Курсовая теория на тему Наглядные приемы при изучении словарных слов на уроках русского языка младших школьников с речевой патологией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 3
1.
Словарная работа на уроках русского
языка с учениками начальной школы, имеющих речевые патологии.. 5
1.1
Методы и приёмы словарной работы с учениками в начальной школе 5
1.2
Особенности работы с младшими школьниками, имеющих речевые патологии. 11
Выводы
по 1-й главе. 17
2.
Практические аспекты словарной работы с
младшими школьниками с речевыми патологиями.. 18
2.1
Существующие наглядные методы изучения словарных слов на уроках русского языка
в начальной школе с учениками с наличием речевых патологий. 18
2.2
Применение наглядных методов изучения словарных слов на уроках русского языка
в начальной школе с учениками с наличием речевых патологий. 22
Выводы
по 2-й главе. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 27
ЛИТЕРАТУРА.. 28
Введение:
Актуальность
выбранной темы исследования обусловлена важностью проблемы изучения словарных
слов на уроках русского языка в начальной школе, что является важнейшим
моментом при формировании орфографической зоркости у учащихся. Современный
педагогический процесс предполагает, что изучаемые на уроках русского языка
словарные слова запоминаются учащимися, подобно таблице умножения в арифметике.
Между тем, если таблица умножения имеет небольшой объём и может быть размещена
на площади меньше тетрадного листа, что, кстати, актуально и очень часто мы
можем видеть таблицу умножения на задней части тетрадной обложки, что не идёт
ни в какое сравнение с объёмом необходимых для запоминания словарных слов,
представляющий собой объёмный словарь, написание которых, к тому же, не
поддаётся никакой логике.
Частично данная проблема
решается через стимулирование у детей читательской деятельности, а также
посредством развития у них, в том числе, и за счёт накопленной памяти на основе
прочитанного материала, интуиции к правописанию. Однако, это – лишь частичное
решение проблемы. Работа с детьми над изучением и запоминанием словарных слов,
являющаяся частью более обширной работы над формированием у детей
орфографической зоркости – это долгий и кропотливый труд педагога, требующий от
него применение всего доступного арсенала методов и приёмов.
Ещё острее стоят проблемы
изучения словарных слов, как и правописания в целом, при работе с детьми,
имеющими речевые нарушения разной степени тяжести. Несмотря на то, что большая
часть из них имеет возможность обучения вместе со своими сверстниками в обычных
образовательных учреждениях, тем не менее, существующие речевые нарушения
обуславливают нарушение процесса запоминания правильного написания словарных
слов.
Частично данная проблема
решается посредством организации разных форм, как индивидуальных, так и
фронтальных, логопедических занятий с такими детьми, предполагающими
дополнительный дидактический процесс, посвящённый устранению речевых патологий
либо их минимизации.
Цель исследования –
разработка методического материала в форме наглядного материала, упрощающего
педагогический процесс работы со словарными словами на уроках русского языка в
младшей школе для учеников с речевыми патологиями.
Задачи исследования:
1. Выявление
основных методов и приёмов словарной работы с младшими школьниками на уроках
русского языка.
2. Изучение
особенностей педагогического процесса в младшей школе с учениками, имеющими
речевые патологии.
3. Исследование
имеющихся методов изучения словарных слов в младшей школе на уроках русского
языка с учениками, имеющими речевые патологии.
4. Описание
применяемых наглядных методов изучения словарных слов в младшей школе на уроках
русского языка с учениками, имеющими речевые патологии.
Объект исследования
– Педагогический процесс работы с учащимися начальной школы, имеющих речевые
патологии, изучения словарных слов на уроках русского языка с применением
наглядного материала.
Предмет исследования –
приёмы обеспечения восприятия и усвоения учащимися начальной школы словарных
слов с использованием наглядного материала при наличии у них речевых патологий.
В рамках исследования
использованы такие теоретические методы, как: анализ, синтез, индукция,
дедукция и абстрагирование.
Структура курсовой работы
обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
По итогам выбранного
анализа в ходе настоящего исследования выбранной темы можно сделать следующие
выводы:
1. Повышение
эффективности усвоения обучающимися материалов по словарным словам достигается
за счёт последовательных в процессе урока этапов изучения слов, среди которых
можно выделить фонетический, орфографический, этимологический (иногда) и
практическая часть, где осуществляется закрепление материала через выполнение
заданий.
2. В
соответствии с исследованиями, проводимыми в Советском союзе, удалось выявить,
что все группы детей, имеющих речевые патологии, можно сгруппировать в две
большие группы – с непосредственными нарушениями средств общения и с
нарушениями в реализации средств речевой коммуникации.
3. Традиционный
педагогический процесс предполагает, что ученики запоминают новые словарные
слова посредством их многократного прослушивания, проговаривания и написания.
То есть, в традиционном педагогическом процессе основная ставка делается на
усвоения дидактического материала с привлечением слуховой и речедвигательной
памяти, которые являются наиболее уязвимыми у детей с речевыми патологиями.
Между тем, уже в 30-е годы XX века Л.С. Выготским было разработано учение
эйдетики, в соответствии с которым активизировать запоминание ребёнком больших
объёмов информации с привлечением субъективного образного мышления ребёнка, что,
в нашем случае, позволит отказаться от применения наиболее уязвимых видов
памяти.
4. На
базе науки эйдетики можно сформировать большое количество методов, позволяющих
запоминать детям с речевыми патологиями словарные слова, в качестве примера, мы
привели три из них – графические ассоциации, ребусы и миникроссворды.
Фрагмент текста работы:
1. Словарная работа на
уроках русского языка с учениками начальной школы, имеющих речевые патологии 1.1 Методы и приёмы словарной работы с учениками в начальной
школе Особенности
современного педагогического процесса в начальной школе обуславливают ведущую
роль учителя в эффективности развития у младших школьников орфографической и
орфоэпической грамотности. К сожалению, зачастую разучивание новых слов и
выражений осуществляется в той или иной степени формально, без включения в
педагогический процесс столь необходимых на данной этапе эмоций школьников и их
интереса к изучаемому материалу [5, с. 68]. По нашему мнению, первопричиной
существования подобной ситуации в педагогическом процессе начальной школы
является отсутствие в существующих в школах учебниках систем упражнений и
специальных заданий, способных к увлечению ученика в дидактический процесс,
несмотря на существование большого количества методических пособий, где
достаточно подробно излагаются разные направления и способы возможной словарной
работы. Лишь понимание всеми участниками педагогического процесса, то есть, и
учениками, и учителем, что словарная работа – это не совокупность отдельных
эпизодов, а полноценный непрерывный процесс изучения материала, сделает
дидактический процесс в данном направлении по-настоящему эффективным.
Педагогический
процесс изучения учениками новых словарных слов целесообразно проводить в
несколько этапов, на каждом из которых должны решаться свои задачи. Но прежде
отметим, что подобный процесс имеет следующие цели [14, с. 16]:
· Увеличение
словарного запаса школьников, который используется ими в речи;