Курсовая теория на тему на выбор файл прилагается Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста (на примере возрастной группы по выбору)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков
самообслуживания детей в дошкольном возрасте. 5
1.1 Значение самообслуживающего труда в развитии детей
дошкольного возраста. 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей
дошкольного возраста 9
Выводы по первой главе. 19
Глава 2. Работа по формированию навыков самообслуживания
детей в ДОО 21
2.1 Методы и приемы организации работы по формированию
навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста. 21
2.2 Закономерности формирования навыков самообслуживания
у детей дошкольного возраста. 28
Выводы по второй главе. 32
Заключение. 33
Список литературы.. 35
Введение:
Актуальность
темы исследования. Среди воспитательно-образовательных задач, предъявляемых
обществом к личности человека, является воспитание, развитие и формирование
самостоятельности. Для ребенка дошкольного возраста это базовая характеристика,
и она проявляется в том, что ребенок владеет навыками и умениями
самообслуживания. Самостоятельность способствует формированию ответственности,
которая проявляется в волевых усилиях, в ситуациях выбора между «можно» и
«нельзя», «хочу» и «должен».
Следует отметить, что
развитие умений и навыков самостоятельности происходит в ходе усвоения
действия, путем упражнений. Образование умений и навыков у человека —
сознательный процесс, в их формировании существенную роль оказывает осознание
цели и задачи действия. Человек должен осознать — что должно быть получено в
результате действия и на отдельных его этапах. Необходимо отметить, что навыки
самообслуживания относятся к двигательным навыкам, и имеют сложную структуру.
Ребенок должен выполнить ряд психических действий, направленных на освоение
правильного, своевременного и быстрого выполнения действий. Это требует
осознания движений в действии, их пространственных, силовых и временных
характеристиках. Это сокращает количество проб на поиски нужных стандартов
движений. На формирование умений и навыков влияет планирование выполнения
действий в определенной последовательности. Необходимым условием при
формировании навыков является учет и анализ полученных результатов, допущенных
ошибок, причин их происхождения. Без такого сознательного самоконтроля не может
быть и надлежащей коррекции его дальнейшего совершенствования.
Навыки и умения
самообслуживания отождествлены с культурно-гигиеническими и
санитарно-гигиеническими навыками, связанными с соблюдением чистоты и порядка,
и они формируются под руководством взрослых. Самообслуживанием считается также
труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание,
прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Задача развития навыков
самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах развития личности, в том
числе в дошкольном возрасте. Она определяется с учетом возраста (от 1 до 6
лет), психофизиологических особенностей и возможностей ребенка и
воспитательно-образовательных целей взрослых.
Следует отметить, что
любая деятельность человека предполагает наличие большего или меньшего
количества навыков. Навык — действие, характеризующееся высокой степенью
освоения. Формирование умений, навыков самообслуживания, автоматизированных
действий, направленных на развитие поисково-творческой деятельности, требует
разработки специальной программы, основанной на развитии самостоятельности. Для
воспитателя не важен результат, а важно наблюдение за деятельностью детей и
определение способов и процессов выполнения действий, которые имеют связь с развитием
самостоятельности, самообслуживания, и выбором методов воздействия на развитие
ребенка.
Разработанность
темы. Изучения проблем самостоятельности ребёнка в наше
время ведётся в очень различных аспектах. Ведётся исследование сущности
самостоятельности, а также её природа. Их исследованием занимаются: Григорий
Алексеевич Балл, Павел Иванович Подкасистый, Антонина Георгиевна Хрипкова; они
ведут исследования по структуре и соотношению основных компонентов
самостоятельности, условиях и методах её развития, рассматривается взаимосвязь
самостоятельности с многими психическими процессами.
Общий анализ исследований
данной проблемы позволяет выделять ряд ступеней по формированию навыков
самообслуживания, а также характерные особенности проявлений навыков
самообслуживания детьми в разнообразных видах деятельности, на различных
возрастных этапах. Очень важным условием в развитии самостоятельности детей
младшего дошкольного возраста является сотрудничество, а также взаимодействие
воспитателя с детьми.
Объект
исследования: теоретические основы формирования
навыков самообслуживания детей в дошкольном возрасте.
Предмет
исследования: организация работы по формированию
навыков самообслуживания детей в ДОО
Цель
работы:
изучить формирование навыков самообслуживания детей дошкольного возраста.
Цель исследования
достигается с помощью решения таких задач:
1.На основе изучения и
анализа психолого-педагогической литературы выявить значение самообслуживающего
труда в развитии детей дошкольного возраста.
2.Рассмотреть психолого-педагогическую
характеристику детей дошкольного возраста;
3.Охарактеризовать методы
и приемы организации работы по формированию навыков самообслуживания у детей
дошкольного возраста.
4.Описать закономерности
формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных
задач используем теоретические методы
исследования: анализ, сравнение, обобщение.
Заключение:
Таким образом, наряду с
организацией правильного режима, питания, закаливания, большое место в работе
детского сада отводится воспитанию у детей навыков самообслуживания. От этого в
значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.
Самообслуживание – труд,
направленный на удовлетворение личных потребностей у маленьких детей, связанный
с процессом одевания, раздевания, приёма пищи и с соблюдением элементарных
правил личной гигиены (мытьё рук, пользование носовым платком и т.п.)
Формирование у ребенка навыков самообслуживания способствует процессу
социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет
достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его
членом.
У дошкольника развиваются самостоятельность,
умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Именно поэтому
организация в рамках дошкольного учреждения формирования навыков
самообслуживания так важна в общем процессе обучения и воспитания детей.
Организация самообслуживания и его воспитательные результаты зависят от
правильного педагогического руководства и взаимодействия с семьёй. Организуя
труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавить стремление к
самостоятельности, это великое «завоевание» трехлетнего ребенка – важный фактор
в формировании его трудолюбия.
Труд по самообслуживанию
имеет большие воспитательные возможности. В процессе самообслуживания у ребёнка
воспитываются стремление к аккуратности, привычка к опрятности, чистоте и
порядку, самостоятельность, умение и желание прилагать усилия для достижения
результатов.
Труд детей по
самообслуживанию различен, но содержание и методы руководства их деятельностью
должны всегда предусматривать формирование навыков и на их основе — воспитание
самостоятельности, деловитости, культуры деятельности, культуры поведения в
окружении сверстников, дисциплинированности.
Овладение навыками
самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям,
требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и
способствует выработке настойчивости.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков
самообслуживания детей в дошкольном возрасте
1.1 Значение самообслуживающего труда в развитии детей
дошкольного возраста
Сегодня одной из
приоритетных задач психолого-педагогической науки является проблема
формирования навыков самообслуживания у дошкольников.
Самообслуживание
рассматривается как важное средство трудового, нравственного и
санитарно-гигиенического воспитания детей. Овладение способами самообслуживания
позволяет уменьшить зависимость ребенка от окружающих, способствует повышению его
уверенности в своих силах, создает предпосылки для обучения другимвидам
деятельности и подготовки к самостоятельной жизнедеятельности. От уровня
сформированности навыков самообслуживания как важнейшего компонента самостоятельности
зависит социальная адаптация дошкольников, их целеустремленность и включение в общественно
полезный труд.
Проблема формирования
навыков самообслуживания занимает особое место в психолого-педагогических исследованиях.
Самообслуживание рассматривается многими учеными как важное средство трудового,
морального и гигиенического воспитания учащихся, условие подготовки их к
самостоятельной жизнедеятельности (Т. Алимова, В. Бондарь, Г. Година, Г. Дульнев,
Петрова, Б. Пинский, И. Розанов, Е. Русакова) [11, с. 56].
Анализ научной литературы
свидетельствует, что особенности формирования социально-бытовых навыков в общей
педагогике освещаются в контексте санитарно-гигиенического воспитания (В.
Горощенко, В. Кузнецова, Л. Мельчаков, С. Павлович, В. Пакулова) [32, с. 126].
Отдельные аспекты
формирования навыков самообслуживания изучаются и в дошкольной педагогике: развитие
бытового сюжета в игре (А. Гаврилушкина, Н. Соколова) обучение предметным
действиям на занятиях