Курсовая теория Юриспруденция Гражданское право

Курсовая теория на тему Наследование отдельных видов имущества, в том числе наследование государственных наград, почётных и памятных знаков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1 Развитие
законодательства о наследовании по закону в Российском праве. 7

1.1 История
развития законодательства о наследовании. 7

1.2 Актуальные
вопросы теории и практики наследования. 11

2 Наследование отдельных видов имущества, в том
числе наследование государственных наград, почётных и памятных знаков. 14

2.1.Наследование
государственных наград, почётных и памятных знаков. 14

2.2 Коллизионные
вопросы наследования движимого и недвижимого имущества. 17

2.3 Наследование
выморочного имущества. 23

Заключение. 31

Библиографический
список. 36

 

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования.
Наследственное право всегда относили
к самой востребованной практической отрасли гражданского права. Поэтому
наследственное право всегда являлось инструментом, который
обеспечивал баланс
общественных и частных интересов в сфере имущественных отношений,
соответственно наследственное право продолжает являться важнейшим способом
приобретения права собственности, а также условием защищающим имущественные
интересы семьи наследодателя.

Наследственное право, основано
на национальных и нравственных традициях семейной организации общества
сложившихся за многие века, являясь наиболее стабильной и консервативной
отраслью гражданского законодательства.

Эволюция наследственного права
России в основном связана именно с наследованием по закону и с ее значимыми
положениями, такими как: наследственные права нетрудоспособных иждивенцев,
обязательная доля, расширение круга наследников по закону.

Наследование по закону относят
к наиболее распространенным основаниям для перехода имущества к правопреемникам
от наследодателя.

Правовое регулирование
отношений в сфере наследования устроено на связи двух базисов –
индивидуального, отражающего интересы отдельной личности, и социального,
отражающего интересы государства и общества.

В           
наследовании по закону классическим
проявлением индивидуального базиса считают причисление к сфере наследников
непосредственно близких родственников и членов семьи наследодателя.

Юридическая основа правового
регулирования наследования по закону в российском гражданском праве оценивается
следующими признаками: основанием наследования и пределами наследования.

Разрешение возникающих
теоретических и практических коллизий, в сфере наследования по закону,
основывало на корректной оценке соотношений
индивидуального и социального начала
при оптимальном определении оных, в
контексте юридического
взаимодействия генезиса данных условий, которые определяют порядок преемства
прав и обязанностей умершего собственника, при отсутствии завещания.

Юридическая модель базиса и
лимита наследования по закону определяет условия, порядок и последствия
призвания к наследованию по закону наследников по праву представления, лиц,
усыновленных наследодателем, и нетрудоспособных иждивенцев наследодателя.
Данная модель решает множество частных вопросов наследственного преемства для
разных категорий законных наследников, ввиду обоснования целесообразности
распространения на данных наследников каких либо условий наследования по
закону.

Степень
разработанности темы исследования.
Проблемы
наследования по закону в российской доктрине гражданского права никогда
всегда
находились
в центре внимания цивилистов. Классические работы Серебровского В.И.,
Антимонова Б.С., Граве К.А., Иоффе О.С., Дроникова В.К. остаются в области
научного исследования, несмотря на множественные
изменения в специфике
регулирования наследственных отношений, потому что содержат в себе логические
завершенные теоретические разработки в проблематике наследственного права
связанного с наследованием по закону.

Теоретическая база
исследования
обоснована на трудах российских цивилистов,
изучавших проблемы наследования по закону, таких как: Анненков К.Н., Антимонов
Б.С., Барщевский М.Ю., Барышев А.И., Бондарев Н.И., Бугаевский А.А., Гаврилов
В.Н., Гордон М.В., Дроников В.К., Иоффе О.С., Крашенинников П.В., Крылов З.Г.,
Кулагин Е.В., Маковский А.Л., Перетерский И.С., Покровский И.А., Рубанов А.А.,
Рязановский В.А., Рясенцев
В.А., Серебровский В.И., М.В. Телюкин, Толстой Ю.К., Халфино
Р.О., Чепига Т.Д., Шершеневич Г.Ф., Эйдинов Э.Б.

Анализ рассмотренных выше
проблем позволяет оценить главные тенденции современного правового
регулирования наследования по закону, а также определить самые вероятные
направления по разрешению в
действующем правопорядке соответственных юридических
коллизий, а также спрогнозировать перспективы развития правового регулирования
данной сферы общественных отношений.

Объектом
исследования
являются общественные отношения, возникающие
в процессе наследования по закону.

Предметом
исследования
выступает российское
законодательства, регламентирующие наследование по закону, а также
практика его применения..

Цель исследования. Основной
целью исследования является анализ специфики наследования по закону, основанной
на существующем в России порядке правового регулирования.

Поставленная цель определила задачи
исследования
, состоящие в рассмотрении следующих вопросов:

                            
рассмотреть историю развития
законодательства о наследовании;

                            
определить современное состояние общих
положений о наследовании;

                            
проанализировать специфику
приобретение права собственности по наследству;

                            
выявить основные положения
наследования по закону;

                            
обозначить круг лиц, призываемых к
наследованию по закону;

                            
наметить способы разрешения проблем наследования
по закону.

Методологической
базой исследования
являются методы теории познания,
включающие в себя частно-научные методы, такие как: системно-юридический,
логико-правовой, а также методика формализованной логики в сфере гражданских
правоотношений.

Нормативную
правовую базу
исследования составили следующие правовые
источники: Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской
Федерации (часть третья), Семейный кодекс Российской Федерации, Основы
законодательства РФ о нотариате и иные акты российского законодательства
регулирующего наследственные отношения, материалы судебной практики.

Эмпирическую базу
исследования
составили материалы судебной практики
в сфере наследственных правоотношений, данные специализированных интернет
порталов и юридической периодической печати в области гражданских
правоотношений, связанной с правовым регулированием наследования по закону.

Теоретическая
значимость исследования
заключается в проведении исследования
в области правового анализа наследования по закону, как института гражданского
права с использованием норм действующего законодательства.

Практическая
значимость исследования
заключается в изложение выводов
и предложений исследования для использования в качестве мер по оптимизации
законодательства, регламентирующего правоотношения в сфере наследования по
закону. Результаты исследования возможны для использования в научных разработок
в сфере гражданского права, которое регламентирует область наследственных
правоотношений.

Структура
исследования
состоит из введения, двух
глав, заключения, библиографического списка.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Завершая теоретическое
исследование необходимо отметить, что в качестве основания наследования по
закону необходимо понимать такое перераспределение имущества не оставившего
завещания умершего собственника, при котором имеет место правовое равенство
отношений в сфере отношений собственности. Поэтому, основание наследования по
закону выражает гуманитарно – социальную базу регулирующую сферу наследственных
отношений.

В данное время в экономической
системе Российской Федерации, признается равенство всех форм собственности,
поэтому государство обеспечивает такую регламентацию наследственных отношений,
при которой
укрепляется
и развивается частная собственность, исключающая ее необоснованный
законодательством переход к государств.

В          
специфике рыночной экономики на
базис наследования влияет желание государства снять с себя бремя сбережения и
содержания имущества, которое не предназначено для выполнения возложенных на
государство публичных полномочий.

Фактически на наших глазах
происходит реформа наследственного права
в России. Положения о наследственном
договоре стали частью реформы наследственного права, проводящийся начиная с
2017 года.

Такой договор подразумевает,
что одна из сторон обязуется сделать определенные распоряжения на случай своей
смерти, обычно в обмен на некое встречное предоставление. Как правило речь в
наследственном договоре идёт о том, что одна сторона оставляет другой стороне
часть или всё своё имущество в обмен на имущественные или неимущественные
обязательства: денежные выплаты при жизни наследодателя, обязательство
совершить определенные действия после его смерти наследодателя. По новому
гражданскому законодательству степень связанности наследодателя посмертными
распоряжениями в наследственном договоре для контрагентов наследодателя весьма
слаба, так как наследодатель при жизни может отказаться от договора, выплатив
контрагенту убытки, или свободно реализовать обещанное контрагенту имущество,
что ставит под вопрос практическую применимость норм статьи 1140.1 Гражданского
Кодекса Российской Федерации. Российское наследственное право примыкает к
позиции преобладающей части других правовых систем также и еще в одном вопросе.
Оно требует, чтобы указанное волеизъявление было индивидуальным и специальным.

Основные  положения 
связанные  с  правом наследования  отражены 
в
главе
ГК РФ. Одним из основополагающих принципов отражённых в законодательстве
является закрепление того что принятие части наследства означает принятие его
полностью вне зависимости от места его нахождения.

Так же наследник
может выбрать по какому основанию ему принять
причитающееся наследство или получить его исходя
их принятия
всех оснований на
наследство: будь то принятие его по закону или по завещанию и
т.п. Крайне
недопустимым является принятие права на наследования с оговорками или с каким
либо условиями, а так же принятие наследства одним или несколькими наследниками
не означает принятие его всеми участниками наследственного процесса.

Пункт четвертый статьи 1152 ГК
РФ говорит о необходимости закрепления права на наследство в тот момент времени,
когда оно открыто. Данный срок не зависит от того когда наследник вступил в
наследство или кода он зарегистрировал право собственности, если такая
необходимость есть. Таким образом, принятие наследства является актом обратной
силы, так как наследство признается таковым со времени его открытия.

При принятии наследства,
наследник обязан предпринять определённые действия, которые определяют способы
вступления в наследство. Наследство может быть принято наследником по истечении
срока, установленного для его
принятия, без обращения в суд при условии согласия в
письменной форме на это всех остальных наследников, принявших наследство.
Согласие наследников является основанием аннулирования нотариусом ранее
выданного свидетельства о праве на наследство и выдачи нового свидетельства.

Основанием для принятия
наследство после истечения срока его принятия, судебная инстанция может
восстановить право наследника на его открытие в случае если наследник не знал
или не мог знать о том, что у него
есть право на наследование чего
либо. Но срок обращения по данному основанию исчисляется шестью месяца со дня
когда наследник узнал о возможности получения наследства. Когда судебная
инстанция признает нового наследника таковым, она распределяет доля и право
наследования, при этом предыдущие права на наследство считаются
недействительными.

Процесс определения лиц, которые
по закону  относятся к
первой очереди  в 
наследовании  стоит  руководствоваться  положениями
Семейного Кодекса РФ. Так
статья 47 Семейного Кодекса РФ говорит о том, что при рассмотрении
обстоятельств при определении наследниками первой очереди детей и родителей, их
родство должно быть установлено на основе
существующего законодательного
порядка в этой области. В частности происхождение детей законно устанавливается
соответствующими органами

на основании статей 48-52 Семейного Кодекса РФ и
законодательством в области регистрации актов гражданского состояния.

Если ребенок был усыновлен, он
не имеет права на наследование от своих
биологических  родственников 
  будь  то 
отец,  мать  или 
родственники,  что
установлено в
пункте 3 статьи 1147 ГК РФ. Из данных основной исключаются случаи опеки над
ребенком, что установлено главой 21 СК РФ. Так ребенок, над которым установлена
опека не имеет права на наследование за опекуном.

Вызывает опасения тот факт, что не оговорены в современном законодательстве
случаи фактического принятия ребенка на воспитание без какого либо юридического
оформления данного факта. Наследником первой очереди так же является супруг или
супруга наследодателя, если на момент
смерти оного он состоял с ним в
браке. При определении права наследования
супругов их оснований, по которым
право наследования считается оправданным исключаются случаи совместного
проживания с исключением случаев признания нарушения прав добросовестного
супруга при признании недействительности брака.

Общее правило гласит, что
наследование по второй очереди вступает в силу отсутствия наследников первой
очереди. Так же право на наследование второй очереди наступает если все наследники
первой очереди являются недостойными наследниками, или по основаниям отказа
наследников первой очереди от наследства.

Статья 1148 ГК РФ определяет,
что в качестве наследников второй очереди могут выступать нетрудоспособные
иждивенцы, а статья 1149 ГК РФ говорит о том, что наследниками второй очереди
могут быть лица имеющие право на обязательную долю в наследстве.

Третья очередь наследования
включает родственников по боковой родственной линии, куда включаться братья и
сестры наследодателя. В данном случае в равной степени имеют право на
наследство как родственные так и не полнородные браться и сестры. В данном
случае родство определяется законодательно, так же как родство братьев, сестер,
родителей и детей.

В             
современном законодательстве
устанавливается, что наследниками седьмой очереди являются пасынки или
падчерицы, отчимы и мачехи. В данном случае говориться об усыновлении, как
правового акта связи родителя и ребенка. Но если факт усыновления имеет
юридическую силу, то данные наследники имеют право на наследство как после
родителей, что определено в статье 1142 ГК РФ. К наследникам восьмой очереди
закон относит всех лиц, которые не поименованы в статьях 1142-1145 СК РФ.

Наследование по закону так же
предполагает наследование по принципу представления. Данным порядок – особый
порядок наследования по закону. Пункт 2 Статьи 1142 ГК РФ говорит о том, что
право на наследование по представлению имеют внуки, пункт 2 статьи 1143 ГК РФ –
что право на
наследование
по представлению имеют племенники, пункт 2 статьи 1144 ГК
РФ — двоюродные
братья и сестры.

Если
рассматривать
тенденции
развития законодательства в области
наследования  по 
закону  то  необходимо 
отметить  что  развивается 
оно  при
расширении
принципов индивидуализма. Это определяется во-первых обусловлено включением в
наследование лиц по представлению их в семейно-родственном аспекте. Так же
следует отметить что в данном случае
расширение родственной лестницы при
определении очередности наследников уже не может обеспечить восполнение воли
наследодателя.

Второй аспект, в отношении
которого идет развитие законодательства о
наследовании – это включение
продолжительности срока иждивения и факта
совместного проживания возможных
наследников с наследодателем.

Третий аспект, позволяющий
говорить об усилении индивидуализации
законодательства о наследовании подробности в причислении к недостойным
наследникам лиц, которые могут потерять право на наследство. Наконец,
в-четвертых, такие проявления индивидуального начала, как
предоставление
наследственных прав в зависимости от степени родства или совместного проживания
с наследодателем, проникли в сферу регулирования институтов, традиционно
отражающих социальное начало – обязательная доля и наследование
нетрудоспособных иждивенцев.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

1
Развитие законодательства о наследовании по закону в Российском
праве

 

1.1
История развития законодательства о наследовании

 

 

Согласно статьи 1017 Свода
законов гражданских недействительными признавали завещания, которые могли быть
составлены составленные сумасшедшими или самоубийцами .

Завещание признавалось
полностью или частично недействительным в тех случаях, когда в нем указывались
лица, которые не имели права наследовать или были лишены права обладания
определенными видами имущества.

До 1917 года российской
гражданское законодательство можно охарактеризовать наличием детально
проработанных регулируемых отношений, в том и числе и регламентированных в
сфере наследования по закону, которые определялись более чем ста статьями.
[1]

Согласно статьи 1111 Свода
законов гражданских право наследования было распространено "на всяких
членов рода, которые состояли в однокровном родстве, пока оное совершенно не
прекратится в мужском либо в женском поколении".

Степень родства определяли
линиями, именуемыми связью степеней и просто степенями, которые определялись
как связь одного лица с иным посредством рождения.

Не обладали правом наследования
по закону:

лица, которые были лишены
всяких прав состояния; монашеские лица, которые отреклись от мирской жизни;

лица, которые были лишены
дворянского звания и разжалованы — до момента восстановления.

Определенные нормы Свода
законов гражданских посвящались разным видам наследования:
статьи
1127 — 1133 — наследованию по нисходящей линии; статьи 1134 — 1140 —
наследования по восходящей линии.

Необходимо обратить внимание
нормам, регулирующим наследование по закону среди супругов. В случае если в
отношении супруги или супруга не не имело место завещание, то супруга или
супруг могли получить из недвижимого имения лишь седьмую часть, а из движимого
имущество только четвертую. При этом собственное и приданное имущества супруги
в состав наследственной массы не были включены.

В            
случаях, если наследников по закону
не находилось, либо если они имелись, но на протяжении десяти лет не высказали
желания вступить наследство, то имущество признавали выморочным и обращали в
казну.

Однако в законе указывались случаи,
при которых выморочное имущество могло перейти к другим лицам. К примеру от
служащих университетам непосредственном самим университетам, либо от духовных
служителей непосредственно в сами духовные учреждения.

Существовало много
специализированных норм, регламентировавших отдельные специальные объекты или
субъекты.

Необходимо выделить нормативный
акт, который был принят в апреле 1918 года, имевший базовое значение
гражданском и наследственном праве и в жизни общества, именовавшийся "Об
отмене наследования[2]".

В соответствии с данным законом
все формы наследования отменялись. После смерти владельца, все его недвижимое и
движимое виды имущества переходили в собственность государства.

Его нетрудоспособные
родственники по прямой нисходящей либо восходящей линиям, неполнородные и
полнородные сестра и братья, а также супруг умершего начинали получать
содержание из оставшегося имущества.

Все имущество умершего
переходило к местному Совету, который далее передавал его учреждениям, которые
на местах заведовали соответственным имуществом Республики. Подобные учреждения
должны были находиться по последнему месту жительства либо по месту
расположения имущества умершего.

В Гражданском
Кодексе от 1922 года ограничивался круг наследников вхождением только самых
близких родственников и только нетрудоспособными иждивенцами. Поэтому при
наследовании по закону имущество разделялось между супругом умершего, его
детьми, внуками, правнуками и нетрудоспособными иждивенцами.

В          
качестве завещания признавали
распоряжение, которое лицо делало на случай смерти, в котором говорилось о том,
кому представляется имущество.

Данное завещание вносилось в
актовую книгу нотариальным органом, а выписка из данной книги могла заменить
завещания.

Кроме того, необходимо сказать
о специфике непризнания обстоятельств, которые возникали до седьмого ноября
1917 года, в соответствии с данной спецификой, официальная позиция состояла в
следующем: «подлежат погашению не только обязательства, срок которых наступил
до седьмого ноября 1917 года, но именно те обязательства, которые возникли до
седьмого ноября 1917 года, а срок исполнения по ним наступает после седьмого
ноября 1917 года[3]».

Согласно Советского
законодательства, к примеру статьи 13 Конституции СССР от 1977 года, статьи 111
Гражданского Кодекса РСФСР от 1964 года, запрещалось извлечение любых доходов
не относящихся к трудовым. Земля однозначно могла принадлежать исключительно
государству, что закреплялось в Основных законах СССР и всех республик[4].

Законодательство запрещало
использовать имущество в качестве хозяйственной деятельностью и с целью
получения нетрудовых доходов. Примером данного положения является Указ
Президиума Верховного Совета РСФСР от двадцать шестого июля 1962 года. «О
безвозмездном изъятии домов, дач и других строений, возведенных или
приобретенных гражданами на нетрудовые доходы[5]».

Например, в Гражданском кодексе
РСФСР 1964 года предусматривалась ответственность за использование жилого дома
с целью получения нетрудовых доходов: поэтому подобный жилой дом подлежал
безвозмездному изъятию и передавался в фонд местного Совета народных депутатов.

Кроме запрета на получение
"нетрудовых доходов" в советском законодательстве устанавливались
пределы числа и размеров объектов, которые находились в собственности
конкретного гражданина.

Одним из последних нормативных
актов советского периода, по данному вопросу, являлось Постановление Совета
Министров РСФСР от двадцать второго июля 1986 года «О мерах по усилению борьбы
с нетрудовыми доходами», в котором пред органами государственного управления
была поставлена задача по усилению контроля за использованием гражданами жилых
домов и помещений в целях личной наживы и в иных корыстных целях.

Так, ст. 106 Гражданский Кодекс
РСФСР указывала на то, что у гражданина или совместно проживающих супругов на
праве собственности мог находиться только один жилой дом (или его часть). Кроме
того, названная статья устанавливала предельный размер жилого дома (или его
части), принадлежащего гражданину на праве личной собственности: жилая площадь
дома не должна была превышать 60 квадратных метров (исключение могло быть
сделано только для некоторых категорий граждан с разрешения исполнительного
комитета городского Совета народных депутатов). В тех случаях, когда гражданин,
например, по наследству получал второй жилой дом, то «собственник вправе по
своему выбору оставить в своей собственности любой из этих домов. Другой дом
(дома) должен быть собственником в течение одного года продан, подарен или
отчужден иным способом» (ст. 107 Гражданский Кодекс РСФСР).



[1]
Блинков О.Е. О расширении круга лиц, призываемых к наследованию по закону //
Наследственное право. — 2017. — N 2. — С. 4.

[2]
Декрет ВЦИК от 27/14 апреля 1918 г. // Собрание узаконений. — 1918. — N 34. Ст.
456.

[3]
Разъяснение III отдела НКЮ НКФину РСФСР N 1053 от 29 (VIII-24) // Гражданский
кодекс РСФСР с постатейно-систематизированными материалами. Юридическое
издательство НКЮ, — 1925. — С. 913.

[4]
По своему вещественному составу земля оценивалась только в натуральных
измерениях и не имела стоимости и цены. См.: Земельное право / Под ред. В.П.
Белезина и Н.И. Краснова. — М.: наука, — 2014. — С. 38.

[5]
Ведомости Верховного Совета РСФСР. — 1962. — N 30. Ст. 464.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы