Курсовая теория на тему Нарушения лексики и пути их коррекции у детей с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 6
1.1
Лексическое значение слова. 6
1.2
Формирование в онтогенезе. 9
1.3
Характеристика детей с ОНР. 14
1.4
Современные представления о нарушении лексики. 18
ВЫВОД.. 26
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 29
Введение:
В
настоящее время стремительно нарастает количество детей с речевыми патологиями.
У детей оказываются нарушенными различные компоненты речи: лексика, грамматика,
фонетика. У части детей оказываются нарушенными все компоненты речи – это дети
с общим недоразвитием речи. Одним из важнейших компонентов, который оказывается
недостаточно сформированным, является лексический строй. Лексика как важнейшая
часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое
значение. Нарушение в овладении лексической системой языка существенно
затрудняет общение, сотрудничество ребенка с взрослыми и сверстниками,
отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает
развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служит препятствием
при овладении школьной программой.
Как
отмечают многие исследователи (Левина Р.Е., Ефименкова Л.Н., Жукова Н.С.,
Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., и др.), для
детей с ОНР характерны бедность активного и пассивного словаря, неточное,
недифференцированное употребление слов, своеобразие словоизменения и
словообразования, нарушение синтаксической структуры предложения. Учеными
отмечается резкое преобладание пассивного словаря над активным,
недифференцированность лексических единиц по семантическим признакам,
расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация обобщающих понятий,
ошибки в соотнесении слов с конкретным и обобщающим значением.
Несмотря
на достаточно обширный исследовательский материал, специальных исследований,
посвященных изучению глагольной лексики и особенностям ее формирования у детей
с общим недоразвитием речи в настоящее время недостаточно. В специальной
литературе имеется лишь небольшое число исследований, в которых рассматриваются
особенности развития словаря у детей с ОНР, преимущественно у дошкольников.
Вместе с тем, до настоящего времени остаются недостаточно изучены особенности
формирования глагольного словаря у дошкольников с ОНР, не раскрыты основные
закономерности и содержание этого процесса, недостаточно выявлен характер
трудностей, которые испытывают эти дети при овладении словообразованием и
развитием глагольного словаря.
В
то же время изучение особенностей глагольной лексики у детей с ОНР имеет
большое значение для диагностики нарушений речи, а также для совершенствования
коррекционно-логопедической работы с этими детьми. Таким образом, изучение
особенностей нарушений глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи и
разработка методов их коррекции является актуальной проблемой в теории и
практике логопедии.
Объект
исследования – лексика детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
Предметом
исследования – нарушение лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
Гипотеза:
разнообразные по характеру и степени выраженности нарушения лексики у
дошкольников с ОНР, что обусловливает необходимость дифференцированного подхода
к их коррекции.
Цель
исследования: выявление характер нарушений лексики и пути их коррекции у детей
с ОНР.
Задачи:
1. Изучение
специальной литературы по теме исследования
2. Анализ
методической литературы по вопросам диагностики лексики у старших дошкольников
с ОНР.
Теоретико-методологическая
основа исследования. Формирование начального детского лексикона многосторонне
рассматривается в работах таких авторов как М. М. Алексеева, Е. Ф. Архипова, Л.
И. Белякова, А. Н. Гвоздев, О. Е. Громова, Н. С. Жукова, М. М. Кольцова, Е. М.
Мастюкова, Т. Н. Ушакова, С. Л. Рубинштейн, Т. Б. Филичева, С. Н. Цейтлин, В. И
Яшина.
Теоретическая
значимость исследования заключается в том, что его результаты способствуют
углублению и расширению теоретических знаний специалистов (учителей, логопедов,
дефектологов и т. д.) решение проблемы активизации словаря у дошкольников с
общим недоразвитием речи.
Заключение:
расстройства, при
которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,
относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и
интеллекте.
Особенностями речи
ребенка с общим недоразвитием речи считается разногласие активного и пассивного
словаря, т.е. ребенок в состоянии понять значение большого количества слов, но
не применяет их в повседневной жизни.
Бедность активного
словаря проявляется в неточном произнесении многих слов, таких как:
— названий ягод;
— цветов;
— диких животных;
— птиц;
— инструментов;
— профессий;
— частей тела;
— лица.
Глагольный словарь
наполнен словами, которые обозначают ежедневные бытовые действия. С трудом
запоминаются слова обобщенного значения, слова, которые обозначают оценку,
состояние, качество и признак предмета. Слова и понимаются, и употребляются
неточно, значение их неправомерно расширяется, или, напротив, оно понимается
слишком узко. Отмечается задержка в формировании семантических полей.
Для того чтобы
освоить морфологическую систему языка, важна умственная работа малыша, с целью
данного необходимо обучиться сопоставлять фразы согласно значению и звучанию,
предопределять их отличие, понимать перемены в смысле. Кроме того, сопоставлять
изменения в звучании с изменением его значимости, акцентировать элементы, за
счет которых совершается изменение смысла, регулировать связь между оттенком
значения либо разными грамматическими значениями и морфемами.
Развитие
морфологической системы языка тесно связано с развитием не только синтаксиса,
но и лексики, фонематического восприятия. Нарушение формирования грамматических
операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей с
общим недоразвитием речи. Основной механизм морфологических аграмматизмов
заключается в трудностях выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с ее
звуковым образом.
Характерной
особенностью речи детей с общим недоразвитием речи является одновременное
существование двух стратегий усвоения грамматического строя речи: усвоение слов
в их нерасчлененном, целостном виде; овладение процессом расчленения слов на
составляющие его морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза), которые
осуществляются у детей с общим недоразвитием речи более замедленными темпами.
В первой группе
детей прослеживается предпочтительно нарушение морфологической системы языка
при относительной сохранности глубинно-семантической структуры предложения.
Несмотря на грубые морфологические аграмматизмы, ребята данной группы грамотно
отображают структуру предложения с 2–3 словами, семантические связи среди слов,
порядок слов. В данной группе детей обладает место резкая диспропорция между
формированием морфологической и синтаксической систем языка.
Во второй группе
отмечаются нарушения не только лишь морфологической концепции языка, однако, и
синтаксической структуры предложения. Несоблюдение синтаксической структуры
предложения, как правило, проявляется в пробеле членов предложения, чаще всего
предикатов, в необычном порядке слов, что выражается, в том числе и рядом
повторении предложений.
В особенности
немалую проблему для ребят с общим недоразвитием речи и представляют
инвертированные предложения, предложения пассивные, а кроме того,
сложноподчиненные предложения. Несоблюдение синтаксиса имеет место, равно как в
глубоком, так и в поверхностных уровнях. В глубокой степени нарушения
синтаксиса обнаруживаются в сложностях освоения семантическими компонентами
(предметами, локативными, атрибутивными), в сложностях организации смысловой
структуры высказывания. В поверхностном уровне – в несоблюдении грамматических
взаимосвязей между словами, в неверной очередности слов в предложении.
Таким образом,
особенность овладения лексико-грамматическим строем речи детьми с общим
недоразвитием речи выражается в наиболее медлительном темпе усвоения, в
дисгармонии формирования морфологической и синтаксической систем языка,
смысловых и официально-языковых частей, искажении общей картины речевого
формирования, прослеживается несоблюдение в овладении как морфологическими, так
и синтаксическими единицами. У ребят с общим недоразвитием речи отмечаются
затруднения как в подборе грамматических средств с целью формулирования идей,
так и в их комбинировании.
Фрагмент текста работы:
1. ИЗУЧЕНИЕ
НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 1.1 Лексическое значение слова Ежедневно мы пользуемся словами, чтобы оформить с их помощью
свои мысли, желания, просьбы в связную речь. Слово неразрывно связано с мыслью.
Оно является творцом всей мировой культуры, управителем человеческой
деятельности отдельного человека, народа и всего человечества.
Каждый из нас знает, что слово, устная или письменная речь,
— это необходимое средство общения между людьми, средство взаимопонимания и
связи.
Слово — это минимальная значимая часть языка, которая
называет предметы (дом), лица (хозяин), понятия (доброта), признаки (хороший),
количество (один, шестеро), действия (гулять), состояния (тоскливо)
Исходя из этого утверждения, теперь вполне понятно, почему
слово является объектом пристального внимания ученых и предметом их серьезного
изучения [9]. Лексическое значение слова можно узнать, если открыть специальный
словарь – толковый. В русском языке множество слов, и все они зафиксированы в
таких словарях.
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику.
Для изучения слова в языкознании существует специальная наука — лексикология.
Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает. При
этом значение может быть абстрактным и конкретным, что проще всего рассмотреть
на примере слова «лес». Так, в общем случае оно означает некую совокупность
деревьев, расположенную на определенной территории, где также обитают животные.
Но при этом слово может конкретизироваться, обозначая какой-то определенный
лес.
Как определить его значение? Для этого используются разные
способы. Первый и самый простой – это заглянуть в толковый словарь. Там же
можно найти и контекст – цитаты, где оно употребляется. Это делает расшифровку
значения еще более понятной.
Самый распространенный толковый словарь русского языка
составлен С. И. Ожеговым – в нем около 80 тысяч слов. Школьники также
используют словарь, предназначенный специально для них – он так и называется –
школьный. И, конечно, нельзя не упомянуть словарь, собранный Владимиром
Ивановичем Далем, хотя в нем уже довольно много устаревших на сегодня слов.
Существуют и другие способы лексического значения слова.
Так, можно самостоятельно понять, что оно означает, если подобрать однокоренные
конструкции [2]. Например, если вы уже знаете значение слова «лес», то «лесник»
и «лесной» понятны интуитивно.
Подбор синонимов и антонимов также помогает понять, что
означает то или иное слово.
Значение имеет прямое влияние на сочетаемость слов. Как
правило, в русском языке слова изолированно не употребляются, они говорятся и
пишутся вместе, в конструкциях. И определение имеет самое прямое влияние на то,
как это происходит. Под лексической сочетаемостью понимается способность слова
соединяться с какими-то другими. У каждого есть определенный круг таких
сочетаний. Так, можно сказать «металлическая палка», но нельзя сказать «металлическое
озеро». Допущенная в таком случае ошибка называется лексической.
С раннего детства ребенок, овладевая речью, знакомится со
словами и понятиями, обозначенными ими, с помощью родителей.
Без лексического значения трудно было бы отличить одно слово
от другого, и тогда речь, как правило, состоящая из слов с определённым
значением, потеряла бы свой смысл и свое предназначение быть, в первую очередь,
средством общения между людьми. Лексическое значение каждого слова помогает
отличать одно слово от другого, например:
стол — это предмет
мебели в виде широкой горизонтальной доски на нескольких ножках, на который
кладут или ставят что-либо;
стул — предмет мебели
на ножках со спинкой, предназначенный для сиденья одного человека.
Например, каждый с детства знает и представляет, что такое
рука. Рука — это часть тела человека, его верхняя конечность, которая имеет
пальцы. С помощью рук человек может выполнять различную работу (шить,
мастерить, строить), играть на музыкальных инструментах, писать, рисовать и т.
д. Как видим, в лексическое значение слова «рука», обозначенного сочетанием
именно этих звуков речи, входят наиболее существенные признаки и свойства
предмета, обозначенного этой лексемой.
Значит, лексическое значение слова — это единство его
звукового оформления и внутреннего смысла, заключенного в нем.
В литературе вопросам поэтапного становления речи при ее
нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н.
Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард-Пупко, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И.
Бельтюкова и др. подробно описано становление речи у детей, начиная с самого
раннего детства. Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы
речевого развития. Например, Г.Л. Розенгард–Пупко рассматривает 2 этапа формирования
речи: до 2-х лет — подготовительный; от 2-х лет и далее и далее – этап
самостоятельного становления речи [8].
Параллельно с уточнением слова происходит и развитие
структуры значения слова. Известно, что слово имеет сложное по своей структуре
значение. С одной стороны, слово является обозначением определенного предмета,
соотносится с конкретным образом предмета. С другой стороны, слово обобщает
совокупность предметов, признаков, действий. Слово приобретает различные
оттенки значения в зависимости от контекста. В качестве основных выделяются
следующие компоненты значения слова (по А.А. Леонтьеву, Н.Я. Уфимцевой, С.Д.
Кацнельсону и др.):
— денотативный компонент, т. е. отражение в значении слова особенностей
денотата (стол – это конкретный предмет);
— понятийный, или концептуальный, или лексико-семантический
компонент, отражающий формирование понятий, отражение связей слов по семантике;
— коннотативный компонент – отношение эмоционального
отношения говорящего к слову;
— контекстуальный компонент значения слова (холодный зимний день,
холодный летний день, холодная вода в реке, холодная вода в чайнике).