Курсовая теория Экономические науки Финансы

Курсовая теория на тему Муниципальный бюджет и проблемы его балансирования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ 6
1.1. Понятие бюджета 6
1.2. Роль и сущность местного бюджета в социально-экономическом развитии муниципального образования 13
2. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ 16
2.1. Нормативно-правовая база для формирования местных бюджетов 16
2.2. Основные средства доходов и направления расходов муниципальных бюджетов 19
2.3. Проблемы сбалансированности местных бюджетов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Необходимым условием жизнеспособности о самоуправления на местном уровне является наличие достаточной экономической и финансовой базы для его осуществления. Местное самоуправление без этого эффективное местное самоуправление невозможно. Не случайно, что значительное место финансовым и экономическим основам местного самоуправления отводится в международно-правовых актах и российском законодательстве.
Деятельность в области экономики органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами и экономическими процессами на территории — важнейший компонент муниципальной деятельности. Именно использование экономических ресурсов территории позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению.
Реформа местного самоуправления является ключевым моментом современных преобразований в муниципальных финансах. Основные цели реформы — обеспечение на практике самостоятельности и экономической заинтересованности местной власти и ее ответственности перед людьми за результаты своей деятельности. Эта, реформа призвана реализовать принцип финансовой самостоятельности территорий и решить главную задачу — создать финансовые условия для их устойчивого развития.
Несмотря на то, что финансовая наука обладает широким спектром методических разработок в области оценки эффективности бюджетных расходов, внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительной власти и органов местного самоуправления, применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части среднесрочного бюджетного планирования, реформирование государственного (муниципального) финансового контроля и развитие внутреннего контроля, совершенствование системы государственных (муниципальных) закупок — требуют разработки новых научных подходов к оценке эффективности бюджетных расходов.
Реформирование организаций бюджетного сектора экономики и развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг также обозначили новые требования к оценке эффективности бюджетных расходов, связанных с функционированием этих институтов.
Таким образом, представляется крайне актуальным и востребованным в современных экономических условиях проведение исследования, позволяющего не только обобщить и сделать сравнительный анализ уже существующих предложений и разработок, но и сформировать новые подходы к развитию оценки эффективности бюджетных расходов с учетом особенностей их осуществления на муниципальном уровне.
Поэтому тема данной курсовой работы носит актуальный характер в современных условиях.
Цель работы – рассмотреть местные бюджеты как основу местного самоуправления и выявить проблемы его балансирования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать понятие бюджета.
2. Рассмотреть роль и сущность местного бюджета в социально-экономическом развитии муниципального образования.
3. Определить нормативно-правовую базу для формирования местных бюджетов.
4. Определить основные средства доходов и направления расходов муниципальных бюджетов.
5. Рассмотреть проблемы сбалансированности местных бюджетов.
Объект исследования – муниципальный бюджет.
Предмет исследования – формирование бюджета.
Сущность местных бюджетов, принципы их построения раскрываются в работах таких авторов, как: О.П. Кириленко, В. И. Кравченко, И.О. Лунина, Г.В. Деружинский.
При написании работы использованы методы сравнения, системного анализа, обобщения.
При написании работы использованы нормативно – законодательные акты в области муниципальных финансов, а также учебная, периодическая литература по управления муниципальными финансами.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Представляется крайне актуальным и востребованным в современных экономических условиях проведение исследования, позволяющего не только обобщить и сделать сравнительный анализ уже существующих предложений и разработок, но и сформировать новые подходы к развитию оценки эффективности бюджетных расходов с учетом особенностей их осуществления на муниципальном уровне.
Концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей. Финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.
Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении».
Таким образом, местный бюджет — бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления, на основе закрепленных федеральным законом статей Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Нормативно-правовая база для формирования местных бюджетов закреплена в Конституции РФ, Бюджетном Кодексе РФ и в ФЗ №с 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В целях повышения неналоговых доходов муниципалитетами могут осуществляться следующие мероприятия: оптимизация процентных ставок за пользование бюджетными средствами, утверждение программы приватизации муниципального имущества, начисление процентов по продленным и ранее предоставленным отсрочкам и рассрочками платежей в муниципальный бюджет, а также пересмотр ставок арендной платы в соответствии с рыночной ситуацией.
Сегодня можно найти много других способов увеличения доходной базы муниципалитетов. На пути поиска новых методов присутствуют различные препятствия, связанные с незаинтересованностью и отсутствием желания органов местного самоуправления реализовывать мероприятия по привлечению доходов на территориях образований. Их пассивные действия обусловлены нежеланием уменьшать дотации, поступающие из бюджетов субъектов РФ.
Как было сказано раннее, именно зависимость бюджетов не позволяет увеличить их доходность. Бюджетам муниципальных образований необходимо постепенно снижать дотационные поступления и преодолевать все имеющиеся препятствия самостоятельно, стараясь за счет грамотной оптимизации налоговой базы и неналоговых поступлений обеспечить равновесие расходов и собственных доходов.
Местные бюджеты в большей степени расходуются на культурную и социальную сферу (около 30%), на втором месте — ЖКХ. При этом стоит отметить, что структура различных местных бюджетов может различаться.
Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, а также регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов России, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Таким образом, от порядка формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации и объема, аккумулируемых в бюджетах финансовых средств зависит непосредственное решение социальных задач в муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации. В заключение необходимо еще раз отметить, что развитие межбюджетных отношений и улучшение финансового положения муниципальных органов напрямую зависит от формирования прочной финансовой базы, которая в свою очередь должна определяться законодательством. Именно законодательство закрепляет правовые гарантии местного самоуправления в сфере финансовой независимости.
Для решения проблемы финансовой независимости местного самоуправления необходимо двигаться по пути наращивания налогового потенциала местных образований, осуществления ими независимой бюджетной политики. Вместе с тем, нельзя полностью отказываться от финансирования муниципальных образований из бюджетов других уровней, которое осуществляется с целью выравнивания бюджетной обеспеченности. Такая помощь должна предоставляться лишь при реальном объективном недостатке бюджетного потенциала.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
1.1. Понятие бюджета

Более чем 200 лет финансовая наука предложила много теорий относительно бюджета. На ранних этапах она видела свою задачу в обосновании предложений правителя для разумного ведения государственного хозяйства. Эти предложения основывались на общечеловеческих ценностях и отражали рациональную, на их взгляд, бюджетную политику государства. В начале ХХ века появились первые научные определения бюджета. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона утверждает, что бюджет является общим финансовым законом, на котором строится роспись доходов и расходов государства. Именно в это время зарождается идея, ставшая господствующей во второй половине ХХ века, согласно которому с помощью бюджета государство, наряду с решением классических административных, политических и оборонных задач, должна выполнять социальную функцию общественного благосостояния, обеспечивать населению моральный достаток, комфортное и безопасное существование [17, c. 22].
Идея общественного блага приобрела решающее значение в теории бюджета и финансов в целом. Представители этой теории называют бюджет публичной или фискальной экономикой, производительность которой измеряется общественным объемом и качеством благ [20, c. 7].
В литературе насчитывается около 50 производных значений термина «бюджет», основными из них являются: под бюджетом понимают доходы и расходы одного человека; под бюджетом семьи — доходы и расходы отдельной семьи; под бюджетом предприятия, учреждения — входные и выходные денежные потоки; под бюджетом времени — баланс времени человека, группы людей, конкретного мероприятия; под бюджетом маркетинга — расходы на исследование рынка, товародвижения и сбыта товаров; под бюджетом государства — централизованный фонд финансовых ресурсов государства, используется для выполнения возложенных на нее функций, предусмотренных Конституцией; под бюджетом государственных централизованных фондов — входящие и исходящие денежные потоки централизованных фондов, не включаются в состав сводного бюджета [8, c. 37].
В ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации дается следующее определение бюджета: бюджет — план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в течение бюджетного периода [2].
Сущность бюджета, его экономическую природу отражают определенные экономические отношения. Участниками этих отношений является государство, субъекты хозяйствования всех форм собственности и населения: государство (нуждается в финансовых ресурсах для выполнения своих функций); субъекты хозяйствования всех форм собственности и направлений деятельности (как поставляют денежные ресурсы государству, так и могут их получать от нее в зависимости от места и роли в системе экономических отношений), население (которое может быть как налогоплательщиком, так и получателем денежных средств) [12, c. 67].
Экономическая сущность бюджета заключается в распределении и перераспределении валового внутреннего продукта между отраслями экономики, слоями населения и территориями с целью повышения эффективности экономики и благосостояния граждан. С его помощью государство предоставляет обществу блага и услуги, которые существенно влияют на уровень благосостояния и качество жизни. К таким благам относятся оборона страны, национальная безопасность и правопорядок, благоустройство, защита окружающей среды, образование, здравоохранение, наука, культура [13, c. 43].
Бюджетный механизм — совокупность средств, которые применяет государство с целью организации бюджетных отношений и обеспечения надлежащих условий для экономического и социального развития. Различают экономическое, политическое и общественное значение бюджета [21, c. 99].
Экономическое значение бюджета заключается в возможности государства в лице органов управления, путем мобилизации финансовых ресурсов и их распределения влиять на ход экономических и социальных процессов в государстве.
Политическое значение бюджета заключается в том, что его утверждает законодательный орган, в состав которого входят избранные народом представители — народные депутаты, таким образом, реализуется воля народа.
Общественное значение бюджета заключается в том, что с помощью бюджета решается вопрос социального характера — через бюджет финансируются наука, культура, спорт, здравоохранение, образование, обеспечение и содержание пенсионеров и инвалидов, и тому подобное. А также на бюджет влияют экономические, политические и социальные факторы.
К экономическим факторам относятся: величина валового внутреннего продукта; величина национального дохода; экономический рост (спад) производства; производительность общественного труда, уровень развития важных отраслей науки и техники; финансовая политика. К социальным факторам — объем и уровень заработной платы различных категорий работников, размер потребительской корзины, сеть больниц; поликлиник; школьных дошкольных учреждений; высших учебных заведений и тому подобное.
К политическим факторам — обеспечение обороноспособности страны, поддержание внутреннего правопорядка; рациональность организации управления государством, эффективность деятельности законодательной и исполнительной власти.
Бюджет в значительной степени влияет на уровень эффективности общественного воспроизводства, поэтому его результативность двоякая: с одной стороны, прямо, путем неэквивалентного перераспределения средств вне связи с законом стоимости, с другой — опосредованно, через различные формы стоимостных отношений, воздействуя на экономические интересы субъектов общества. С помощью бюджета создается такой режим функционирования субъектов общества, экономически побуждает к повышению эффективности их деятельности [10, c. 72].
В бюджете переплетается большой спектр разноуровневых интересов и противоречий. Бюджет достаточно мощной и иногда опасным оружием в руках государственной власти, и объектом борьбы идеологий, научных концепций, политических убеждений, представлений о справедливости. Каждый рубль бюджетных средств должна работать на обеспечение, быть под постоянным контролем, что должно обеспечивать целевое использование бюджетных средств и надлежащее их отдачу [7, c. 66].
Бюджет играет важную роль в обеспечении перераспределения доходов с целью поддержания благоприятного социального климата, социальной защиты населения, социального обеспечения уязвимых его слоев, уменьшение имущественного расслоения граждан, то есть он является важным инструментом перераспределения валового внутреннего продукта для обеспечения социальной справедливости. Повышению роли бюджета в социальных процессах способствует, в частности, формирование нового бюджетного механизма финансирования и регулирования развития образования, здравоохранения, духовного и физического развития, благодаря чему увеличено бюджетное финансирование социальных расходов.
Бюджетное финансирование представляет собой необратимый и бесплатный отпуск средств из государственных и местных бюджетов на выполнение общегосударственных функций и функций муниципальных органов и деятельности бюджетных учреждений и организаций. Каждое отдельное бюджетное предприятие, организация или учреждение получает ассигнования только из одного бюджета. Исключением из общего правила является финансирование незапланированных мероприятий, связанных со стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией потерь от катастроф и т.п. [17, c. 74]
Сущность бюджета как явления, положенного в основу финансовой (бюджетной) деятельности государства и муниципальных образований, также проявляется в функциях, возложенных на бюджет. В функции категории выражаются ее общественное назначение, место и роль в системе отношений. Функции бюджета — назначение бюджета, выражающее его задачи и роль для бюджетной (финансовой) деятельности государства и муниципальных образований. Исходя из различных сторон понимания бюджета, в различные периоды финансово-правовой теории ученые выделяли следующие его функции: регулирующую; распределительную; стабилизирующую; обеспечительную; стимулирующую; контрольную; координирующую [19, c. 28].
Распределительная, стабилизирующая, обеспечительная, стимулирующая — проявляются прежде всего в экономическом, соответственно, материальном, понимании бюджета как фонда денежных средств, поскольку предполагают формирование и использование — распределение — фонда в рамках бюджетных материальных отношений в целях финансирования потребностей общества, что означает обеспечение благами и услугами населения, как следствие, стабилизацию финансово-экономической обстановки, в определенной степени стимулирование производства. Регулирующая, контрольная, координирующая функции обусловлены правовой природой бюджета, выражаясь непосредственно в упорядочивающем значении правового акта о бюджете применительно к бюджетным отношениям на предстоящий период, исполнение которого обеспечивается координацией действий уполномоченных субъектов в рамках процедур, бюджетного процесса, бюджетного контроля.
Кратко очертим смысл указанных функций бюджета в аспекте возможного возникновения бюджетных конфликтов [13].
Государство, обеспечивая функционирование бюджетного устройства, воздействует на экономические процессы посредством упорядочения денежных потоков, в том числе сосредотачивая денежные средства в бюджете в порядке формирования доходов и, наоборот, выделяя денежные средства из бюджета в порядке их распределения и использования в режиме расходов, межбюджетных отношений (распределительная функция бюджета). Это, в свою очередь, способствует финансовой стабилизации, внимательно анализируемой экономистами при оценке качества публичного хозяйствования (стабилизирующая функция бюджета). Стабилизирующая функция состоит в уравновешивающем воздействии бюджета на отношения посредством распределения денежных средств (восполняется недостаток денежных средств, бюджетных услуг у потребителей), что также связано с реализацией обеспечительной функции бюджета.
В свою очередь, стабилизация социально-экономической, политической обстановки в обществе посредством проведения бюджетной политики оказывает стимулирующее воздействие на деятельность различных субъектов (стимулирующая функция бюджета). Стимулированию экономики отвечает осуществление расходов бюджета, например на поддержку промышленности, инфраструктуры и закупку товаров для государственных нужд, активизирующие рыночные сегменты; выделение воздействующих на предпринимательскую сферу субсидий хозяйствующим субъектам, в том числе в рамках целевых программ; предоставление дотаций, оказывающих влияние на экономическое благосостояние населения (дотации — форма вмешательства государства в экономику) и т.д.
Регулирующая функция бюджета имеет правовое содержание: как уже было отмечено, бюджет, будучи утвержден в форме правового акта, устанавливает требования к бюджетным отношениям на предстоящий финансовый период действия бюджета. Более широкое понимание содержания регулирующей функции состоит в упорядочении бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.
Должное осуществление бюджетной деятельности государства и муниципальных образований обеспечивается контрольной функцией бюджета. Контрольную функцию бюджета можно рассматривать в широком и узком смысле. Согласно широкому пониманию контрольного значения бюджета, бюджет отражает финансовую, социально-экономическую обстановку в государстве. Он признается основным «инструментом проверки сбалансированности доходов и расходов экономических субъектов». Кроме того, бюджет используется для оценки уровня и качества социальных услуг, предоставляемых населению. Иными словами, по состоянию доходной части бюджета можно судить об уровне благосостояния населения (при анализе налоговых поступлений), по расходной части бюджета — о стремлении государства финансово обеспечить реализацию своих задач и функций в лице уполномоченных субъектов. Узкое понимание контрольного значения бюджета состоит в том, что функционированию бюджета как фонда денежных средств, исполнению бюджета как правового акта сопутствует бюджетный контроль, процедуры которого являются гарантией должного развития отношений. Бюджетный контроль преследует цель проверки соблюдения принципа законности в бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, скоординированных действий субъектов, наделенных бюджетными полномочиями. Координация действий уполномоченных в бюджетных отношениях субъектов в рамках бюджетного контроля, бюджетного процесса, в свою очередь, подразумевает координирующую функцию бюджета [13].
Следовательно, бюджет, исходя из многостороннего понимания сущности соответствующего явления, подразумевает наделение его определенными функциями, реализация которых способствует достижению целей и задач бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы