Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Нарушение произношения звуков к, г, х и к’ г’ х’ и методики их устранения у детей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1. Особенности
формирования нарушений звукопроизношения звуков [к], [г], [х], [кь], [гь], [хь] 6

1.1.   Формирование произношения звуков [к],
[г], [х], [кь], [гь], [хь] в онтогезе. 6

1.2.   Специфика логопедического обследования
звукопроизношения дошкольников.. 10

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 12

Глава 2. Особенности
коррекционно-логопедической деятельности по преодолению нарушений произношения
звуков [к], [г], [х], [кь], [гь], [хь] 14

2.1. ОСОБЕННОСТИ
ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ.. 14

2.2. Специфика нарушений
произношения звуков [к], [г], [х], [кь], [гь], [хь] 23

Вывод по главе 2. 26

Заключение. 28

Список литературы.. 29

 



 

  

Введение:

 

Речевая деятельность является основой
коммуникации и мышления человека, поэтому адекватное и качественное ее развитие
является весьма важным для формирования личности и ее социализации.

Нарушения звукопроизношения могут
выстраивать достаточно серьезный барьер непонимания, делая речь ребенка
непонятной и осложняя процесс его коммуникации с окружающими людьми.

В процессе развития речевой деятельности
могу оказаться нарушенными практически любые звуки, в том числе заднеязычных
звуков [к], [г], [х], [кь], [гь], [хь], которые являются достаточно рано в
процессе онтогенеза и считаются простыми по произношению.

Вопрос своевременной коррекции
звукопроизношения является весьма актуальным. Данную проблему следует
оперативно выявлять и корректировать еще в дошкольном возрасте, до начала
школьного обучения, так как в школьном возрасте данные нарушения могут стать не
только причиной трудностей в общении, но и причиной нарушений в формировании
процессов письма и чтения, а именно возникновении дисграфий и дислексий. Также
нужно сделать акцент на том, что дошкольный возраст является сензитивным для
коррекции звукопроизношения различного рода, тогда как в более старшем возрасте
этот процесс протекает гораздо медленнее и сложнее.

Следует отметить, что нарушения
звукопроизношения могут встречаться, как самостоятельные нарушения (дислалия),
хотя это происходит довольно редко. Чаще нарушения звукопроизношения
сопровождают разнообразные нарушения речи: ринолалия, дизартрия, общее
недоразвитие речи и др., а также нарушения в развитии сенсорных систем и
интеллектуальной деятельности.

Актуальным вопросом деятельности педагога
остается своевременное выявление и коррекция разнообразных отклонений и
искажений в формировании сонорных звуков детей дошкольного возраста.

Данная
проблема освещалась в трудах различных специалистов, таких как Р. Е Левина, Р. И.
Лалаева, Т. В. Волосовец, Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л. Н. Ефименкова, М. Ф.
Фомичёва, Г. А. Каше, Л. С. Волкова, О. В. Правдина, Е. Ф. Рау, М. Е. Хватцев.

Цель
исследования: описать и реализовать в практике логопедической работы коррекцию
нарушений заднеязычных звуков у дошкольников.

Объект
исследования: особенности нарушения произношения заднеязычных звуков.

Предмет
исследования: логопедическая работа по преодолению нарушений произношения
звуков [к], [г], [х], [кь], [гь], [хь] у детей
дошкольного возраста
.

Задачи
исследования:

1.     Описать
особенности развития в онтогенезе заднеязычных звуков;

2.      Проанализировать особенности диагностики
нарушения звукопроизношения дошкольников;


рассмотреть общий алгоритм логопедической работы по преодолению нарушений
звуков у дошкольников;


охарактеризовать типичные нарушения произношения
звуков
[к], [г], [х], [кь], [гь], [хь] и способы их устранения.

Гипотеза:
эффективное развитие заднеязычных звуков будет протекать эффективно при
следующих условиях:

1.     Учет
индивидуальных особенностей нарушения произношения;

2.     Использование
игровых форм работы в коррекционной деятельности.

Методы
исследования: теоретический анализ научной и методической литературы,
систематизация и обобщение полученной информации.

БАЗА
ИССЛЕДОВАНИЯ



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Нарушения
звуков [к], [г], [х], [кь], [гь], [хь]
не относятся к наиболее часто встречающимся дефектам звукопроизношения. Данные
звуки характеризуются достаточно простым артикуляционным укладом. В онтогенезе
они формируются также довольно рано, как правило, в возрасте 3-4 лет. Однако
нарушения данных звуков все же встречаются, соответственно, они требуют
соответствующей коррекционно-развивающей деятельности.

Нарушения звуков [к], [г], [х], [кь], [гь],
[хь] обозначаются, как каппацизмы, гаммацизмы и хитизмы. При этом нарушения
могут проявляться в виде искажения произношения непосредственно самого звука и
как замещение данного звука другими звуками.

Диагностика нарушений звуков [к], [г], [х],
[кь], [гь], [хь] производится в соответствии с общими принципами логопедической
диагностики нарушений звукопроизношения. В процессе исследования специфики
нарушений звукопроизношения устанавливается анамнез развития ребенка,
сопутствующие нарушения, исследуется непосредственно специфика нарушений
конкретных звуков, тяжесть и специфика имеющихся нарушений, конструируется прогноз
и схема предстоящей деятельности, а также планируется сотрудничество с
родителями.

Коррекционная деятельность по преодолению
нарушений звуков включает в себя три этапа: постановка звуков, дифференциация
со сходными звуками, автоматизация в речи. Данная деятельность должна строиться
на выявленных особенностях речи ребенка, онтогенетическом принципе развития
речи, использовании игровой деятельности и т.д.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Особенности формирования нарушений звукопроизношения звуков [к], [г], [х],
[кь], [гь], [хь]

1.1.        
Формирование
произношения звуков [к], [г], [х], [кь], [гь], [хь] в онтогезе

 

Под
звукопроизношением понимается «процесс образования речевых звуков,
осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным
(голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого
аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы».

Дошкольный
возраст – это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и
развития всех сторон речи. В этом возрасте круг общения детей значительно
расширяется. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения
средствами общения, основным из которых является речь. В 3 года появляется
умение произносить в стечении согласные. Появляются свистящие, дефекты
смягчения и оглушения ещё остаются (зонтик – сёнтик). В 4 года должны появиться
шипящие, уйти дефекты оглушения и смягчения. В начале 5-го года жизни у ребенка
появляется умение произносить звуки [л], [л’]. Также на 5-м году появляются
звуки позднего генеза [р], [р’] и аффрикаты [ц], [ч]. В первую очередь у детей
в онтогенезе формируются звуки, определяющие ядро русской фонологической
системы: [а], [о], [п], [м], [т’], [д’], [д], [б], [н]. Позднее появляются
звуки [э], [у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р] [1].

Парамонова
Л. Г. считает, что одним из значимых компонентов формирования у ребенка речи
является освоение правильного звукопроизношения. Однако нельзя рассматривать
данный процесс автономно от процесса формирования словарного запаса и фразовой
речь, так как овладение звуками происходит не самостоятельно, а исключительно в
ходе последовательного освоения способностью произношения слов и целых фраз.
Однако если сфокусироваться исключительно на процессе формирования
звукопроизношения, то в самых общих чертах получится примерно такая картина. К
трехлетнему возрасту ребенок с нормально развивающейся речью осваивает
корректное произношение всех относительно простых по своей артикуляции звуков
речи. В группу артикуляторно более сложных звуков входят свистящие ([с], [з], [ц]),
шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]), а также звуки [р] и [л]. По той причине, что для
правильного произношения этих звуков необходимы довольно тонкие и
дифференцированные движения речевых органов (особенно языка), эти звуки
фиксируются в детской речи, как правило, уже после трех лет [3].

В
свою очередь, с точки зрения М. Е. Хватцева, правильное произношение свистящих
и шипящих звуков основное количество детей осваивает в период от 3 до 5 лет, а [р]
и твердое [л] формируются в детской речи приблизительно в 5 —6 лет. Для
непосредственно процесса овладения максимально сложными типичным является то,
что они формируются в речи дошкольника не сразу в завершенной форме, а
первоначально замещаются на более элементарные по произношению звуки, проходя в
своем развитии условно несколько стадий. Например, звук [ш] ребенок сначала
заменяет на [ть] (ТЯПКА вместо ШАП¬КА), затем на [сь] (СЯПКА вместо ШАПКА),
далее на [с] (САПКА вместо ШАПКА) и только после этого он овладевает корректной
артикуляцией этого довольно сложного звука. Однако в любом случае до начала
школьного обучения нормально развивающийся ребенок успевает освоить корректное
произношение всех звуков речи, что является весьма значимым фактором для
продуктивного овладения грамотой.

Однако
часто встречаются ситуации, когда по разным причинам формирование корректного
звукопроизношения у детей значительно замедляется и они приходят в школу, имея
неправильное произношение тех или иных звуков. Чтобы этого не случилось, необходимо
своевременно диагностировать некорректное произношение звуков, имеющееся у
конкретного ребенка. Значимость целенаправленной диагностики правильности
звукопроизношения обусловлена также тем, что многие родители не акцентируют
внимания на неправильном произношении звуков у своих детей, хотя и воспринимают
их речь ежедневно, те же, которые фиксируют подобные факты, во многих случаях
воспринимают данную ситуацию спокойно, объясняя это тем, что они и сами тоже
«так говорят» или «в детстве так говорили».

Таким
образом, формирование звукопроизношения в онтогенезе человека осуществляется
последовательно, со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих
для всех детей.

Заднеязычные
согласные (также задненёбные, мягконёбные, веля́рные— согласные, образуемые
поднятием задней части спинки к заднему (мягкому) или к задней части твёрдого
нёба.

В
русском языке к заднеязычным относятся согласные

звуков [к], [г], [х], [кь], [гь], [хь]
.

Для
того, чтобы определить характер взаимосвязи между всеми заднеязычными звуками, а
также установить основной (базовый) звук, следует познакомиться с
характеристикой и артикуляцией каждого звука и сравнить их.

Для
всех звуков этой группы общим является место образования: они заднеязычные. По
способу образования [к], [кь], [г], [гь] — взрывные, а [х], [хь] — щелевые.
Произношение звуков [г], [г] отличается от произношения [к] наличием голоса.
Артикуляция звуков [кь], [гь] отличается от артикуляции звука [к] подъемом
средней части спинки языка. Таким образом, в группе заднеязычных звуков
основной является артикуляция звука [к], и значит, он будет базовым в этой
группе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы