Курсовая теория на тему Нарушение письменной речи у детей с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Теоретический анализ исследований письменной речи в психологии, педагогики и лингвистики 6
1.1. Письменная речь как вид деятельности человека 6
1.2. Закономерности развития письма и чтения у детей в норме 11
1.3 Нарушения письменной речи у детей с ЗПР 18
1.4. Методы изучения письменной речи у детей 26
Вывод по главе 1 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Введение:
Актуальность темы. Отечественной системой специального образования на современном этапе ставится в первую очередь в качестве основной задачи «интеграция, в рамках которой осуществляется кардинальная реорганизация взаимодействия структур массового и специального образования». Признавая право каждого ребёнка на получение образования, ученые указывают на необходимость перехода к интегративным формам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их включения в систему общего образования. В последнее время большую группу учащихся общеобразовательных школ составляют дети с задержкой психического развития. И практически у каждого ребенка с задержкой психического развития нарушена грамматическая сторона письменной речи.
Формирование грамматической стороны речи является одной из приоритетных задач начальной школы и коррекционной педагогики в частности. Зачастую у учащихся с задержкой психического развития даже при грамматически правильном оформлении устной речи высказывания на письме отличаются стойкими нарушениями в области грамматики.
Нарушения письменной речи ведут к трудностям изучения русского языка и овладения школьной программой в целом. Поэтому данная проблема представляется нам актуальной.
В настоящее время общеизвестно, что дети с проблемами в развитии (задержками, отклонениями) без специальной психолого-педагогической помощи и поддержки в дошкольном детстве в большинстве случаев уже в первом классе начинают испытывать проблемы с обучением и становятся неуспевающими учениками.
По мнению многих психологов и педагогов, обеспечение качественного образования детей с задержкой психического развития может быть осуществлено при условии правильного выбора модели образования, например, вариативных моделей социальной и педагогической интеграции. Важным фактором эффективности модели интеграции в реальном процессе образования таких детей становится разработка методологии развития и содержания инновационной образовательно-воспитательной среды, создание такой системы психолого-педагогического сопровождения, которая включает систематическое наблюдение за особенностями развития ребенка с задержкой психического развития, разработку и реализацию индивидуальных программ обучения, их коррекцию, а также работу со средой, социальным окружением .
Одной из проблем в обучении таких детей становится то, что с приходом в школу дети с задержкой психического развития испытывают затруднения в овладении письменной речью. Эти затруднения в современной литературе обозначаются понятием «дисграфия».
Анализ научной литературы и практики обучения детей с задержкой в психическом развитии показывает, что дальнейшее исследование нарушений письменной речи у учащихся с задержкой психического развития является актуальным. При этом особую актуальность приобретает проблема разработки обновленного подхода к эффективной коррекции дисграфии у младших школьников.
Объект курсовой работы: письменная речь у детей с ЗРП.
Предмет курсовой работы: приемы активизации письменной речи у детей с ЗПР.
Цель курсовой работы: определить особенности письменная речь у детей с ЗРП.
Задачи курсовой работы :
— рассмотреть письменную речь как вид деятельности человека,
— проанализировать закономерности развития письма и чтения у детей в норме,
— определить нарушения письменной речи у детей с ЗПР,
— выделить методы изучения письменной речи у детей.
Методы исследования: в соответствии с целью и задачами работы в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ литературных источников), метод анализа и синтеза.
Теоретическими основаниями изучения проблемы письменной речи у детей с ЗПР, являются исследования следующих ученых: Выготский Л.С., Корнев А.Н., Лурия А.Р., Садовникова И.Н., Цветкова Л.С. и др.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, одной главы – поделенной на четыре параграфа, заключения, списка литературы.
Заключение:
Таким образом, из всего вышесказанного, необходимо заключить, что вопрос изучения и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников является одним из актуальнейших в современной логопедии. Нарушения письма оказывают негативное влияние и на ход всего обучения ребенка, и на его психическое и речевое развитие.
Своевременное обнаружение данных нарушений, точное определение их патогенеза в каждом индивидуальном случае, отграничение дисграфических ошибок от ошибок иного характера имеет важнейшее значение для правильного построения всей системы логопедической коррекционной работы с такими учениками.
Количество учеников с нарушениями письменной речи ежегодно увеличивается, в связи с чем многие исследователи стали разрабатывать разные методики по устранению различных форм дисграфии. Но существующие методики не всегда дают возможность логопеду для эффективного сотрудничества с педагогами в школе, следовательно, вопрос разработки эффективной системы взаимодействия логопеда и учителя начальных классов остается актуальным.
Письменная речь — это очень сложная форма речевой деятельности, сложноорганизованный процесс, в котором принимают участие определенные анализаторы, среди которых, например, зрительный, речедвигательный, речеслуховой, общедвигательный.
Между этими анализаторами непосредственно в процессе письма формируется взаимообусловленная тесная связь. Уровень овладения навыками, задачами и характером письма составляют и определяют структуру процесса письма. Письмо теснейшим образом связано с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня её развития.
В жизни каждого ребенка всегда наступает очень важный и трудный этап обучения в школе – обучение грамоте. На этом этапе закладывается возможность дальнейшего обучения и усвоения знаний. Трудности овладения навыком письма и чтения препятствуют формированию полноценной учебной деятельности.
Известно, что письмо как деятельность приобретает особую значимость в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности в целом.
Особые трудности в освоении письменной речи наблюдаются у детей с интеллектуальной недостаточностью, в частности у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящиеся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой среды, недоразвитие познавательной деятельности, имеющие свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.
К моменту поступления в первый класс дети с задержкой психического развития характеризуются не соответствующим возрасту развитием внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи. Все вышеперечисленные нарушения губительно влияют на становление как устной, так и письменной речи. Со стороны письменной речи такие нарушения нередко приводят к дисграфии.
Так как ошибки письма, носят стойкий характер, то преодолеть их можно только в процессе коррекции. На сегодняшний день проблема коррекции нарушений письменной речи таких детей остается актуальной.
Главным принципом в коррекционной работе с учащимися начальных классов с задержкой психического развития является компенсация дефектных или незрелых функций, совершенствование деятельности всех анализаторов, которые участвуют в акте письма, с опорой на сохранные функции.
Таким образом, дисграфия у детей с задержкой психического развития связаны с недоразвитием зрительного анализа и синтеза, и пространственных представлений, и требует коррекционного вмешательства педагогов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.Теоретический анализ исследований письменной речи в психологии, педагогики и лингвистики
1.1. Письменная речь как вид деятельности человека
Письменная речь является предметом пристального внимания ученых различных областей научного познания: психологии, нейролингвистики, психолингвистики, коррекционной педагогики.
Письменная речь – сложная по структуре и функциональной организации психическая деятельность, включающая в себя целый ряд последовательных операций, образующих целостную самоорганизующуюся функциональную систему .
В лингвистических знаниях уровень организации письменной речи отвечает на вопрос, каким образом осуществляется написание. По мнению А.А. Леонтьева, этот уровень обеспечивает письменность лингвистическими, языковыми средствами реализации процесса, то есть переводит внутренний смысл и содержание, которые формируются на психологическом уровне, в языковые коды — в лексико-морфологические и синтаксические единицы, то есть в слова, фразы и тексты. А. А. Леонтьев с точки зрения психолингвистического подхода отмечает, что письменная речь рассматривается с точки зрения целостности, связности, языковых средств и грамотности. Далее ученый указывает, что сущность письменной речи рассматривается как система процессов порождения связного письменного высказывания. Результатом, материальным продуктом письменной речи, является текст как воплощение мысли .
Психолингвистический уровень письменной речи, по мнению Л.С. Цветковой, состоит из нескольких звеньев:
1. Процесс распознавания звука, с помощью которого проводится анализ звуковой композиции слова, его акустической, кинестетической и кинетической основы на уровне фразы. Этот блок выполняет анализ более крупных единиц речи — количества слов во фразе и восприятия общего звукового контура фразы.
2. Объем слухового восприятия и слухо-речевой памяти обеспечивает восприятие определенного количества информации и ее удержание в определенной памяти.
3. Актуализация образов — представление графемы на основе поступающей звуковой информации и ее перекодирование в соответствующие буквы.
4. Актуализация моторного образа буквы и его перекодирование в соответствующую букву серией тонких движений руки.
5. Написание букв, слов, фраз .
С точки зрения нейролингвистики, согласно А.Р. Лурии, письменная речь рассматривается как явление, обеспечиваемое несколькими анализаторными системами: слуховым, речедвигательным, зрительным, моторным. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность:
1. Процесс распознавания звука обеспечивается совместной работой речевого и акустического анализаторов.
2. Объем восприятия акустических речевых сигналов обеспечивается акустическим анализатором (и, возможно, вместе с кинестетическим); в структуру восприятия входит, как стало известно, звено иконической памяти, оно и обеспечивает кратковременный отбор и удержание нужной информации для ее обработки.
3. Декодирование из одного психического процесса в другой (от звука к букве) происходит благодаря совместной работе систем акустического, визуального и пространственного анализатора, которые обеспечиваются работой третичной задней зоны мозга (ТРО) — височнотеменно-затылочной зоной; здесь и происходит актуализация изображений — представления буквенных символов.
4. Перекодирование оптического образа буквы в двигательный и в написание буквы происходит благодаря сложной совместной работе зрительной и двигательной анализаторных систем .
А.Р. Лурия утверждает, что формирование письменной речи невозможно без присутствия соединений между анализаторами, и что запись осуществляется не работой одного анализатора, а группой совместно работающих систем анализатора. Ученый отмечает, что при продумывании буквы на начальном этапе все указанные уровни вступают в действие последовательно, но при реализации этой функции все уровни работают в тесной и сложной иерархии: в зависимости от задачи на первое место выступает то один, то другой уровень.
С позиции нейропсихологии, по мнению Л.В. Цветковой, выполнение такого сложного процесса, как письмо, возможно только при совместной работе ряда зон мозга, каждая из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или иное условие (компонент) формирования и потока письма. Нейропсихологические исследования показали, что написание обеспечивается взаимодействием нижнелобной, нижнетеменной, височной и затылочной зон коры левого полушария головного мозга. Височная область левого полушария является аппаратом для слуховых ощущений и слухового анализа. Теменная область представляет собой корковый аппарат, который обеспечивает тонкие и четкие движения органов тела в пространстве. Передние отделы коры головного мозга связаны с организацией движений во времени, с развитием и сохранением двигательных навыков и с организацией комплексных целенаправленных действий .