Источниковедение Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Музейные коллекции как исторический источник.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты деятельности музеев. 6

1.1. Сущность понятий «музей», «музейный экспонат». 6

1.2. Особенности музейных коллекций и их отличие от
частных. 10

Глава 2. Особенности музейных коллекций как исторического
источника. 13

2.1. Музейные коллекции как исторические источник. 13

2.2. Особенности существования музеев в современных
условиях. 17

Заключение. 25

Список используемой литературы.. 27

 



 

  

Введение:

 

Актуальность работы. В
современное время в исторической науке образовались тенденции, которые имеют
связь с расширением поля ее деятельности, источниковой базы, методов
исследования.

Потенциальным
информационным ресурсом исторической науки, разумеется, считаются музейные коллекции.

Музей
как хранитель культурного наследия, как исторический источник, является
историческим феноменом, потому представляет интерес для исторической науки.

Однако,
несмотря на это, сложный по составу и доступности фонд источников музеев, в особенности
региональных, остается вне магистральных путей развития науки.

Музейные
коллекции в современном музееведении являются определенной совокупностью
музейных предметов, которые скомплектованы, основываясь на определенных признаках,
и основной формой хранения музейных предметов в структуре общего музейного
собрания, которая конкретным образом определяется музеем на общепринятой
научной основе.

Музейные
коллекции позволяют сформировать конкретные представления об особенностях
свойств, параметров тех или иных объектов, явлений, процессов, развивающихся в
природной или социально-природной среде.

В
этом смысле музейные коллекции являются простыми или сложными объектами
наглядности.

Коллекционирование
отображает потребности общества, которые обозначены Странским З. как
«музейность», теоретически обоснованы Сапанжа О. С. как «способ
наделения субъектом особыми свойствами объектов реального мира, которая имеет
цель сохранить исторический потенциал и творческий резерв опыта человечества и
реализуется в собраниях предметов, которые репрезентируют опыт человека,
сообществ, нации, человечества и т. п.

Музейные
коллекции в современное время являются единственными свидетельствами созданных
шорцами объектов культурного наследия, утраченных в среде бытования.

Исследование
объективных свидетельств о культуре прошлого непосредственно имеет связь с
изучением материалов музейных собраний, среди которых существенная роль
принадлежит музейному предмету. Касательно музейного предмета и музейного
объекта в современном музееведении имеется тенденция рассматривать их как
тождественные понятия.

Дефиниция
музейный предмет трактуется авторами «Словаря музейных терминов» через музейный
объект: «Музейный предмет – является движимым объектом культурного…
наследия, первоисточником эмоций и знаний, который изъят из среды бытования либо
музеефицированный вместе с фрагментом среды и включенный в собрание музейное».

Необходимо
подчеркнуть замечание российских музееведов Мастеницы Е. Н. и
Шляхтиной Л. М. о том, что в современной музеологии не существует
единства мнений и не существует канонического определения музейного предмета.

Объект исследования
– музейные коллекции.

Предмет исследования
– музейные коллекции как исторический источник.

Цель исследования
– изучить особенности музейных коллекций как исторического источника

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Определить сущность понятий
«музей», «музейный экспонат»;

2. изучить особенности
музейных коллекций и их отличие от
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Таким
образом можно сделать вывод, что музей является хранилищем гигантских и неиссякаемых
запасов знаний, которые сохраняются в фондах.

Музей,
имея подлинные предметы, которые являются участниками многих событий и
сопутствуют людям, предоставляет возможность ответить на те либо другие
вопросы.

В
настоящий период времени внедрение многообразных музейных коллекций в
источниковую базу – это один из ключевых этапов исторических исследований.

Музеи
считаются хранилищем самых различных предметов, от личных вещей до
делопроизводственных документов. Введение в научный оборот музейных предметов и
коллекций дополняет имеющуюся источниковую базу.

В
музейном поле предметы теряют изначальное значение и функциональность, присущие
им в обычной среде бытования, из которой они были извлечены и обретают статус
знаков отражаемой реальности, иначе говоря, в современном музее не может быть
места без интерпретации, которая заключена в музейном предмете информации, основываясь
на использовании научных методов благоприятствует сохранению утраченных в
естественно-культурной среде объектов наследия и их внедрению в пространство
современного музея.

Сохранение
и презентация в музейном пространстве нематериальной составляющей
художественного наследия, иными словами, их актуализация, способна
реализовываться в рамках разных форм культурно-образовательной деятельности
музеев (мастер-классов и др., акций и интерактивных экскурсий) с
помощью методов моделирования, интерпретации и реконструкции.

Реконструкция
способна реализовываться при помощи исчерпывающих данных о приемах
декорирования при соблюдении традиционных технологий и традиционной
орнаментации.

Моделирование
является одним из предпочтительных методов для его применения социокультурной
ситуации в современный период времени, так как он предусматривает воссоздание
объекта художественного наследия, основываясь на аналогиях и гипотезах;
интерпретация технологий семантики декора и декорирования как нематериальных
объектов происходит при помощи музейных предметов.

Таким
образом, в современное время, когда историко-культурное наследие способно приобретать
статус исчезающего, его актуализация может проходить с помощью исследования объективных
источников, какими являются полевые дневники исследователей, музейные
коллекции, фотоархивы.

В современное
время, предпочтителен культурологический подход в рамках музееведения,
ориентированный на выявление музейных предметов как объектов историко-культурного
наследия, «прочтение» их информационного поля и презентацию в современном музее.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты деятельности
музеев

1.1. Сущность понятий «музей», «музейный
экспонат»

 

Музей
является формой социальной памяти, в которой любая вещь хранит в себе историю
народа, языка, культуры, природы и самого музея. Однако, музей также является
средством популяризации науки. Его посетителями являются – школьники, ученые, студенты,
рабочие. Каждый из них видит что-то свое, индивидуально воспринимая тот либо
другой экспонат.

Музейный
экспонат — это материальное свидетельство динамики социальных и природных процессов.
В использовании музейных коллекций в учебном процессе реализуется принцип
наглядности, а это может способствовать формированию актуальных и точных
представлений об объектах, явлениях и процессах, не всегда доступных для
непосредственного восприятия.

Музей
тихо и ненавязчиво обогащает и формирует память, сознание, чувство
сопричастности к мировому и региональному культурному наследию. Современные
технические достижения (компьютеры, аудиозапись и видеозапись) могут позволить
существенно расширить познавательные функции музея.

Музееведческая
работа должна идти в плане увеличения информативности каждой вещи. Вещи, которые
взяты из ранних культур, обладают не только внешним сходством, одинаковыми считаются
и их практические (утилитарные) функции.

Но
содержание культуры определяет не только утилитарные, но и символические
функции. К ним относятся, к примеру, правила использования, изготовления,
наследования, дарения. С ними связаны загадки, приметы, сновидения. Важно
раскрывать данный богатый «духовный» мир материальных вещей, который представляет
структуры повседневности древних культур, в экспозициях и выставках музея.
Точно так же за вещами скрываются формы собственности, которые имеют место в
традиционных культурах (семейная, личная и т.п.)[1].

Этнографические
и археологические материалы показывают, что в традиционных культурах практически
нет вещей, воспринимающихся лишь как повседневные, обыденные. С вещами всегда
связаны представления о сакральном.

Казалось
бы, вода, зола от сгоревших дров, бревно не имеют ничего священного,
сакрального. Но в каком-то отношении все это обретает сакральность. К примеру,
при помощи золы, воды, бревна древние народы и современные малые, относящиеся к
т. н. коренным, предсказывали будущее[2].

В
учебниках, специальных работах ученые зачастую характеризуют такую особенность
традиционных культур, как синкретическую. Под ней понимают нерасчлененность
сфер бытия. Человек включен в природные явления, мир вещей, во все процессы, потому
на них может воздействовать непосредственно. Данное воздействие осуществляется
магическими средствами, жертвоприношениями божествам, духам, богам.

Музей
имеет огромные возможности, чтобы показать разницу в мировоззренческих пластах.
В языческом (дохристианском) мировоззрении преобладает равенство человека с
миром сверхъестественных существ, потому духа – покровителя семьи можно было
наказать побоями, выбросить (если плохо помогает) и заменить новым
изображением.

К примеру, в
раннесредневековом жилище



[1] Дьячков А.Н. Социальные функции
музея: споры о будущем // Музееведение. На пути к музею XXI века. М., 1989.

[2] Сахаров И.П. Сказания русского
народа. Приокское книжное издательство, 2000.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы