Курсовая теория на тему Народная тряпичная кукла как средство приобщения школьников к традиционной культуре народа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Традиционная культура народа 7
1.1 Понятие традиционной культуры народа 7
1.2 Фольклор, обряды и обычаи русского народа 11
Глава 2 Культурно-историческая и педагогическая ценность тряпичной куклы в воспитании нравственности школьников 18
2.1 История возникновения народной тряпичной куклы 18
2.2 Виды тряпичной куклы 20
2.2.1 Обрядовые куклы 21
2.2.2 Обереговые (обережные) куклы 22
2.2.3 Игровые куклы 24
2.3 Особенности изготовления традиционных народных тряпичных кукол 25
Заключение 27
Список литературы 31
Введение:
Постановка проблемы. В современном информационном и технологическом обществе особую актуальность приобретают проблемы окультуривания жизни, формирование духовности личности, ее нравственной культуры, конструктивного поведения, самосознания и ответственности. Наиболее благоприятным периодом для начала формирования моральных качеств человека является школьный возраст, поскольку на этом этапе закладываются основы нравственности личности, развиваются представления, чувства, формируются привычки и навыки, которые будут направлять дальнейшее совершенствование нравственности личности. Итак, школьные годы является начальным периодом становления личности, когда закладываются основы отношения к окружающему миру, людям, к себе, усваиваются первые нравственные нормы поведения.
Новые экономические, политические, социальные и информационные реалии вносят коррективы в образование и систему подготовки педагогических работников образовательных учреждений. В Национальной доктрине развития образования отмечается, что подготовка педагогических работников, их профессиональное совершенствование – важное условие модернизации образования [3]. Прежде всего это касается подготовки учителей, от деятельности которых, безусловно, будет зависеть моральная воспитанность школьников.
Эффективность работы образовательных учреждений зависит не только от программ обучения и воспитания, но и от личности педагога, особенностей организации его взаимоотношений с детьми [3]. Бесспорно, каждый высококвалифицированный педагог сочетает в своей практике общетеоретические достижения педагогики » (основы профессиональной деятельности), собственный опыт, учит и воспитывает школьников, учитывая личностные предпочтения и особенности детей, с которыми он работает.
Анализ актуальных исследований и публикаций. На протяжении веков русский народ определил систему знаний, идей, принципов, традиций, средств, которые всегда продуктивно использовались в формировании общечеловеческих и национально-культурных ценностей. Этот уникальный опыт был обобщен и выделен в направление педагогической науки – народной педагогики, в которой аккумулирован богатый опыт воспитания, сформированный веками, помогает учителям приобщать ребенка к национальным традициям, обычаям, нормам поведения. Целью воспитания в народной педагогике является формирование осознания принадлежности к корням рода и народа, значимости таких человеческих добродетелей, как порядочности, честности, любви к матери, семье, родной страны и тому подобное. Сущность народной педагогики, по мнению ее исследователей, заключается в совокупности и взаимосвязи понятий, взглядов, идей, опыта в теории и практике национального воспитания (Г.Ващенко, А.Духнович, В.Кузь, В.Майборода, В.Мосияшенко, И.Огиенко, С. Русова, М Стельмахович, В.Сухомлинский, Я.Сявавко, П Щербань, М Ярмаченка и др.).
В истории человечества традиционно сложилось, что каждый народ передает свой общественный опыт, духовное богатство из поколения в поколение как наследство старшего поколения младшему; воспитание при этом приобретает народного характера.
В таком контексте проанализируем средства народной педагогики, выявим возможности и способы их использования в воспитании старших школьников в условиях современного образовательного учреждения.
Чтобы успешно воспитывать детей на народных началах, педагогам необходимо знать ту предметную область, на которой базируется их деятельность – народную педагогику. Рассмотрим основные идеи, положения разработок и трудов, посвященных вопросам народности педагогики.
Идея народности является ведущей в педагогическом мировоззрении А.Духновича. По убеждениям ученого, человека представляют натура, наука и обычай; природные способности она имеет от рождения, а наука и обычаи дают упражнения и наставления, воспитывают. Основными средствами, которые являются наиболее эффективными в воспитании личности, исследователь считал родной язык, фольклор, обычаи народа, художественные тексты, культуру и труд, достойные для подражания примеры взрослых, целесообразно подобранные поощрения и наказания [1].
По мнению К. Ушинского, центральной идеей всей педагогической системы является идея народности, которая сочетается с принципами нравственности и гуманности. Обосновав положение о том, что каждая педагогическая система имеет особую цель и особые средства для достижения целей, он убедительно доказал, что народ, который хочет сохранить свою самобытность, должен опираться на собственную национальную систему воспитания, которая основывается на народной педагогике [6].
Важнейшим средством народного воспитания, по убеждению К. Ушинского, является вся народная культура как единое целое. Все элементы народной культуры – язык, сказки, духовные и литературные традиции, – влияют на формирование базовых качеств личности и особенности национального характера. Но особое место в воспитании он отводит все-таки родном языке как составляющей народной культуры. Именно родной язык, по мнению К.Ушинского, имеет крупнейшее духовно-нравственное воздействие на развитие ребенка: «Каждое слово языка, каждая его форма, каждое выражение является результатом мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа. Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средство передачи наших мыслей и чувств. От всей жизни народа это единственный живой остаток на земле, и мы – наследники этого живого богатства, в котором помещены все результаты духовной жизни народа» [6, с. 15-16].
Весомым вкладом в развитие народной педагогики является разработка педагога-демократа А. Макаренко, который в процессе воспитания подростков и юных людей в новых, послереволюционных условиях, отводил главенствующее место в народной педагогике, распространял ее идеи, использовал народные педагогические методы в собственной работе. Педагог-новатор призвал коллег не разрушать народные педагогические традиции, а переосмысливать их, наполнять новым содержанием, критически подходить к отбору народных традиций. Большое внимание как фактору воспитания педагог уделял народным играм и танцам. А.Макаренко, как и Я.Коменский и К.Ушинский, считал народ великим педагогом [2].
Идеи А. Макаренко о народную педагогику нашли поддержку и дальнейшее развитие в трудах его последователей. Наиболее известный из них – выдающийся педагог В. Сухомлинский, – отмечал: «Народ – живой, вечный источник педагогической мудрости» [5, с. 31].
Народные традиции, обычаи и обряды объединяют прошлое, настоящее и будущее народа, делают возможным формирование высокоразвитой современной нации. Усвоенные и приумножены не одним поколением, они вмещают духовные, моральные ценности, идеи, идеалы, взгляды, нормы поведения.
Прошлое, настоящее и будущее – это неразрывные компоненты, которые формируют мировоззрение, личность каждого человека. Поэтому перед современными педагогами ставится задача воспитания личности, передачи ее опыта прошлого, раскрытие юному поколению важнейшего предназначения человека на земле, формирования его нравственно-духовной красоты.
Итак, традиционными народно-педагогическими средствами нравственного воспитания детей на протяжении веков были обычаи, традиции и обряды, которые способствовали закономерной организованности и психологическому настрою во всех возрастных изменениях, социальных состояниях человека. Так, исследователями народной педагогики Г. Довженок, Н.Драгоманов, А.Знойко, О.Ковалевский, И.Огиенко, В.Скуратовский, Ю.Ступак, В.Чайка и другими раскрыто весомую моральную сущность и духовное величие русских традиций. Они доказали, что народная русская культура имеет древнюю историю и берет начало из дохристианской эпохи.
В качестве средств приобщения подрастающего поколения к национальной культуре и традициям Н.А. Асадулаевой и Б.Ф. Контаутене используется игра; З.А. Богатеевой, Г.А. Брюхановой, Л.Г. Васильевой, О.А. Соломенниковой, — декоративно-прикладное искусство; Г.А. Куриевой — устный народный фольклор; Н.Ф. Самсонюк — пословицы; А.Ю. Тихоновой — художественные ремесла и т.д. Изучению русского фольклора посвятили свои работы В.П. Аникин, В.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, В.И. Даль, О.И. Капица, Т.В. Зуева.
Цель исследования: теоретически обосновать народную тряпичную куклу как средство приобщения школьников к традиционной культуре народа.
Объект исследования: национальные традиции.
Предмет исследования: методы и средства приобщения школьников к национальны традициям.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы охарактеризовать понятие национальных традиций.
2. Выявить особенности приобщения детей к национальной русской культуре.
3. Рассмотреть народную тряпичную куклу как средство приобщения школьников к традиционной культуре народа.
Методы исследования: определяются поставленными задачами: теоретические: анализ литературы; обобщение; синтез; классификация.
Заключение:
Народные традиции, обычаи и обряды объединяют прошлое, настоящее и будущее народа, делают возможным формирование высокоразвитой современной нации. Усвоенные и приумножены не одним поколением, они вмещают духовные, моральные ценности, идеи, идеалы, взгляды, нормы поведения.
Прошлое, настоящее и будущее – это неразрывные компоненты, которые формируют мировоззрение, личность каждого человека. Поэтому перед современными педагогами ставится задача воспитания личности, передачи ее опыта прошлого, раскрытие юному поколению важнейшего предназначения человека на земле, формирования его нравственно-духовной красоты.
Итак, традиционными народно-педагогическими средствами нравственного воспитания детей на протяжении веков были обычаи, традиции и обряды, которые способствовали закономерной организованности и психологическому настрою во всех возрастных изменениях, социальных состояниях человека. Так, исследователями народной педагогики Г. Довженок, Н.Драгоманов, А.Знойко, О.Ковалевский, И.Огиенко, В.Скуратовский, Ю.Ступак, В.Чайка и другими раскрыто весомую моральную сущность и духовное величие украинских традиций. Они доказали, что народная украинская культура имеет древнюю историю и берет начало из дохристианской эпохи.
Специфика ознакомления с родной культурой детей школьного возраста проявляется в подходах к организации образовательного процесса.
Культура как основа образовательной стратегии предусматривает многообразие подходов, одним из которых является культурологический, обусловленный потребностью образования обрести свое «лицо», ибо каждая конкретная цивилизация, сообщество создает на протяжении веков свою собственную культуру, сопровождающую человека на протяжении всей его жизни и передающуюся из поколения в поколение.
Однако сложность решения проблемы состоит в том, что культурологический подход в педагогике и психологии в настоящее время находится лишь на стадии становления, хотя предпринимаются попытки решить проблемы анализа связей культуры и образования и их применения в практике образования (А.И. Арнольдов, Е.И. Берлянд, B.C.Библер, Н.Б. Крылова, В.Т. Кудрявцев).
В воспитании нравственной личности, которая не оказывает сопротивления культурным воздействиям, видное место занимает эстетика духовности. Этим самым утверждаются эстетические переживания относительно морально – духовной сферы как составляющей бытия человека.
В современных условиях, когда русский народ вступил в эру построения собственного государства, детский сад, который за словом В. А. Сухомлинского, является колыбелью народа, осуществляя единый, неделимый, учебно-воспитательный процесс, приоритетной задачей своей деятельности должен считать гражданина страны, независимо от его национальной принадлежности. Идейно-нравственной основой воспитания должны стать проверенные многовековым опытом духовные достояния русского народа, его мудрость, социальный опыт [4, c.122].
Исходя из того, что воспитание — это прежде всего «впитывания» в себя каждой личностью духовной культуры родного народа, его национального духа, бытия, а воспитание и образование являются важнейшими компонентами культуры, которая во всем мире развивается национальными путями, основными направлениями развития современной педагогической теории и практики должно стать утверждение и развитие национальной системы воспитания ведущей добродетели культурно-национального возрождения.
Методы и приемы педагогической технологии в значительной степени детерминированы методологическими подходами гуманистически ориентированной образовательной модели.
Из всего выше сказанного нами определены следующие приоритеты в работе с детьми школьного возраста:
1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью.
4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость).
5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.
6. Использовать устное народное творчество для развития у детей правильного звукопроизношения, связной речи. Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фонематический слух малыша. Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.
Тряпичная кукла с давних времен стала отдельной частью в русской народной культуре.
На Руси традиционные куклы использовались не только для детских игр, но и в многочисленных обрядах (свадебные, урожайные), также, фигурки выступали как обереги. Игровой вид кукол по размеру не был больше длины локтя взрослого человека, в ее украшении использовались красивые ткани, на одеждах делали вышивки, добавляли оборки и кружева для красоты. Ее набивали мягкой сухой травой, шили кафтаны и штанишки.
Тряпичная кукла для русского искусства стала настоящей традицией и занимает свою нишу, выполняя определенные функции. Зачастую эти фигурки сопутствовали духовной жизни народа, не касаясь материальных благ, денег, богатства, преследуя более высокие цели: принести счастье в дом и здоровье молодым, призвать удачный урожай и уберечь от болезней.
Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Фрагмент текста работы:
Русская духовность, язык и славянская культура закладывались во времена развития Древней Руси, это одна из основных вех в истории России. Становление древнерусской культуры происходило наряду с формированием государственного строя на Руси, именно в этот период общество интенсивно развивалось в трех направлениях: хозяйственном, культурном и политическом. Культура народа определяется во многом его бытом. Древнерусские традиции формировались в постоянном согласовании с культурой соседних государств. Большое воздействие на культуру оказала религия, которая определяла нравственные устои народа и его представления о мире. На тот момент славяне были язычниками, то есть верили в богов, олицетворяющих природные явления. В основном традиции Древней Руси пришли в быт из языческих обрядов. Ведь языческие ритуалы и праздники выделялись своим многообразием и были общепризнанными. А позже с принятием христианства, благодаря союзу с Константинополем и приобщению к христианскому миру, расширились культурные связи. Весь своеобразный, первобытный культурный багаж древнерусских традиций и обычаев является достоянием культуры России [19,c.308].
Праздники, игрища, пиры не только скрашивали повседневный быт народа Древней Руси, но и делали окружающий мир и временные изменения (например, смена времен года или определенное благоприятное время для жатвы) более понятными и имеющими какой-то смысл. У славян до принятия христианства был свой календарь, который был связан с цикличностью природных явлений, из праздников особо выделяли такие дни, как:
— Святки (основной зимний праздник, который знаменовал начало нового года и конец старого);
— Коляда (день рождения бога света и тепла, в этот период народ зазывал весну);
— Масленица (проводы зимы, ожидание плодородного лета);
— Купало (праздник связан с летним солнцестоянием).
Основные особенности всех празднеств в быту Древней Руси: обряды связаны с богами Древней Руси и природой, солнце – главное божество, важная роль женщины при ритуалах, гадания, обрядовые трапезы. Цели этих празднеств часто определялись различными потребностями народа, которые имели бытовой характер, например, прошение о плодородии или дожде, ограждение своей семьи от злых духов, болезней и так далее.
Семейные и брачные отношения в Древней Руси регулировались народными обычаями и общественными нормами. Бытовые особенности семьи:
— Коллективная собственность,
— Общее хозяйство,
— Глава семьи – старший мужчина, являвшийся носителем беспрекословной власти, представителем всей семьи, основной работник, от которого зависело материальное состояние и нравственное положение в обществе его родных;
— Старшая женщина – распорядительница семейных запасов и всех домашних дел, которая при долгом отсутствии главы семьи брала его функции на себя.
В семейном воспитании подрастающего поколения помимо родителей участвовали бабушки и дедушки, которые посвящали внукам оставшуюся жизнь.
Множество древнерусских традиций связаны со свадьбой. Брак осуществлялся либо по согласованию и договору старших родственников, либо «умыканием», то есть путем воровства невесты [12,c.178]. Свадьба представляла собой последовательное выполнение обрядов, определявшихся традициями:
— Сватовство (переговоры сторон о возможности заключения брака, предложение всегда исходило со стороны семьи юноши);
— Погляд (посещение родственниками девицы семьи посватавшегося);
— Смотрины (представление посватанной девицы родственникам юноши);
— Сговор (окончательное решение о заключении брака и проведении самой свадьбы, сговор оканчивался традиционным рукобитьем, то есть отцы посватанных детей с размаху били по рукам, обернув их платками или овчиной; после этого невеста должна была оплакивать свое девичество, носила строгую одежду и платок, мало говорила; жених же напротив устраивал гуляния со своими друзьями);