Курсовая теория на тему Направленность личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение
Глава 1. Содержание направленности в структуре личности
1.1 Понятие «личность»
1.2 Направленность в структуре личности
1.3 Направленность потребности и мотивы деятельности в структуре направленности личности
Глава 2. Основные формы направленности личности с учетом самосознания, я-концепции, воли
2.1 Формы направленности личности
2.2 Самосознание и Я-концепция
2.3 Воля и особенности ее формирования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема направленности личности является одной из центральных в психологии личности, поскольку объектом ее изучения является мотивационно-потребная сфера личности. Это проявляется в интересах, ценностях, избирательности поведения, внутренней позиции. Решение проблемы направленности личности зависит от общетеоретической концепции личности.
Личность является основной категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это набор развитых привычек и предпочтений, психическое настроение и тонус, социокультурный опыт и приобретенные знания, набор психофизических особенностей индивида, которые определяют повседневное поведение и общение с обществом и природой. Личность также наблюдается как проявление «поведенческих масок», разработанных для различных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Принципы личностного, целостного, деятельностного подхода к изучению психики индивида, признания решимости формирования личности социальными отношениями общеприняты. Но в конкретных психологических исследованиях эти принципы не всегда воплощаются, в частности, это касается изучения направленности личности.
В последние годы появилось много различных форм и методов профессионального обучения молодых людей, а также целый ряд новых областей профессионального обучения и специализаций. Кроме того, в современном российском обществе происходит быстрое обновление ранее существовавших видов деятельности. Зачастую система образования не успевает за такими изменениями, происходящими в практической деятельности людей.
В связи с этим возникает проблема нехватки людей, способных быстро адаптироваться к новым условиям жизни общества и быстро осваивать новые виды деятельности, востребованные на рынке труда. Необходимость углубления концепции законов процесса направленности личности возрастает.
Незавершенность самоопределения, растянутость его во времени во многих случаях является причиной низкой удовлетворенности людей, что приводит к снижению эффективности деятельности и негативно сказывается на психическом здоровье индивида.Личность является предметом специальных исследований Ананьева Б.Г. [1], Бодалева А.А. [2, 3], Божович Л.И. [4], Ковалева А.Г. [7], Петровского А.В. [18, 19], Платонова К.К. [20],С.Л. Рубинштейна [22, 23], Юнга К. [25] и многих других ученых. Направленность является ведущим структурным элементом личности, определяющим ее целеустремленность, характер деятельности, ориентацию в ценностях.
Объект исследования: личность.
Предмет исследования: направленность личности.
Цель исследования: рассмотреть направленность личности.
Задачи:
— определить понятие «личность»;
— рассмотреть содержание направленности в структуре личности;
— изучить направленность потребности и мотивы деятельности в структуре направленности личности;
— выявить основные формы направленности личности;
— определить роль самосознания и Я-концепции в структуре направленности личности;
— изучить волю и особенности ее формирования под влиянием направленности личности.
Методы исследования: теоретический анализ научной психологической литературы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Таким образом, направленность это группа устойчивых мотивов, ориентированных на деятельность индивида и относительно независимых от нынешних ситуаций. Под направленностью личности понимают ориентацию на определенные сферы жизни. Все сферы, где действует человек, представляют для значительную ценность. Ориентация личности — сознательно осуществляемое движение к решению конкретной задачи.
Типы личностной направленности:
— личностная ориентация характеризуется стремлением к собственной самореализации, воплощением личных целей и стремлений;
— ориентация на других людей характеризуется повышенной потребностью в общении, одобрении со стороны других людей;
— деловая ориентация характеризуется высокими требованиями к самому себе, умением организовать вещи таким образом, чтобы как человек, так и общество, в котором он живет, находились в выгодном положении;
— эмоциональная направленность индивида характеризуется тенденцией к беспокойству при любом случае;
— социальная направленность личности характеризуется повышенным вниманием к окружающему миру, людям. Они всегда замечают, что происходит вокруг них, вникают в суть.
Структура личности c учетом направленности:
— привлечение помогает выстроить активность, определить мотивы и предпочтения личности;
— желание осознанная потребность, возникающая, когда человек уже ясно представляет, что он хочет сделать, какую цель достичь;
— желание формируется через активацию волевого элемента;
— интересы определяют потребности индивида, помогают ему выстроить ориентацию, чтобы она приносила ожидаемые результаты;
— склонности характеризуют ориентацию личности на конкретное занятие;
— идеалы являются важной характеристикой мировоззрения индивида; они способны вести вперед; мы ориентируемся на их ценности, когда принимаем важные решения;
— мировоззрение помогает человеку выстроить систему взглядов на себя, общество и окружающий его мир;
— убеждения представляют собой систему мотивов, которыми руководствуются любые действия личности. Они призваны помочь людям в различных ситуациях действовать определенным образом.
Все формы направленности взаимосвязаны. Восприятие и ориентация личности зависят от индивидуальных усилий индивида и особенностей его психического состояния. Насколько хорошо человек мотивирован, зависит от его способности работать и веры в свои способности. Внешнее называется мотивацией, направленной на внешние события и окружающих людей. Внутренняя мотивация гораздо сильнее, чем внешняя, потому что побуждает индивида к саморазвитию, каким-то новым достижениям, открытиям. При четком понимании того, почему выполняется то или иное действие, эффективность его выполнения возрастает в несколько раз.
Действуя исходя из собственных интересов, человек всегда повышает эффективность направленности. Когда деятельность не связана с ведущими потребностями, личный и духовный компоненты не удовлетворяются, человек постепенно начинает сомневаться в себе, его сила со временем уменьшается. Способность установить цель чрезвычайно важна для правильного определения направления. Вы также должны установить соответствующий ритм движения и поддерживать его на протяжении всего периода. Умение видеть конечный результат действия поможет заранее предсказать возможные трудности, чтобы вовремя справиться с ними. Уверенность в себе является необходимым инструментом для определения направленности. ориентация личности полностью определяет его успех. Диагностика направленности личности во многом зависит от того, насколько человек удовлетворен тем, что он делает.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Содержание направленности в структуре личности
1.1 Понятие «личность»
Слово «личность» изначально относилось к маскам. Тогда это слово стало относиться к самому актеру. Позже это слово использовалось вместе с указанием на определенную социальную функцию индивида, например, личность судьи, личность отца, личность торговца. Идентичность первоначальной ценности — это определенная социальная роль индивида.
Психология интерпретирует индивида как социально-психологическое образование, которое формируется в результате жизни индивида в обществе. Это означает, что личностные характеристики не включают в себя такие черты личности, которые естественным образом определяются и не зависят от его жизни в обществе.
В отечественной психологии существует ряд определений личности [26, с. 41]:
Личность есть личность в совокупности своих социально приобретенных качеств.
Человек является носителем сознания;
Личность — это субъект деятельности, совокупность социальных отношений, определяющих положение индивида в обществе.
Личность — это целостная система, возникающая в процессе жизни индивида и выполняющая определенную функцию во взаимодействии с окружающей средой;
Человек — это человек, взятый в систему таких психологических характеристик, которые социально детерминированы, проявляются в социальных отношениях и отношениях по своей природе, устойчивы и определяют нравственные действия индивида, которые необходимы ему и окружающим.
Подводя итог, можно дать следующее определение: человек представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социокультурных и нравственно-волевых качеств индивида, выраженную в индивидуальных характеристиках его сознания и деятельности.
В этом и других определениях можно выделить следующий важный момент: человек развивается в результате взаимодействия индивида с окружающей средой, но всегда имеет отпечаток свойств и качеств, присущих только этому человеку.