Курсовая теория на тему Национально-этнические конфликты. Понятия, причины, особенности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Механизмы этноконфликтов 5
1.1. Этнос как субъект конфликта 5
1.2. Понятие и причины национально-этнических конфликтов 8
1.3. Специфика национально-этнических конфликтов 12
Глава II. Преодоление национально-этнических конфликтов 15
2.1. Типология и стадии развертывания этно-конфликтов 15
2.2. Границы как субъект национально-этнических конфликтов 22
2.3. Вопрос межцивилизационного разлома, пути преодоления 25
Заключение 33
Список литературы 35
Введение:
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время феномен этнических (или межнациональных) конфликтов в современном мире является одной из острых, злободневных проблем социальной практики, находящихся в центре внимания гуманитарных наук. Конфликты во всех их проявлениях и формах стали неотъемлемой частью жизни общества, любого государства и этноса, фактором существования человечества. Еще с древнейших времен люди пытались решить возникающие противоречия методом борьбы между собой, вступая в противоборство.
Конфликты как таковые оковывают всех людей на планете, нет пожалуй, такого человека, который не столкнулся бы с конфликтологической ситуацией в той или иной форме. Конфликт в широком смысле, это противоречие двух сторон, отстаивание своих интересов, целей, позиций.
В истории человечества повсеместно можно проследить множество конфликтов, которые приводили людей к сокрушительным войнам и всяческим распрями. Как известно, общество не может быть однородным, в большинстве случаев общество представляет собой различных представителей национальных и этнических культур. При этом у каждой культуры есть свои правила, ценности, мировоззрение. Все же национально-этнические конфликты не возникают сами по себе, множество социальных, политических, экономических факторов влияет на развитие того или иного конфликта. Вопрос национально-этнических конфликтов в современном мире является очень значимым, так как разрешимость таких конфликтов весьма затруднительна.
Степень разработанности темы исследования. Теоретические основы научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в трудах Авксентьева В.А., Ахиезера А., Белоусова Я., Гришиной Н. В., Стефаненко Т. Г., Тишкова В.А. и многих др.
Объект исследования – национально-этнические конфликты. Понятия причины особенности.
Предмет исследования – возникновение межнационального конфликта.
Цель исследования – изучить особенности национально-этнических конфликтов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть этнос, как субъект конфликта;
2. обозначить понятие и причины национально-этнических конфликтов;
3. изучить типологию и стадии развития этно-конфликтов;
4. разрешить вопрос межцивилизационного разлома и рассмотреть пути преодоления.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, этнические конфликты как вид социального противоборства возникают в условиях ограниченности конкретной ресурсной базы, которую следует использовать, исходя различий в целях, в представлениях и ценностях.
Причинами могут быть этносоциальные, политические, экономические или иные противоречия и претензии. Разная национальная, религиозная или расовая принадлежность, территориальные споры (такие конфликты довольно долгие, жесткие и затяжные, как правило, имеют глубокие исторические корни), многочисленные этнокультурные проблемы в то числе и языковые могут послужить предметом спора. Этнодемографические и этномиграционные причины (т.е. проблемы расселения того или иного этноса, народа на одной территории, в них угроза растворения одного этноса в другом за счет притока иногоязычного населения). Значительную роль играет историческая память и история этноса. Одной из основных причин возникновения этнических конфликтов являются взаимные территориальные притязания этносов.
Такие конфликты возникают на межгосударственном, межрегиональном, местном уровнях. Среди специалистов-социологов бытуют мнения о целях этнических конфликтов в зависимости от их типологии и значении для общества. Типология и функциональность конфликтов в первую очередь связана с этнической принадлежностью того или иного народа и что данный этнос хочет изменить в своей бытности и культуре.
Так, российский историк и социолог Л.М Дробышева выделила четыре типа этноконфликтов:
статусные конфликты в союзных республиках, которые переросли в борьбу за независимость; статусные конфликты в автономных республиках и областях, возникшие в результате борьбы за повышение статуса;
этнотерриториальные конфликты. Противоборство между этносами по причине разграничения территориальных зон;
межобщинные конфликты, вырастающие на основе бытового национализма. Т.е. связанные, с тем же эгоизмом народа в общей групповой общине.
Следует отметит, что данные виды конфликтов в некоем смысле идентичные. Их можно видеть на примере межнациональной борьбы, на Кавказе, в Восточной Европе и Средней Азии.
Несомненно, окончательно разрешить тот или иной межэтнический конфликт невозможно. Пока существуют этносы, будут периодически возникать противоречия в их взаимодействиях. Поэтому главной проблемой конфликтологии является выявление межэтнических противоречий, их профилактика, поиск наиболее эффективных способов разрешения спорных вопросов между этносами, народами, этническими общностями.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Механизмы этноконфликтов
1.1. Этнос как субъект конфликта
Человеку, как существу биосоциальному необходимо постоянно коммуницировать с другими себе подобными людьми, а также принадлежать к определенной общности — семейной, религиозной, этнической, национальной. Важнейшей из общностей является этническая, так как она позволяется идентифицировать человека к определенной группе-этносу.
В 1923 году ученый С.Ш Широкогоров ввел понятие «этнос» в советскую Россию. Этнос — это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединенных общими объективными либо субъективными признаками, в которые включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид, менталитет и другое.
Что же касаемо этнического конфликта, то он характеризуется определенными организованными общественными движениями, наличием массовых беспорядков, массовых выступлений, митингов, в редких случаях доходит до гражданской войны, в которой мотивом является этническая напряженность или даже вражда. Субъектами в конфликте могут выступать отдельные индивиды, группы, классы, общности, нации, государства и другие. В национально-этническом конфликте как субъект чаще всего выступает либо государство в целом, так и отдельные общности.
Характеристика этнической общности является важной проблемой в процессе исследования психологической характеристики общества. Подобные объединения обладают важным значением для процесса становления и развития этноса.
В каждом этносе люди взаимодействуют друг с другом, эмоциональные взаимодействия людей оформляют этническую общность. Этнические общности передают этническую культуру из поколения в поколение .
На практике, а также в научных исследованиях Нация и Этнос не являются одним и тем же, это два совершенно разных понятия. В то время как этническая принадлежность (нация) является политическим сообществом, в том числе жителей страны одного государства, имеющего правительство, единые законы то Племя (этнос) — это социально-политическое объединение нескольких кровнородственных этнических общин, не обязательно находящихся на одной территории, имеющих общее государство, живущих под контролем общего правительства.
Ведя речь о понятии «этнос», важно уяснить происхождение этого слова. Древний корень, от которого образуется не только слово «этнос», но и «этос» (в значении мораль, этика, нравственность), означает определенную местность со своим населением. Эта местность может быть деревней или селом, но не городом.
По своему содержанию этнос является простым обществом, которое имеет привязку к определенной территории, являющейся для проживающих на ней лиц общей. Жители говорят на одном языке, имеют одну и ту же морально-нравственную систему регулирования отношений между собой, а также имеют общие культурные корни, соблюдают одни и те же традиции и обычаи.
Первым в научный оборот понятие «этнос» ввел русский ученый-этнолог, этнограф и социолог С.М. Широкогоров.
Этнос – это группа лиц, которые:
— Говоря на одном языке;
— Признают свое единое происхождение;
— Обладают комплексом обычаев, укладов жизни, хранимых и освященных традиций, отличаемых от обычаев других этнических групп.
Этнос – это сообщество всех этнических объединений людей, в том числе всех этнических общин страны и общин национальных меньшинств в стране, регионе, независимо от степени развития этнической общины.
Этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований .
Данные элементы общества не существуют отдельно, параллельно, но переплетаются, проникают друг в друга. Отношения в обществе разнообразны: рабочие отношения, речевая коммуникация, развлекательные мероприятия (фестивали, культурные мероприятия, развлечения или другая подобная деятельность осуществляется в рамках определенных привычек этнических общностей). Вот характерные черты сплоченности этнической общности.
В любой человеческой деятельности отсутствие доверия между членами сообщества может затруднить достижение общих целей при совместной работе. Когда речь заходит о доверии в одной группе, часто ссылаются на два фактора :
— сходство между частными лицами в обществе; сходство с точки зрения психологических и физических показателей между членами.
— отличие народа в обществе для посторонних. В каждой этнической общине ее члены осознают идентичность своей культуры и видят различия с другими этническими общностями. Это осознание является составным элементом доверия.