Курсовая теория на тему Музыкальные тенденции как ресурс в развитии танцевального потенциала подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой темы 5
1.1. Психологическая характеристика развития подростка 5
1.2. Влияние танцев на состояние подростков 10
Глава 2. Особенности развития танцевального потенциала подростков 14
2.1. Взаимосвязь музыкальных тенденций и хореографии 14
2.2. Особенности восприятия подростками музыки в хореографии 19
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Введение:
Актуальность работы заключается в том, что мы живем во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребенок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидение, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – все это приводит к недостатку двигательной активности ребенка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “душа” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения здоровья. Искусство танца — великолепное средство воспитания и развития маленького человека.
Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности.
На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка, для этого и вводится название – ритмика. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у дошкольников способностей. Танец как вид художественной деятельности, оптимален для формирования и развития у детей творческих способностей и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры.
Объект исследования – процесс развития танцевального потенциала подростков
Предмет исследования – музыкальные тенденции в танцевальной индустрии
Цель исследования – изучить особенности музыкальных тенденций как ресурса в развитии танцевального потенциала подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть психологическую характеристику развития подростка;
2. изучить особенности влияния танцев на состояние подростков;
3. проанализировать особенности развития танцевального потенциала подростков;
4. проанализировать особенности восприятия подростками музыки в хореографии.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, переход к подростковому возрасту ведет к утрате детской непосредственности. Дети начинают проявлять подчеркнутую самостоятельность, острый интерес к окружающим, их активность приобретает определенную целенаправленность. Однако эта активность имеет детские черты. Поставив себе какую-нибудь задачу, подросток иногда быстро изменяет ей, увлекшись каким-нибудь другим делом. В погоне за личными достижениями подростки могут брать на себя непосильные задачи. Так, занимаясь в хореографическом коллективе, подростков не удовлетворяют простые и доступные танцевальные движения. Особенно это касается парней.
Стремление мальчиков к исполнению чрезмерно трудных, непосильных для них движений, с которыми они знакомятся по выступлению профессиональных танцоров ведет к переоценке сил. Беседы и методические указания помогут понять бесполезность подобной механической отработке движений, не связанных не с каким содержанием, заманчивых только своей технической трудностью. Девочки этого возраста также склонны переоценивать свои возможности. Их влечет к сценической деятельности, появляется активное стремление выделиться, чтобы успешно бороться с этими нездоровыми настроениями, необходимо проявить много такта и большое терпение. Каждый педагог должен помнить, что, отличаясь повышенной чувствительностью, подростки болезненно воспринимают критику. Следует осторожно и очень конкретно указать на недостатки.
В подростковом возрасте отношения между детьми начинают принимать более сознательный и осмысленный характер. Проявляется умение владеть собой, сдерживать себя, приходить на помощь друг другу, уметь убедить другого, если он не прав и так далее. У подростков дружеские отношения отличаются большей сознательностью. Дружба устанавливается с меньшей доверчивостью, но отличается стойкостью и постоянностью. В ней проявляется перспективна длительной совместной деятельности. Занятия с подростками следует проводить на более сложном материале. В более значительно быстром темпе.
Учащиеся способны к усвоению более сложных танцевальных движений. Это позволяет их знакомит с более сложными комбинациями танцевальных движений.
Большой интерес представляют народные танцы, требующие особой яркости и четкости исполнения. Те танцы, в которых рельефно отражается народный характер и особенно выразительные образы. При этом наличие участников в коллективе не многочисленно.
Обычно из-за большой загруженности учебными занятиями школьного процесса регулярное посещение хореографического коллектива представляет большую нагрузку.
Старшие школьники нуждаются в особом подборе репертуара, так как с ними могут быть разучены танцы по своему содержанию и форме соответствующие их возрастному развитию. Для них необходимо включать дополнительный репертуар
Таким образом, подростковый возраст обусловлен духовным ростом, изменением статуса ребенка, как социального – новые отношения с ровесниками, учителями, близкими, расширение поля деятельности, так и психического – возникновение чувства взрослости у подростка.
Важнейшим обстоятельством, которые влияют на зарождение кризиса, является глубокая неудовлетворенность собой и рефлексия на внутренний мир. Потеря способности оценивать самого себя, противоречие предыдущих представлений о себе с настоящим образом – ключевое содержание подростковых переживаний.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой темы
1.1. Психологическая характеристика развития подростка
Подростковый возраст представляет собой переход от детства к отрочеству (11-16 лет). В данном периоде, по мнению Л.С. Выготского, одновременно присутствуют и «детские», и «взрослые» тенденции поведения:
1) тормозящие развитие тенденции (низкий уровень социальных обязанностей и ответственности, родительская опека и т.п.);
2) тенденции, способствующие взрослению (феномен акселерации, рост самостоятельности, появление субъективного ощущения взрослости и т.п.) .
С одной стороны, к подростку предъявляются повышенные требования со стороны родителей, педагогов, а с другой стороны подросток еще не обладает взрослостью, внутренней ответственностью, зрелым отношением к жизни. Его самосознание, образ «Я», ценности только формируются. В подростковом возрасте происходят кардинальные преобразования в сфере сознания, деятельности, в межличностных отношениях. Значительно увеличивается количество стрессовых факторов в значимых для подростка видах деятельности .
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте изменяется в связи с тем, что подростки активно пытаются приобщаться к взрослой жизни, его нормам и ценностям. Основное новообразование подросткового периода – это «чувство взрослости», появляющееся в ходе развитие самосознания и самооценки, когда у подростка появляется интерес к себе как личности, к узнаванию своих возможностей и способностей. В подростковом возрасте самосознание еще достаточно неустойчиво, Я-концепция формируется, подросток пытается понять самого себя и свои возможности.
С точки зрения И.С. Кона, основными линиями развития личности в подростковом возрасте являются:
1. Процесс сепарации и индивидуации (речь идет о постепенном отделении от семьи, от родителей, поиск себя).
2. Процесс самоопределения (подросток узнает самого себя, формирует ощущение собственного «Я» – данный процесс является сложным и болезненным).
3. Процесс определения референтной группы (подросток задает себе вопросы «Кто я?», «С кем я?». В подростковом возрасте особенно важным является принятие сверстниками, эта потребность в установлении связи превышает потребность в самоуважении. Подростку важно сформировать удовлетворяющую его референтную группу.
4. Процесс развития половой идентификации. Подростки открывают свою сексуальность, проявляют интерес к противоположному полу, это вызывает разного рода переживания.
5. Процесс формирования личной системы ценностей. До подросткового периода преобладающей является система ценностей взрослых (родителей, педагогов), после – подросток пересматривает ранее усвоенные ценности, подвергая прежние установки сомнению.
6. Процесс формирования жизненных ориентиров, целей, профессиональное самоопределение .
А.Е. Личко выделяет пять точек амбивалентности (противоречивых тенденций) в поведении подростка:
1. Подросток протестует против контроля со стороны взрослых – и в то же время нуждается в адекватной помощи от взрослых, которые должны быть рядом, когда подростки принимают, возможно, неправильные решения, и помогать им учиться на собственных ошибках. В то же время у подростков должно быть достаточно свободы, чтобы иметь возможность на неправильные решения.
2. Стремление к близости – страх близости. Подросткам хочется иметь близкие отношения с другими, как со сверстниками, так и с авторитетными взрослыми, но они подозрительны, поэтому долго «проверяют» отношения.
3. Испытание на прочность внешних границ – поддержка и забота со стороны взрослых. Структура или система (семья, школа, церковь, порядки в учебном заведении и т.д.) должны быть крепче, чем подростки, проверяющие их на прочность. Это основная составляющая безопасного взросления.
4. Мысли о будущем – ориентация на настоящее. Подростки, готовящиеся к поступлению в институт, с одной стороны хорошо понимают, что для этого нужно много заниматься, а с другой – им хочется свободно проводить время, отдыхать.
5. Сексуальное созревание – неподготовленность к сексуальному опыту в психологическом плане: подростки активно интересуются областью сексуальности, но вступать в сексуальные отношения эмоционально пока не готовы .
Неспособность подростков самостоятельно проживать стресс, делая для себя выводы, часто приводит к девиантному (отклоняющемуся) поведению. В качестве причин девиантного поведения можно выделить дезадаптацию подростка в ситуации школьного обучения, когда он не справляется с возложенными на него новыми обязанностями, с новой ролью и ответственностью за него, при этом не получает необходимой поддержки, заботы со стороны значимых взрослых (родителей, педагогов). Кроме того, у подростка могут не складываться отношения со сверстниками, от которых он может чувствовать отвержение и также отсутствие поддержки. Данная ситуация вызывает достаточно сильное психоэмоциональное напряжение у подростка, которое может находить выход в разного рода девиациях .