка
быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать и объяснять свои
знания. Это значит, что настольно-печатная игра поможет ему научиться чему-то в
легкой, непринужденной форме.
Именно эту проблему мы
выбрали для более глубокого изучения и исследования, целью которых является
выявление условий эффективности развития умственных способностей дошкольников.
Актуальность исследования
определяется необходимостью изучения эффективности использования
настольно-печатных игр для умственного развития ребенка. Объект исследования: процесс развития
умственных способностей дошкольников.
Предмет исследования:
настольно-печатные игры как средство умственного развития ребенка дошкольного
возраста.
Были выявлены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме.
2. Рассмотреть методы и содержание настольно-печатных игр, используемых
в ДОУ с целью развития умственных способностей.
Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключение и списка литературы.
Заключение:
В
педагогической науке существует множество подходов к проблеме развития детей в
дошкольном возрасте. В широком педагогическом смысле развитие — это специально
организованное, целенаправленное и контролируемое воздействие коллектива,
воспитателей на воспитанников с целью формирования у них заданных качеств,
осуществляемое в образовательных учреждениях и охватывающее весь
образовательный процесс.
Запорожец
А.В., Гальперин П.Я., Усова А.П. рассматривают умственное развитие как
планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей
с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для
адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных
процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности. Умственное
развитие ребенка, по мнению А.Н.Леонтьева, нельзя рассматривать в отрыве от
психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих
его духовный облик.
На
наш взгляд, одним из способов психического развития ребенка в дошкольном
возрасте является дидактическая игра, в которой проявляются и формируются
умственные способности ребенка — умение управлять обстоятельствами, созданными
ходом игры. Совокупность практических и мыслительных действий, совершаемых
ребенком в игре, не осознается им как осознанный ученический процесс — ребенок
учится, играя. Особая роль дидактической игры в образовательном процессе
дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс
обучения эмоциональным, эффективным и позволить ребенку приобрести собственный
опыт.
Игра является основной деятельностью дошкольников, она
обогащает и развивает личность, поэтому широко используется нами на практике.
Важная роль игры в развитии психических процессов
ребенка объясняется тем, что она наделяет ребенка имеющимися в его распоряжении
способами активного воздействия, моделируя с помощью внешних и предметных
действий такое содержание, которое в других условиях , были бы недоступны и не
могли бы по-настоящему контролироваться.
Эффективность
дидактических игр во многом зависит от создания условий и правильного их
использования. Необходимым условием для успешной реализации дидактической игры
является наличие игрового материала: комплекты игрушек, разнообразный
раздаточный материал, комплекты настольно- печатных игр.
Настольно
– печатные игры играют важную роль в воспитании и обучении играют.
В
процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания в практических действиях
не с предметами, а с их изображением на картинках. Маленькие дети играют в
разные настольно — печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные
кубики, паззлы.
Разнообразны
и умственные задачи, решаемые на занятиях: закрепление знаний о предметах, их
назначении, классификации, обобщение предметов по существенным признакам.
Дидактические
настольно-печатные игры играют большую роль в развитии способностей
дошкольников, в частности, в развитии словесно-логической памяти.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты использование настольно-печатных игр для умственного
развития детей дошкольного возраста 1.1. Значение игровой деятельности в умственном развитии
дошкольника Как
справедливо заметил Рубинштейн, «Игра — это практика развития». Игра играет
важную роль в умственном развитии ребенка. Именно в игре происходит активизация
мышления, речи, памяти и других фундаментальных процессов в психике ребенка.
Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечают следующие педагоги и
психологи (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, А. М. Горький, Н. К. Крупская, Л.
С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Луначарский, Д. Б. Эльконин и др.).
Все
знания и впечатления, полученные в ходе игры, обогащают внутренний духовный мир
человека. Характер деятельности малыша определяет уровень его мышления и
психического развития в целом.
Практические
задачи, которые предстоит решить ребенку в игре, отличаются от учебных.
Содержание игровых заданий определяется самой жизнью, окружением ребенка, его
опытом и знаниями.
Решение
игровых задач с помощью предметных действий принимает форму применения все
более обобщенных игровых способов познания действительности. Это означает, что
ребенок решает игровые задачи на более высоком интеллектуальном уровне. Важным
моментом является установление преемственности контента вне игрового опыта и
игры. Речь идет не о имитации реальных целевых действий в игре, а о понимании и
переносе их в игру. Более общий игровой сюжет переводит саму игру на
качественно новую интеллектуальную основу. Замена игрового действия словом имеет особое значение. При игре создаются
особенно благоприятные условия для умственного развития , для перехода от
наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. В
игре у ребенка развивается способность создавать системы обобщенных типовых
образов и явлений и мысленно преобразовывать их.
Игровая
деятельность влияет на формирование поведенческой воли и всех психических
процессов — от элементарных до самых сложных. Дети лучше концентрируются и
лучше запоминают условия игры, чем прямые указания взрослого.
Действуя
замещающими предметами, ребенок начинает действовать в мыслимом, условном
пространстве. Замещающий объект становится умственной помощью. Постепенно
игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать на внутреннем,
психическом уровне. Таким образом, игра помогает ребенку мыслить образами и
идеями. Кроме того, в игре ребенок берет на себя разные роли, принимает разные
ракурсы и начинает видеть предмет под разными углами. Это способствует развитию
у человека важнейшей мыслительной способности, позволяющей ему представлять
иную точку зрения и иную точку зрения, преодолевать так называемый
«познавательный эгоцентризм». (Д.Б.Эльконин)
Урунтаева
Г.А. раскрывает влияние игры на формирование различных психических процессов:
Игровая
деятельность дошкольника является мощным раздражителем воображения. Исполнение
роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомпоновывать известные события,
создавать из них новые сочетания, дополнять и трансформировать собственные
впечатления. Малыш, перевоплощаясь в разных персонажей, преимущественно в
режиссерской игре, имеет возможность взглянуть на ситуацию с разных точек
зрения.
Важным
моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной
среды, которая включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными
функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал
(коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди).
Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях, используя
вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение (Е.В. Зворыгина, Е.М.
Гаспарова и др.). [8, с. 172]
Игры
и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от
ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания. [8, с. 111]
Развитие
произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к
соотнесению своих переживаний в игровой, продуктивной и речевой деятельности, при
пересказе, запоминании, рассказывании, сочинении рассказов и сказок, т.е. ставит цель «вспомни». Важно, что потребность
в запоминании вызвана потребностью той деятельности, которой занимается
дошкольник. Ребенок должен понять, зачем это нужно запоминать. Применение
полученных знаний должно вскоре следовать за запоминанием.
Развитию
произвольной памяти способствует дидактическая игра. Она создает действенную
игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели,
позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает
взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставая в
открыто дидактическую позицию. [8, с. 154]
Отдельные
виды игр по-разному влияют на психическое развитие детей: ролевые игры
расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения;
игры-драматизации помогают углубить понимание художественных произведений и
активизировать речь; строить и развивать
конструктивные способности и расширять знания о геометрических формах и
пространственных отношениях. Игра будет активно влиять на психическое развитие
ребенка, если воспитатель обогащает ее содержание и правильно организует.