Теория музыки Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Музыкальная память.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТИПОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ЛИЧНОСТИ 4
2. МЕХАНИЗМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ЛИЧНОСТИ 12
3. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

 

  

Введение:

 

Функционирование памяти — сложный, многоуровневый процесс, который состоит из различных действий, операций, временных этапов и имеет собственные механизмы. Он требует привлечения других когнитивных процессов, специальных мнемических способностей, волевых усилий и мотивов личности, зависит от эмоций.
Общую память различают соответственно к включению в ее ходе различных модальностей; цели, целей и продолжительности запоминания. Нейрофизиологические, психофизические и педагогические аспекты исследования памяти достаточно изучены и актуальны, их рассматривают в своих исследованиях ученые современности. Специфика же музыкальной памяти предусматривает необходимость приспособления результатов данных исследований к музыкальной деятельности личности.
Вопросами классификации общей памяти личности занимались такие ученые, как: П. Блонский, А. Вейн, Р. Шиффин и Р. Аткинсон. К структуре, разделения музыкальной памяти на подвиды в своих исследованиях обратились А. Алексеев, Г. Уиппл, А. Корто, и К. Мартинсен. Музыкальную память в исполнительской деятельности музыканта-инструменталиста рассмотрели Л. Маккиннон, Г. Цыпин и С. Савшинский. Детальное изучение отдельных видов памяти имело место в научных трудах М. Кузнецова, М. Колтхарта, У. Джемса.
Цель — провести анализ существующих подходов к классификации музыкальной памяти личности и определить ее основные виды и методы развития в музыкальной деятельности.
Задачи
1. Рассмотреть типологию музыкальной памяти
2. Изучить механизмы музыкальной памяти
3. Проанализировать методы развития музыкальной памяти

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Музыкальную память мы рассматриваем не как отдельный вид общей памяти, а как симбиоз ее видов, функционирующих в музыкальном запоминании, сохранении и воспроизведении материала. Это память зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, кратковременная и долговременная.
В работе над развитием музыкальной памяти следует руководствоваться зависимостью процесса запоминания музыки от возрастных особенностей памяти личности. Включение различных видов памяти, сочетание того или иного вида с другим зависит от индивидуальных особенностей, способностей личности и от вида музыкальной деятельности. Основные процессы, законы и механизмы памяти, ее виды и характеристики присущи всем людям, независимо от их возраста.
Итак, ход процессов музыкальной памяти характеризуется общими чертами с основными мнемическими процессами, но существуют определенные специфические особенности, связанные прежде всего с музыкальным восприятием. Ход музыкальных мнемических процессов исключительно индивидуальный, ведь память связана с индивидуальными и личностными особенностями человека. Эффективность ее функционирования зависит преимущественно от того, насколько рационально она используется; имеет субъективную направленность и предполагает данный вид деятельности.
Результаты исследования могут быть полезными в контексте развития музыкальной памяти в разном возрасте, в разных типах музыкальной деятельности личности и служить инструментарием для дальнейшей разработки методической модели ее развития.
Логические средства запоминания, такие как содержательное группирование и содержательное соотношение улучшают запоминание. Логическая и эмоциональная памяти взаимодействуют в процессе изучения наизусть музыкального материала.
Произвольное и непроизвольное запоминание существуют в музыкальной педагогике и теории музыкального исполнительства. Важное условие произвольного запоминания — установка на изучение наизусть произведений. Главным при этом является осмысление репертуара, приемов и средств работы над ним. Преодоление и усвоение технических сложностей музыкальных произведений требует двигательной активности, формирования двигательно-моторного компонента музыкальной памяти, значение которого велико для музыканта-исполнителя. В этом случае осуществляется также непроизвольное запоминание.
Активная музыкальная деятельность, которая включает интеллектуально-эмоциональное и виртуозное техническое усвоение музыкального репертуара, обеспечивает сочетание процессов произвольного и непроизвольного запоминания.
Различные этапы работы требуют различных подходов к запоминанию, поэтому принципы работы Й.Гофмана и Г.М.Ципина могут быть ориентиром в работе.
Формирование и развитие музыкальной памяти происходит в соответствии с общими законами психологии и педагогики. Процесс формирования и развития музыкальной памяти связан с особенностями психики человека, его мышлением и профессиональной деятельностью.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТИПОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ЛИЧНОСТИ

В современных трудах исследователей проблемы развития памяти (А. Вейн, Р. Шиффин, Р. Аткинсон) существует несколько выдающихся подходов к их классификации. В качестве наиболее общих оснований для выделения отдельных видов памяти преимущественно рассматривают особенности деятельности по запоминанию и воспроизведению полученной информации.
Разделение на виды осуществляется учеными по разным факторам:
• по характеру психической активности, преобладающей в определенной деятельности;
• по разным модальностям;
• по характеру целей, цели деятельности, а именно ее наличия или же отсутствия;
• по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности, либо при установке продолжительности хранения).
Впервые по характеру психической активности память была классифицирована П.Блонским [2, 37].
Ученый выделяет такие виды памяти: образная, двигательная память, эмоциональная и словесно-логическая [2, 29-31]. Все они находятся в тесном взаимодействии и отдельно друг от друга почти не рассматриваются. Именно П. Блонскому удалось определить особенности и различия отдельных видов памяти.
Память музыкальная, на основании общих черт с общей памятью, имеет разделение на собственные виды, уровни, функционирует по сходным законам и изучается по определенным категориям. Механизмами есть те самые процессы, что и в общей памяти: запоминание, сохранение музыкальной информации, ее воспроизведение во время узнавания мелодий или их припоминании и забывания.
Типологическое разделение музыкальной памяти осуществляется на основании исследований многих ученых.
А. Алексеев рассматривает музыкальную память как «синтетическое» понятие, интегрирующее в себе слуховую, двигательную, логическую память, зрительную и другие виды памяти [1,104]. В своей работе «Методика обучения игре на фортепиано» он описывает виды памяти, включенные в музыкально-исполнительскую деятельность, а именно игру на фортепиано.
Он считает необходимым, чтобы у инструменталистов были развиты как минимум три вида памяти: слуховая, которая при восприятии и запоминании музыкального произведения является основополагающей для надлежащей работы в любой области музыкального искусства, в любом виде музыкальной деятельности субъекта образовательного процесса; логическая — связана с осмысленным отношением к содержанию произведения, его составных частей и характеристик музыки, закономерностей ее развития, и двигательная — важная для исполнителя-инструменталиста. Будучи по структуре способностью сложной, многосоставной (то есть, «ансамблем свойств»), в музыкальной памяти в органическом единстве взаимодействуют различные виды памяти [1,104].
Исследовательница вопрос игры музыкальных произведений наизусть Л. Маккиннон счтает невозможным существование музыкальной памяти в качестве некоего отдельного вида. Она отмечает, что музыкальная память — «это память уха, глаза, прикосновения и движения» [6, 19]. Мнение ученого Л. Маккиннон относительно разучивания музыкальных произведений заключается в том, что во время данного процесса в единстве «сотрудничают» несколько видов памяти — слуховая (имеет основной характер), осязательная и моторная (двигательная), а зрительная память «дополняет этот своеобразный квартет» [6, 21].
Также, как считает Г. Цыпин, музыкант-исполнитель опирается в своей практической деятельности на слухо-образную, эмоциональную, конструктивно-логическую и двигательно-моторную (или, как обычно говорят, «пальцевую») память [10, 101]. Названные им виды памяти могут выступать в самых разнообразных индивидуальных сочетаниях и комбинациях, к ним также может быть добавлена и зрительная память, что имеет определенное значение для отдельной части музыкантов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы