Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Нарушения произношения шипящих звуков и методика их устранения у детей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1 Теоретические основы изучения нарушений
произношения шипящих звуков.. 5

1.1 Нормативное произношение шипящих звуков.. 5

1.2 Характеристика недостатков произношения шипящих звуков.. 11

Глава 2 Особенности логопедической работы по выявлению и преодолению
нарушений шипящих звуков.. 15

2.1 Содержание методик обследования детей дошкольного
возраста с нарушением произношения шипящих звуков.. 15

2.2 Специфика коррекции нарушений произношения шипящих
звуков у дошкольников.. 21

Заключение. 30

Список литературы.. 32

 

  

Введение:

 

детей
с разнообразными нарушениями речи, от самых простых до самых сложных. Развитая
понятная, грамотная речь является одним из необходимых условий для успешного
обучения ребенка в школе. Кроме того, наличие различных недостатков речи
способно ухудшать реализацию коммуникативной функции речи. Часто дети, понимая,
что они говорят неправильно, непонятно, просто стесняются вступать в общение,
что также негативно влияет на развитие личности и социализацию

Одним
из часто встречающихся речевых нарушений можно считать нарушение
звукопроизношения, при этом в одной из наиболее страдающих групп звуков
является группа шипящих. В норме все звуки речи должны быть сформированы у
ребенка уже к 5-6 годам. Однако, в связи с различными причинами, например,
соматической ослабленностью, функциональными и органическими дефектами
артикуляционного аппарата, наличием неблагоприятной речевой среды, различных
поражений нервной системы, возникают ситуацию, когда у ребенка в этом возрасте
по-прежнему фиксируется нарушение тех или иных звуков или их групп.

Шипящие
звуки считаются достаточно сложными в плане произношения и в онтогенезе
формируются достаточно поздно. К группе шипящих звуков относятся такие звуки,
как «ш», «ж», «ч», «щ». Нарушения произношения звуков данной группы
обозначаются как сигматизмы. Нарушения произношения шипящих звуков, равно как и
любой другой группы звуков, должны оперативно выявляться и устраняться.
Коррекционно-логопедическую деятельность оптимально проводить в старшем
дошкольном возрасте до начала обучения в школе. Если нарушения
звукопроизношения будут сохраняться и в дальнейшем, то это может стать причиной
проблем в школьном обучении, в первую очередь, в освоении навыков чтения и
письма.

Таким
образом, преодоление нарушений звукопроизношения, в том числе шипящих звуков
является важной и актуальной проблемой.

Изучением
данной проблемы занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как
Р. Шультесс, А. Куссмауль, В. Ольтушевский, М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, Ф. Ф.
Рау и многие другие.

Цель
исследования: проанализировать специфику нарушений произношения шипящих звуков
и коррекции данных нарушений.

Объект
исследования: нарушения звукопроизношения.

Предмет
исследования: особенности нарушений звукопроизношения шипящих.

Задачи
исследования:

1)               
Охарактеризовать особенности нормативного произношения
шипящих звуков;

2)               
Проанализировать особенности нарушений
звукопроизношения шипящих;

3)               
Описать методику логопедического
обследования дошкольников;

4)               
Рассмотреть специфику коррекционной
логопедической работы, направленной на преодоление нарушений звукопроизношения
шипящих.

Методы
исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной
информации.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, нарушение произношения шипящих звуков является одним из наиболее часто
встречающихся нарушений звукопроизношения у дошкольников. В норме шипящие звуки
в онтогенезе формируются достаточно поздно из-за своей сложности, однако, как и
в случае с остальными звуками, их формирование должно завершиться к пяти годам.
Если этого не произошло, то необходимо логопедическое обследование и коррекция.
В ряде случаев, например, при дизартрии, аномалиях речевого аппарата,
ринолалии, нарушениях слуха и др., коррекционная работа может начинаться
значительно раньше, так как в этих ситуациях нельзя говорить о нормативном
течении онтогенезе и надеяться на спонтанное формирование шипящих звуков.

Базовым
в группе шипящих звуков выступает звук [ш], соответственно, он ставится первым
и на его основе происходит постановка и всех остальных звуков группы, если это
необходимо.

Обследование
нарушений произношения шипящих звуков целесообразно проводить в рамках общего
логопедического обследования звукопроизношения. В настоящее время создано
большое количество методик для обследования звукопроизношения, для каждой из
которых разработан собственный дидактический материал. Соответственно, каждый
логопед может выбрать ту методику, с которой удобней работать конкретно ему.

Нарушения
произношения шипящих звуков называется сигматизмами. Существует большое
количество различных типов сигматизма, которые связаны с неправильным выдохом,
неправильным положением органов артикуляционного аппарата, нарушением функции
неба и т. д. Современные исследователи предлагают большое количество способов
устранения данных видов сигматизма, которые могут быть распределены на три
большие группы: по подражанию, от других звуков, с механической помощью.

В
каждом конкретном случае следует отталкиваться от того, насколько сохранны
остальные звуки, насколько подвижны органы артикуляции, а также насколько
качественно ребенок воспринимает информацию.

Первым
этапом постановки шипящих звуков, как и в случае с другими группами звуков,
выступает подготовка артикуляционного аппарата, которая происходит с помощью
артикуляционной гимнастики. Переходить к постановке звука следует тогда, когда
ребенок освоил основные артикуляционные положения, особенно это важно в случае
дизартрии, когда подвижность артикуляционного аппарата может быть достаточно
серьезно нарушена, а движения искажены.

Также
следует отметить, что помимо непосредственно постановки и автоматизации шипящих
звуков логопед развивает и остальные компоненты речеслуховой деятельности.
Например, необходимым условием выработки и закрепления правильного
звукопроизношения выступает наличие развитого фонематического слуха и
восприятия, зрительного, кинестетического и слухового контроля, умения
осуществлять звуковой анализ и синтез.

Следует
отметить, что к началу школьного обучения все эти нарушения должны быть
преодолены, так как правильное звукопроизношение является обязательным
компонентом функционального базиса письменной речи. Говоря иначе, при наличии
недостатков звукопроизношения высока вероятность появления проблем с освоением
письма и чтения. Соответственно, нарушения шипящих звуков, также, как и
нарушения всех остальных групп звуков, должны своевременно выявляться и
корректироваться.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1 Теоретические основы изучения нарушений произношения шипящих звуков

1.1
Нормативное произношение шипящих звуков

 

Дошкольный
возраст – это период активного овладения дошкольников нормами родного языка, формирования
и совершенствования всех характеристик речи. В этом возрасте круг общения детей
значительно расширяется. Расширение круга общения провоцирует необходимость
полноценного освоения ребенком средств коммуникации, главным из которых
выступает речь. В 3 года формируется навык произношения согласных звуков в
стечении. Формируются свистящие, дефекты смягчения и оглушения сохраняются
(зонтик — сёнтик).

В
4 года в речи в норме появляются шипящие звуки, устраняются дефекты оглушения и
смягчения. В начале 5-го года жизни у ребенка формируется способность
воспроизводить звуки [л], [л’]. Также на 5-м году появляются звуки позднего
генеза [р], [р’] и аффрикаты [ц], [ч]. В первую очередь у детей в онтогенезе
формируются звуки, определяющие ядро русской фонологической системы: [а], [о],
[п], [м], [т’], [д’], [д], [б], [н]. Позднее появляются звуки [э], [у], [и],
[ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р] [5].

Парамонова
Л. Г. придерживается мнения что одним из значимых этапов формирования у ребенка
речи выступает освоение правильного звукопроизношения. Однако рассматривать
данный процесс автономно от овладения словами и фразовой речью можно только
условно, так как овладение звуками происходит не изолированно, не отдельно от
других сторон речи, а только в процессе постепенного овладения навыками
произношения слов и целых фраз [12].

Тем
не менее если попробовать выделить исключительно процесс становления
звукопроизношения, то можно говорить о следующих закономерностях. К трехлетнему
возрасту ребенок с нормально развивающейся речью осваивает корректное
звукопроизношения всех относительно простых по своей артикуляции (то есть по
положению речевых органов) звуков речи. В качестве артикуляторно более сложных
звуков могут быть выделены свистящие (С, 3, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также
звуки Р и Л. По той причине, что для освоения выделенных групп звуков необходим
определенный уровень сформированности довольно тонких и дифференцированных
движений речевых органов (особенно языка), эти звуки формируются в детской речи,
как правило, уже после трех лет [3].

В
свою очередь, согласно представлениям М. Е. Хватцева, корректным произношением свистящих
и шипящих звуков преобладающее количество детей овладевает в возрасте от 3 до 5
лет, а Р и твердое Л появляются в детской речи примерно в 5 —6 лет. Непосредственно
для процесса овладения сложными по артикуляции звуками типичным является то,
что овладение ими происходит не сразу в окончательной форме, а сначала
замещаются более простыми по произношению звуками, проходя в собственном
развитии, условно говоря, несколько этапов. Например, звук Ш ребенок сначала
заменяет на ТЬ (ТЯПКА вместо ШАП¬КА), затем на СЬ (СЯПКА вместо ШАПКА), далее
на С (САПКА вместо ШАПКА) и лишь позднее он усваивает, наконец, правильную
артикуляцию этого довольно сложного звука [18].

Остановимся
более подробно на характеристике группы шипящих звуков. Для установления основного
(базового) звука среди шипящих необходимо познакомиться с характеристикой
каждого звука (рис. 1.1) и сравнить их.

[Ш]
– согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый.

[Ж]
– согласный, ротовой, звонкий, щелевой, переднеязычный, твердый.

[Ч]
– согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, мягкий.

[Щ]
– согласный, ротовой, глухой, щелевой, глухой, переднеязычный, мягкий.

Курсовая теория на тему Нарушения произношения шипящих звуков и методика их устранения у детей

 

Рисунок
1.1 Характеристика шипящих звуков

 

Все
звуки данной группы по месту образования переднеязычные, по способу образования
— щелевые, за исключением [ч], который является смычно-щелевым, т. е. при его
артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинка языка с
альвеолами, а затем между ними образуется щель. Артикуляция звука [ж]
отличается от артикуляции звука [ш] наличием голоса.

Артикуляция
звуков [щ] и [ч] отличается от артикуляции звука [ш] дополнительным подъемом
средней части спинки языка к нёбу.

Таким
образом, для шипящих звуков [ш], [ж], [щ], [ч] основной является артикуляция
звука [ш], и значит, он будет базовым для этой группы. Если звук [ш]
произносится правильно, то:


добавив голос, мы получим звук [ж];


добавив подъем средней части спинки языка, получим [щ];


добавив подъем средней части спинки языка и смычку перед щелью, получим [ч] [5].

Правильная
артикуляция звука [ш] выглядит следующим образом (рис.1.2).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы