Курсовая теория на тему Национальная кухня России как часть культурного наследия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ 5
1.1Национальная кухня как элемент этнической идентичности 5
1.2 Национальная кухня как элемент социальной культуры 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1 История русской традиционной кухни 16
2.2 Русская национальная кухня в XIX-XXI веках 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Введение:
В культуре каждого народа всегда присутствует общее и особенное единичное, то есть национально-специфическое, что определяет систему ценностно-смысловых и ментальных символов, представляющих этно-национальную самобытность нации, национальную культуру, которые обеспечивают ее единство и отличие от других культур. Одним из таких национально-специфических явлений культуры является национальная кухня — не просто отличительный стиль приготовления и потребления пищи, но и отражение деятельно-практического освоения окружающего мира в рамках социальной культуры определенной страны.
Национальная кухня, как и национальная культура, с одной стороны, наследует традиционные культурные смыслы, которые основываются на традиционных этнических, мифологических и отчасти религиозных ценностях, а с другой — ее обогащают изменения представления, которые отражают актуальную социальную реальность. Это определяет формирование в национальной кухне одновременно и качеств транслятора традиционных ценностей, и своеобразного индикатора и маркера социокультурных изменений. Кроме того, сейчас национальная кухня стала частью культурной дипломатии, в частности гастрономической, определенной одним из новых средств познания и продвижение культурных традиций страны в мире, в т. ч. кулинарных.
Важность культурологического исследования национальной кухни обусловлена также тем, что на примерах становления и постепенных культурно-цивилизационных изменений в этой важной сфере социальной культуры можно проследить и осмыслить такие составляющие общекультурного процесса, как аккумуляция социально значимых знаний, между поколенная трансляция социокультурного опыта, социокультурная коммуникация, изменчивость культурных явлений, межкультурная интеракция и тому подобное.
Таким образом, целью данного исследования является анализ национальной кухни России как части культурного наследия.
Исходя из цели исследования, поставим такие задачи:
1) Рассмотрим понятие национальной кухни как элемента этнической идентичности.
2) Исследуем национальную кухню как элемент социальной культуры.
3) Проанализируем историю русской традиционной кухни.
4) Рассмотрим особенности русской национальной кухни в XIX-XXI вв.
Объект исследования — национальная кухня как часть культурного наследия
Предмет исследования — трансформация национальной кухни в условиях социокультурных изменений.
Методология и методы исследования. В рамках написания работы использовались такие методы: анализа и синтеза, диалектический, классификации, систематизации и обобщения.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, национальная кухня — это совокупность блюд, а также соответствующего стиля их приготовления, характерным для которого является использование специфических для данной страны продуктов и технологий их переработки. В широком смысле национальная кухня оформляет пищевые практики в одобренные культурой формы и коды, представляя соответствующие национально-культурные традиции, поэтому ее исследования нужно дополнить такими объектами, как пища и способ питания, которые вместе образуют иерархическую социально-культурную систему – национальную кухню.
Национальная кухня на уровне пищевых практик тесно связана с социокультурным контекстом. Она отражает урегулированное и ценностно закрепленное сожитие членов сообщества и обеспечивает в обществе: социальную регуляцию (детерминация поведения и интерпретация фактов сквозь призму еды и питания); интеграцию на уровне культуры повседневности (объединения на основе национальных кулинарных традиций); инкультурацию (овладение кулинарным опытом нации); идентификацию (отождествление с конкретной национальной кулинарной традицией); трансляцию социокультурного опыта (передачи пищевых кодов); межкультурную коммуникацию (как средство общения между представителями различных культур); выполняет символично репрезентативную функцию (с помощью блюд-символов представляет кулинарную культуру и значение блюда или продукта) и статусную функции (на основе пищевых предпочтений индивида определяется его положение в социальной иерархии) и др. Фактически национальная кухня на уровне человека демонстрирует специфику культурного развития нации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ
1.1 Национальная кухня как элемент этнической идентичности
Национальная кухня представляет собой совокупность представлений о пищевых предпочтениях определенного народа, считающихся репрезентативными и одновременно специфическими для данного этноса. Представления о пищевых привычках разделяются всеми носителями куль- туры и транслируются далеко за ее пределы.
В системе культурных маркеров определенного этноса кухня выступает естественным национальным феноменом, развивающимся стихийно, но в соответствии с внутренними закономерностями, и представляет собой механизм формирования этнической идентичности на уровне повседневности. В культуре конкретного народа именно национальная кухня далека от конструирования и способна сохранять свою уникальную специфику даже на протяжении определенного периода времени.
В системе культурных маркеров определенного этноса кухня выступает естественным национальным феноменом, развивающимся стихийно, но в соответствии с внутренними закономерностями, и представляет собой механизм формирования этнической идентичности на уровне повседневности. Процесс приготовления пищи и ее принятие выступают своеобразным культурным ритуалом, выполняя который человек осознает себя частью своей культуры и обособляет себя от другой, признавая тем самым свою идентичность. Так, отмечая, что традиции питания выполняют связующую роль между биологическим началом и культурой, Э. Лич подчеркивает их значимость как элемента материальной культуры, имеющего символический характер в социуме: «Food is an especially appropriate mediator because when we eat, we establish, in a literal sense, a direct identity between ourselves (culture) and our food (nature)» .