Курсовая теория на тему Нарушение слухового восприятия речи у дошкольников с ринолалией.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Психологические особенности дошкольников и особенности детей с ринолалией 5
1.1. Психологическая характеристика дошкольников 5
1.2. Особенности детей с ринолалией 9
Глава 2. Развитие дошкольников с ринолалией и характеристика слухового восприятия детей с ринолалией 16
2.1. Психическое развитие детей с ринолалией 16
2.2. Нарушение слухового восприятия речи у детей дошкольного возраста с ринолалией 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Введение:
В отечественной и зарубежной литературе среди речевой патологии выделяют ринолалию, как одну из сложных клинических форм. Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии наблюда-ется назализованный тембр голоса, артикуляция и фонация существенно от-личаются от нормы.
Большое значение имеет система, разработанная А.Г. Ипполитовой, ко-торая предположила начинать занятия с дооперационного периода при от-крытой ринолалии (использование сочетания дыхательных и артикуляцион-ных упражнений, соблюдение определенной последовательности отработки звуков).
Своеобразие методов А.Г. Ипполитовой состоит в том, что первона-чально внимание ребенка направлено только на артикулему. Содержание за-нятий включает формирование речевого дыхания, дифференциацию вдоха и выдоха, воспитание длительного ротового выдоха при реализации гласных артикулем (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных, диффе-ренциацию короткого и длительного ротового и носового выдоха при фор-мировании сонорных фонем и аффрикат, постановку мягких звуков.
Н.И. Сереброва предложила рентгенографический метод, позволяю-щий прогнозировать возможность восстановления функции мягкого неба ло-гопедическими приемами.
Сопоставление этих данных до логопедической работы выявляет сте-пень компенсации речевого дефекта общепринятыми средствами.
С.Л. Таптапова разработала коррекционную методику для взрослых ринолаликов. Она предложила своеобразный режим молчания (произноше-ние гласных про себя), что способствует устранению назализации, снимает гримасы, характерные для данной патологии.
В связи с ухудшением экологической обстановки, снижением уровня жизни семей не уменьшается, а увеличивается число детей с врожденными расщелинами.
Поэтому крайне необходимо как можно более раннее выявление таких детей и оказание им комплексной медико-психолого-логопедической помо-щи.
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время формирование навыков правильной речи имеет большое значение и от этого напрямую зависит слуховое восприятие, поэтому очень важно проанализи-ровать особенности слухового восприятия у детей с ринолалий.
Цель исследования – изучение нарушения слухового восприятия речи у дошкольников с ринолалией.
Задачи:
1. Изучить психологическую характеристику дошкольников
2. Рассмотреть особенности детей с ринолалией
3. Охарактеризовать психическое развитие детей с ринолалией
4. Проанализировать нарушение слухового восприятия речи у детей дошкольного возраста с ринолалией.
Предмет исследования — нарушение слухового восприятия речи у до-школьников с ринолалией.
Объект исследования – особенности дошкольников с ринолалией.
Теоретические методы — анализ литературы по проблеме исследования, обобщение результатов исследовательской работы.
Заключение:
Незавершенность процессов формирования звуков может вызвать трудности в овладении звуковым анализатором. Вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков являются основным препятствием к овладению правильным письмом. Исследования З.А Репиной подтверждают, что нарушения письма, выявленные у 64,9% обследованных детей с ринола-лией, являются вторичными.
С рождения отмечается задержка в развитии речи у детей с расщели-ной губы и неба.
Первые слова появляются к двум годам и значительно позже. Импрес-сивная речь развивается относительно нормально. Качественные особенно-сти проявляются в развитии экспрессивной речи.
Уровень освоения лексики и сформированность грамматических форм и категорий языка зависит не только от степени нарушения звукопроизноси-тельной стороны речи, но и от интеллектуальных возможностей ребенка, со-циального опыта, среды, в которой он воспитывается.
Словарь детей недостаточно точен по употреблению, с преобладанием слов, обозначающих конкретные предметы.
В спонтанной речи преобладают существительные и глаголы, дети ма-ло пользуются прилагательными, наречиями, причастиями и деепричастия-ми. Страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов.
Наблюдаются ошибки грамматического оформления речи: неправиль-ное согласование слов в роде, числе и падеже, ошибки в использовании предлогов, в употреблении падежных форм множественного числа, непра-вильное построение предложений.
Своеобразие формирования всех психических функций. Группа детей с ринолалией является полиморфной по уровню психического развития. Ди-намическое наблюдение выявило детей с различным уровнем развития памя-ти, внимания, мышления, восприятия.
Наиболее характерным оказалось наличие дефицита внимания. Есть основания считать, что нередко задержка психического развития носит вре-менный характер и успешно устраняется в адекватных дефекту условиях обучения и воспитания.
Следует отметить негативные последствия длительной госпитализации детей с врожденной патологией неба, обострение поведения детей с ринола-лией, неправильное семейное воспитание. Необходимо проводить терапевти-ческие вмешательства с членами семьи ребенка и с самим ребенком, чтобы предотвратить трудности поведения и коррекции личности ребенка с патоло-гией неба.
Отклонения психического развития у детей этой категории встречают-ся в 20 раз чаще, чем у детей с нормальным развитием челюстно-лицевой единицы. Таким образом, первичные нарушения в гнусавость являются: ре-спираторные, пищевые расстройства, физические задержки развития, астени-ческий синдром, физическая потеря слуха, неврологические расстройства, речи и опорно-двигательного аппарата расстройства, расстройства зубоче-люстной системы, нарушение артикуляторной моторики, голосовые рас-стройства и акустические шарнирное Особенности звукового произношения.
Вторичные расстройства: нарушение фонематического слуха и фоне-матического восприятия, задержка речевого развития, лексические и грамма-тические расстройства, общее недоразвитие речи, дисграфия и дислексия, снижение когнитивной активности, умственная отсталость, расстройства об-щения, личностные черты.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психологические особенности дошкольников и особенно-сти детей с ринолалией
1.1. Психологическая характеристика дошкольников
Дошкольное детство — это долгий период жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста с точки зрения общей чув-ствительности, осуществляемой непрерывным потенциалом онтогенетическо-го развития.
Условия жизни в это время стремительно расширяются: размах семьи распространяется на пределы улицы, города, страны.
Он испытывает сильное желание вступить во взрослую жизнь, активно участвовать в ней — чего, конечно, пока нет. Он стремится к независимости. В этом противоречии рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, имитирующая жизнь взрослого человека. Социальная ситуация разви-тия.
Изменения помещают ребенка в отношения (не является центром его семьи), развивают способность идентифицировать себя с людьми и персона-жами произведений искусства. [22]
Поглощение норм поведения и различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он является индивидуальностью, приобретает инте-рес к телесным структурам человека.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Игра. Она оказывает существенное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся правильному общению друг с другом. В процессе ролевых игр дети берут на себя роли взрослых и отношения между ними. И хотя жизнь в игре проходит в форме идей, она становится довольно эмоциональной и для ребенка его реальной жизнью.
Игра способствует не только его ровесникам, но и произвольному по-ведению ребенка. Механизм управления их поведением развивается в игре, а затем проявляется в других действиях.
В игре развивается мотивационно-востребованная сфера деятельности ребенка. Есть новые мотивы, действия и связанные с ними цели. Качествен-ные изменения в сознании ребенка. Дошкольника развивает и живопись.
Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; подчине-ние мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.