Курсовая теория на тему Музыкотерапия как средство развитие коммуникативных навыков у детей с РДА
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РДА 6
1.1. Расстройства аутистического спектра в структуре нарушений психического развития 6
1.2. Развитие коммуникативных умений у детей с РДА 10
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РДА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ 20
2.1. Музыкотерапия как метод арт-терапии 20
2.2. Значение музыкальной терапии в развитии коммуникативных навыков у детей с РАС 27
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Введение:
Актуальность исследования. Рост количества детей с аутизмом подчеркивает необходимость рассмотрения разных подходов к его определению, поскольку наряду с классическим аутизмом существуют и другие схожие с ним расстройства аутистического спектра. Проявления аутизма кардинально различаются в зависимости от тяжести и уровня развития болезни, а также действующего хронологического периода.
Расстройства аутистического спектра на протяжении последних десятилетий продолжают оставаться актуальной проблемой мирового значения. Распространенность аутизма в разных странах колеблется от 4 до 26 случаев на 10 тысяч детского населения, причем у мальчиков распространенность в 4-4,5 раза выше, чем у девочек [29, с. 62].
Аутизм является психическим расстройством, характеризующимся выраженным дефицитом навыков общения, а также личностных, речевых, социальных сторон развития. У ребенка выражены лишь стереотипные действия, направленные на неодушевленные предметы. Дети с аутистическим спектром характеризуются целым комплексом психических, социальных и биологических особенностей. У детей данной категории наблюдаются нарушения познавательной и эмоционально-волевой сфер; дефицит навыков общения, личностных, речевых и социальных сторон развития. Характерными чертами аутизма являются склонность к самоизоляции, отгороженность от окружающего и реального мира. Аномальное развитие наблюдается в сферах социального взаимодействия, нарушенного речевого общения и ограниченного повторяющегося поведения.
Проблема изучения коммуникативных возможностей детей с диагнозом аутизм — одна из наиболее актуальных в психологии и педагогике, поскольку дети данной категории отмечаются гораздо большими проблемами процесса общения, нежели нормально развивающиеся дети. Коммуникативные навыки рассматриваются как совокупность индивидуально-психологических особенностей, существующих на основе коммуникативных задатков и определяющих успешность овладения коммуникативной деятельностью.
Изучением особенностей развития детей с РАС занимались многие ученые (Е.Р. Баенская, В.М. Башина, М.Ю. Веденина, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская и др.). Е.Р. Баенской, М.Ю. Ведениной, АК.С. Лебединской, В.В. Лебединским, М.М. Либлинг, О.С. Никольской, и др. исследуются особенности овладения детьми с РАС навыками социального взаимодействия.
На сегодняшний день существует немало методик, направленных на коррекцию коммуникативной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра, и одной из эффективных методик является музыкотерапия. Это метод арттерапии, основанный на использовании музыки как средства коррекции. Музыкальная терапия одновременно является средством коммуникации, способствует активизации чувств и переживаний ребенка, ускоряет процессы познания. Терапевтическое воздействие музыки необходимо для выстраивания реальных взаимоотношений с ребенком, который не способен наладить таковые обычными средствами. В ходе прослушивания музыки ребенок получает положительные эмоции, повышает уровень коммуникации за счет включения во взаимодействие с новой для него средой.
Методологические основы аспектов исследования определили:
— фундаментальные положения об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития (Л.С. Выготский; А.В. Запорожец; В.В. Лебединский, А.Н. Леонтьев; В.И. Лубовский, и др.);
— современные подходы в области коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями (И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, У.В. Ульенкова и др.);
— описание сенсомоторных, интеллектуальных, речевых, эмоциональных факторов развития детей с РАС (Е.Р. Баенская, Е. Каган, О.И. Каннер, М.М. Либлинг, О.С. Никольская, и др.);
— теоретические положения о музыкотерапии как средстве коррекционного воздействия (А.С. Клюев, З. Матейова, А. Маслоу, С. Машура, В. Петрушин, В.С. Шушарджан и др.), в том числе на детей с ОВЗ (Д. Алвин, С.В.Покровская, Н.Н. Телышева, и др.)
Объект исследования: коммуникативные навыки у детей с аутизмом.
Предмет исследования: музыкотерапия как средство развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом.
Цель исследования: изучить возможности музыкальной терапии как средства развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть расстройства аутистического спектра в структуре нарушений психического развития. Описать специфику возрастных проявлений аутизма.
2. Охарактеризовать особенности развития навыков коммуникации у детей с РДА.
3. Охарактеризовать музыкальную терапию как один из психокоррекционных методов арт-терапии.
4. Показать возможности применения музыкальной терапии как средства развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом.
5. Сформулировать полученные выводы.
Методы исследования: анализ, синтез, классификация, обобщение.
Структура исследования. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Обзор литературных источников показал, что проблема социального взаимодействия детей с ранним детским аутизмом в современном обществе является одной из актуальных проблем социальной, возрастной, клинической и специальной психологии и педагогики. Социальная значимость проблемы формирования коммникативных навыков у аутичных детей требует совершенствования и проведения исследований в данном направлении.
В структуре нарушений психического развития синдром раннего детского аутизма занимает особое место. Детский аутизм относится к общим расстройствам психологического развития. При раннем детском аутизме отмечается диссоциация интеллектуального развития, в совокупности с неравномерностью поражения познавательных процессов. Ведущими симптомами аутизма являются качественные нарушения социального взаимодействия; ограниченные и повторяющиеся стереотипные шаблоны в поведении, интересах и деятельности.
Нарушения в сфере коммуникации и социального взаимодействия являются одним из диагностических критериев расстройств аутистического спектра. По мнению многих экспертов, причиной нарушения коммуникативной сферы являются сенсорные проблемы аутичных детей. В связи с этим возникают трудности с пониманием речи, считыванием эмоций у собеседника и т.д. Нарушается мотивационный компонент общения, общение не воспринимается как способ обмена информацией с людьми.
Одним из ведущих признаков расстройств аутистического спектра является несформированность коммуникативных навыков. Отсутствие мотивации к коммуникативному взаимодействию обусловливает нарушения довербального и вербального этапов становления речи, а неспособность к установлению эмоционального контакта с партнером по общению приводит к неправильному восприятию ребенком поведения окружающих. В основе механизма нарушения речевого развития у детей с РАС лежит дефицитарность единства перцептивной, моторной и коммуникативно-поведенческой базы речи, затрудняющей освоение речи в качестве способа общения. Одним из ведущих недостатков вербальной коммуникации является неспособность детей с РАС вступать в диалог, наблюдается ограниченность речевой коммуникации. Попытки коммуникации детей направлены не на сам факт общения, а на удовлетворение какой-либо потребности.
Музыкотерапия относится к видам арт-терапии, и является эффективным средством развития коммуникативных навыков у детей с РДА.
Музыкальная терапия способствует подключению к общению слухового, зрительного, тактильного восприятия ребенка, что способствует обеспечению двигательного контроля, активизации когнитивных и психических процессов. Терапевтическое воздействие музыки необходимо для выстраивания реальных взаимоотношений с ребенком, который не способен наладить таковые обычными средствами.
На первом этапе спонтанный музыкальный опыт как бы обходит стороной вербальный язык и удовлетворяет потребности ребенка в невербальном самовыражении. В рамках второго этапа происходит осознание ребенком с аутизмом как музыкальных, так и человеческих взаимоотношений, на которых построен процесс занятий музыкальной терапией. На третьем этапе музыкальная терапия становится для ребенка РДА жизненно важной поддержкой и источником общения.
Таким образом, музыкотерапия является эффективным средством налаживания взаимодействия ребенка с РАС с внешним миром, поскольку музыка имеет эффект стимулятора эмоций, способствующих коррекции навыков коммуникации ребенка.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РДА
1.1. Расстройства аутистического спектра в структуре нарушений психического развития
Расстройствами аутистического спектра (РАС) обозначается спектр характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения, затруднений социального и коммуникативного взаимодействия, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов (Лич Д.) [20]. Впервые термин «аутизм» был введен в 1912 году Э. Блейлером для обозначения особого состояния аффективной сферы и мышления, а в 1943 году описан Л. Каннером [14].
Название синдрома раннего детского аутизма происходит из анализа «экстремального одиночества». Аутизм является психическим расстройством, характеризующимся выраженным дефицитом навыков общения, а также личностных, речевых, социальных сторон развития [27].
Согласно Международной классификации болезней, детский аутизм относится к общим расстройствам психологического развития (F84). Для идентификации связанных с данными нарушениями заболевания либо выявления умственной отсталости приняты дополнительные коды — атипичный аутизм (F84.1); синдром Ретта (F84.2); другое первазивное (дезинтегративное) расстройство детского возраста (F84.3); синдром Аспергера (F84.5). В соответствии с «Руководством по диагностике и статистике психических расстройств» Американской психиатрической ассоциации в новом классификаторе диагнозы аутизма изменены на категорию «расстройства аутистического спектра».
Классический аутизм (инфантильный, детский аутизм) (F84.0) — это тип общего нарушения развития, обусловленного аномалиями и задержками развития, проявляющимися у ребенка до трех лет; психопатологическими изменениями в социальных взаимодействиях; стереотипность и ограниченность поведенческих и коммуникативных функций; представляет собой сложнейшее нарушение развития и относится к категории первазивных расстройств.