Курсовая теория на тему Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению общего недоразвития речи 5
1.1 Исторический подход к изучению понятия общего недоразвития речи 5
1.2 Уровни общего недоразвития речи 6
1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР 9
2. Теоретические основы развития слоговой структуры слова 12
2.1 Понятие слоговой структуры слова 12
2.2 Развитие слоговой структуры слова в онтогенезе 16
2.3 Особенности развития слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи 21
Заключение 28
Список литературы 29
Введение:
В настоящее время в процессе работы с детьми с общим недоразвитием речи, обращается внимание на то, что среди разнообразных проявлений речевой патологии одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Особенностью этих нарушений является их стойкость. Искажения слоговой структуры слов отрицательно влияют на формирование лексики, грамматического строя речи, фонематического развития ребёнка и на овладение письменной речью.
Проблемой состояния слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались многие ученые и логопеды.
Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности (Р.Е. Левина, А.K. Маркова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Искажение слогового состава слова может вести за собой целый ряд последствий. Так, при воспроизведении не усвоенных слоговых структур появляются искажения звуков, не свойственные изолированному произношению слов с доступной ребенку слоговой структурой. Это говорит о необходимости специальной и своевременной отработки слоговой структуры не только для овладения произношением целых слов, но и для возможности употребления имеющихся звуков и усвоения новых.
Задержка в усвоении слогового состава слова ограничивает развитие предложения. Не усвоение многословной структуры фразы и сокращение ее отдельных элементов может привести к искажению некоторых грамматических отношений во фразе, что будет препятствовать полноценному овладению грамматическим строем речи.
Затруднения в воспроизведении слогового состава слова препятствуют усвоению словарного запаса, так как эти ошибки, вызывая цепь все более усложняющихся искажений, приводят к замене исходного слова другим.
Об актуальности выбранной темы «Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР» говорит тот факт, что своевременное выявления нарушений слоговой структуры слова имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Цель исследования – изучить особенности нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
Объект исследования – процесс формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – особенности нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
В ходе работы были поставлены задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования, обосновать проблему.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику дошкольников с ОНР.
3. Рассмотреть патогенез развития слоговой структуры слова.
4. Изучить теоретические основы развития слоговой структуры слова у детей с ОНР.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно дало возможность расширить представления об особенностях нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Слоговая структура – это характеристика слова (высказывания) с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов. Слог – это минимальная единица речевого потока.
Наиболее распространенная модель слога в русском языке – согласный плюс гласный, иначе говоря, открытый слог. К 6 месяцам поток «речи» детей распадается на отрезки, состоящие из нескольких слогов (период лепета), произношение которых характеризуется единством уклада и акцентом на первом слоге. К концу первого года жизни ребенка заканчивается доречевой период и начинается период совершенствования и дальнейшего развития всех сторон речи. Слоговая структура слова у детей в онтогенезе окончательно формируется к трем годам.
Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова.
Нарушения слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня, описанные в трудах Марковой А. К., Большаковой С. Е., Агранович З. Е., Курдвановской Н. В., Ванюковой Л. С. и др., свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной коррекционно-логопедической работы по развитию речеслухового восприятия и речедвигательных навыков, по развитию мелкой моторики, пространственной ориентации и отработке всех типов слогов.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические подходы к изучению общего недоразвития речи
1.1 Исторический подход к изучению понятия общего недоразвития речи
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Р. Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Никашина Н. А., Каше Г. А., Спирова Л. Ф., Жаренкова Г. М., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В., Филичева Т. Б. и др.).
Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте [29, с. 45].
Впервые термин «общее недоразвитие речи» был введен Р. Е. Левиной в 50-60-х годах XX века. Понятие общего недоразвития речи в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при таких сложных формах детской речевой патологии, как алалия и афазия, а также иногда при дизартрии и ринолалии [11, с. 86-89].
Как показывают исследования Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, время появления первых слов у детей с общим недоразвитием речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное предложение, различны [8, с. 36]. Основными симптомами дизонтогенеза речи (дизонтогенез речи – отклонение от нормального хода речевого развития) являются стойкое и длительное отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам, воспроизведение в основном открытых слогов, укорочение слова за счет пропуска его отдельных фрагментов.