Хореография Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Музыка и роль в учебно-воспитательном процессе на занятиях хореографии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Понятие музыка и музыкальное сопровождение на занятиях по хореографии 6

1.1. Музыка как коммуникационный процесс на уроке хореографии 6

1.2. Взаимосвязь музыкальных тенденций и хореографии 8

Глава 2. Роль музыки в учебно-воспитательном процессе 15

2.1. Влияние музыки на гармоничное развитие детей на уроках хореографии 15

2.2. Особенности восприятия учащимися музыки в хореографии 16

Заключение 22

Список используемой литературы 23

  

Введение:

 

Актуальность работы. Особенная роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит семье, обладающей решающим значением в формировании личности детей. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детском возрасте сложно восполняется впоследствии. Главное, чтобы уже в самые первые годы жизни с ребенком рядом был взрослый, способный раскрыть перед ним красоту музыки, привнести возможность прочувствовать ее. Семья – это первая и более значимая ступень для вхождения ребенка в мир музыки. Чем выше музыкальная, социальная культура родителей, тем наиболее адекватно оценивают они эмоциональную сферу своего ребенка, тем содержательнее становится музыкальное воспитание их детей.

Музыкальное искусство обладает большим значением в процессе воспитания культуры, духовности, чувств, развитие познавательной и эмоциональной сторон личности индивида. Музыкальные занятия – это значительный этап музыкального воспитания ребенка. В результате дети приобретают огромный, в сравнении с иными видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятие – о мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы крайне важно проведение досугов, праздников, развлечений музыкального направления.

На сегодняшний день существуют исследования, которые доказывают положительное воздействие музыки на ребенка еще в утробе матери. Всем известно, что живущий в утробе ребенок все слышит и понимает. Звуки музыки сохраняются в мозгу малыша, оставляя там матрицу впечатлений. Они имеют влияние на активное развитие коры головного мозга, которая отвечает за умение анализировать, запоминать, иначе говоря, показывает уровень способностей ребенка к обучению. И затем, прослушивая произведения Бетховена, Моцарта, Вивальди родитель прививает ребенку хороший вкус и укрепляете его нервную систему. Ребенко, слушая мелодию карусельки над кроваткой, перестает плакать, замирает, успокаивается.

В процессе работы над развитием творческих способностей, в особенности на ранних его этапах, значительную помощь оказывает применение детских музыкальных инструментов. Их применение вызывает большой интерес у детей, привносит разнообразие в учебно-воспитательный процесс занятия, помогает развитию ритма, музыкальной памяти, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков, всячески стимулирует творческую инициативу, прививает любовь к коллективному музицированию.

Актуальным и важным для современной музыкальной педагогики остается разработка инновационных авторских методик музыкального образования и воспитания; поиск действенных механизмов музыкального воспитания и глубокое осмысление состояния музыкального воспитания в России.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в хореографическом коллективе.

Предмет исследования – Роль музыки в учебно-воспитательном процессе.

Цель исследования – изучить особенности музыки и ее роли в учебно-воспитательном процессе на занятиях хореографии.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Определить музыку как коммуникационный процесс на уроке хореографии;

2. изучить взаимосвязь музыкальных тенденций и хореографии;

3. выявить влияние музыки на гармоничное развитие детей на уроках хореографии;

4. проанализировать особенности восприятия учащимися музыки в хореографии.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать вывод, что музыка имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе по хореографии.

Понятие музыка отображает преимущественно человеческие переживания, и придает особенную выразительность танцу, соединяясь с движениями, жестами и мимикой. Музыка способна помогать художественному описанию образов, дополняя сюжет танца, предопределяя общее развитие действия, музыка способствует выражению радости и легкости исполнения движений.

Полноправным и главным и участником творческого процесса и соавтор педагога считается концертмейстер. Работа концертмейстера хореографического отделения считается неотъемлемой частью единого процесса обучения хореографии. Концертмейстер всегда находится в поиске, урок требует непрерывного внимания, музыка обязана отображать характер танца и усиливать восприятие.

Музыкальное воспитание – это одна из значимых составляющих гармоничного развития ребенка, представляющий собой целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, который способен оценивать и воспринимать прекрасное.

Музыка может способствовать развитию и гармонизации каждой духовной способности детей, и обладает тесной связью с нравственным воспитанием. Благодаря музыке ребенок тянется к добру интуитивно.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие музыка и музыкальное сопровождение на занятиях по хореографии

1.1. Музыка как коммуникационный процесс на уроке хореографии

Музыка как аккомпанемент к движениям танца, к пению вокалистов, к декламации чтеца должна способствовать абстрагированию в процессе познания. Она должна направлять танцоров, вокалистов, инструменталистов к поставленным ими целям. Тогда эффект прекрасного, возвышенного обязательно будет достигнут. А это значит, что действие рано или поздно захочется повторить, несмотря на его сложность.

Английский философ Джордж Беркли внес большой вклад в теорию познания, особенно в концепцию зрительных восприятий. Он считал, что музыку слышит все тело, что идеи пространства, внешнего мира и вещей, помещенные на расстоянии, не составляют предмета зрения, они столько же воспринимаются глазом, сколь и ухом . Беркли отождествляет ощущение зрения, слуха, осязания. Учение об абстракции — теоретическая основа его «Трактата о принципах человеческого знания». Человеческому уму вполне по силам разделение некоторых качеств, скажем, абстрагирование от запаха вещи при сохранении ее зрительного образа. Музыка — абстрагирование от психологической зависимости сделать все правильно в движении, иначе движение по большому счету не состоится. Идем по понятию Джорджа Беркли: чтобы научиться видеть, надо слушать, чтобы научиться слушать, надо видеть . Музыка есть красота. Понятие прекрасного входит в эстетические категории.

Музыка может изобразить все, и прежде всего, душевные проявления. В музыке есть логика, помогающая связать целое из всех частей, из которых получается нужное движение. Аналогия между музыкой и языком уходит своими корнями в средневековье. Язык придает смысл действию, музыка помогает действию свершиться .

Любой урок – это коммуникативный процесс. Коммуникационный процесс – это обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации. Педагог различными способами передает информацию ученикам. Самый идеальный вариант общения на уроке – деловое общение. В нем интересы дела превыше личных. Многолетний опыт работы в классе хореографии подсказывает, что для лучшего достижения делового общения нужен такое понятие, как менторинг. Формально ролевого обучения, когда ученики знают, что перед ними педагоги, не всегда достаточно для приема информации. Менторинг – это наставничество, мотивация лидерства. Очень важное значение в работе специалиста имеет рейтинг его профессии, а для профессии концертмейстера это означает быть помощником хореографа, подхватывать идеи как педагога, так и исполнителей.

Известный швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз считал, что музыка преобразует телесность. Тело должно стать инструментом, способным без участия сознания откликаться на музыкальные мысли. Разные виды искусстве (музыка, живопись, танец, скульптура, кинематография) имеют свои выразительные средства. Выразительные средствами музыки являются мелодия, ритм, лад, гармония, регистр, тембр, динамика, темп, нюансы, штрихи, форма. Ритм – одна из выразительных средств музыки. Ритм в музыке – одно из определяющих факторов стилистики и жанровой направленности. Ритм — это порядок движения. Мышечные восприятия ритмов окружающий среды заложены в человеке природой, но они требуют большего совершенствования, чем слуховые и зрительные . Из ритма рождены и пластика, и музыка. Ритм – это организация времени. Многие танцы, особенно восточные, исполняются под ритмичные удары барабана. Еще один танцевальный инструмент- баян. Классическая музыка-кладезь для создания аккомпанемента к танцу.

Классическая музыка очень рамочная, так как написана по определенным музыкальным законам. Как и специальная музыка для балетов, она может быть вариантом музыкального сопровождения движения. Музыка должна побуждать к движению, помогать ему свершиться. Классическая музыка всегда стремится к устойчивости. Многолетний опыт работы в классе хореографии подсказывает, что лучше делать переложения из оперной, симфонической, вокальной музыки, из оперетт.

Музыка старинных мастеров И.С. Баха, Л. Бетховена, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, К.Черни по стилю пригодится танцевальным упражнениям.Также оформить урок хореографии поможет музыка композиторов — романтиков — Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, Г. Венявского, А. Вьетана, Ш. Гуно, Д. Верди, И. Штрауса, А. Скрябина, С. Рахманинова, Д. Бортнянского и т.д.В эпоху Романтизма расцвела сонатная форма. Четыре мелодии разного характера только в первой части сонатного аллегро из сонатин великих композиторов в основном подойдут под более мелкие и быстрые движения. Если нужна чистая лирика, подходят сонатины М. Бортнянского — кладезь гениальности. Сухая классическая форма сонатного аллегро приобретает у М. Бортнянского внешнюю простоту благодаря очаровательным темам.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы