Курсовая теория на тему Муниципальные выборы: общая характеристика
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ.. 6
1.1.Предпосылки и история возникновения институтов прямой демократии. 6
1.2.Понятие и формы института непосредственной демократии. 20
ГЛАВА 2. ВЫБОРЫ И ИХ
ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОРМ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ.. 27
2.1. Значение выборов в демократическом государстве. 27
2.2. Реализация
форм непосредственной демократии в местном самоуправлении: общая характеристика. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
БИБЛИОГРАФИЯ.. 36
Введение:
Непосредственная демократия как вид
демократического устройства общественной жизни является сложным социально-политическим
феноменом, который оказывает сильное влияние как на состояние волеизъявлений граждан,
так и на их характер. Отличительной особенностью непосредственной демократии
следует назвать то, что граждане обладают правом и возможностью самостоятельно
выступать как коллективный субъект управления, непосредственно реализуя
полномочия в сфере осуществления публичной власти. Фактически для преодоления
отчуждения граждан от процессов принятия политически значимых решений
используются именно институты непосредственной демократии, которые не только
сглаживают потенциальное социальное напряжение в обществе, но и дают
возможность принять в случае необходимости компромиссное решение.
Рассматривая понятие «институт прямой
демократии» В.Н. Руденко указал, что под ними он понимает совокупность правовых
норм, которые регулируют отношения, складывающиеся между гражданами и представителями
власти, по поводу принятия гражданами в рамках закрепленной в соответствующем
законе компетенции общеобязательных государственно-политических решений,
которые обладают силой публично- волевого решения. С этим определением следует
согласиться, ведь, как правило, под правовыми институтами понимаются
обособленные группы норм права, которые регулируют определенные комплексы
взаимосвязанных однородных отношений. В этой связи следует указать, что
институты конституционного права, в число которых включаются и институты непосредственной
демократии, характеризуются наличием тесной связи с властными отношениями, и поэтому
они обладают двойственной политико- правовой природой. Фактически институты
непосредственной демократии являются одним из видов политико-правовых
институтов, так как нормы права, составляющие сущность этих институтов и
регулирующие соответствующие отношения, на практике отражают процесс выполнения
гражданами властных публичных полномочий.
Объект исследования составляет правовая
база организации и проведения муниципальных выборов.
Предметом исследования выступают правовое
регулирование, организация и технология муниципальных выборов.
Цель данной работы состоит в выявлении
специфики и проблем организации и проведения муниципальных выборов, выработке направления
совершенствования избирательного процесса в муниципальных образованиях.
Данная цель предполагает решение целого ряда
задач:
1. Показать роль муниципальных выборов в системе формирования
муниципальной власти.
2. Охарактеризовать нормативно-правовое обеспечение выборов в местные
органы власти в России.
3. Выделить особенности и проблемы выборов в представительные органы
власти местного самоуправления.
4. Выявить специфику выборов глав муниципальных образований в России.
Вопросы современного состояния избирательной
системы подвергались анализу в работах С. А. Авакьяна, М. В. Баглая, А. А.
Безуглова, А. Н. Кокотова, С. Д. Князева, О. Е. Кутафина, А. Е. Постникова, Ю.
А. Тихомирова и др. Работы этих авторов будут использоваться в качестве
теоретической основы исследования.
Эмпирическую основу
исследования составили материалы избирательной кампании 2020 года в Москве других
регионах России.
Методологической основой исследования стал
диалектический метод научного познания, а также формально-юридический, системно-правовой, логико-теоретический методы и
структурно-функциональный анализ.
Структура
работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования и включает в себя
введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение и
библиографический список.
Заключение:
Непосредственная демократия как вид
демократического устройства общественной жизни является сложным
социально-политическим феноменом, который оказывает сильное влияние как на
состояние волеизъявлений граждан, так и на их характер. Отличительной
особенностью непосредственной демократии следует назвать то, что граждане
обладают правом и возможностью самостоятельно выступать как коллективный
субъект управления, непосредственно реализуя полномочия в сфере осуществления
публичной власти. Фактически для преодоления отчуждения граждан от процессов
принятия политически значимых решений используются именно институты
непосредственной демократии, которые не только сглаживают потенциальное
социальное напряжение в обществе, но и дают возможность принять в случае
необходимости компромиссное решение.
Институты непосредственной демократии способствуют
приданию большей легитимности некоторым принципиально важным политическим
решениям. Кроме того, институты прямой демократии, являющиеся одним из
важнейших элементов механизма согласования государственных интересов и
интересов общества, дают возможность преодолевать политическое отчуждение. Они,
помимо этого, играют роль препятствия для процесса бюрократизации системы
государственного управления, а также способствуют сохранению связей между
избирателями и депутатами и иными выборными должностными лицами, что выражается
в возможности осуществления общественного контроля за их деятельностью.
Наконец, часто институты непосредственной демократии представляют собой
эффективный способ решения многих близких гражданам проблем, особенно в свете
развития информационных технологий и внедрения систем «электронного
правительства» и «электронной демократии». Благодаря рассматриваемым нами
институтам у граждан появляется возможность защищать собственные интересы,
которые в представительных органах могут подменяться групповыми интересами
лоббистов, и эффективно решать возникающие в процессе жизнедеятельности
проблемы.
В современной политико-правовой системе выборы являются институтом,
дающим возможность формировать составы органов публичной власти, а также
замещать выборные должности. Выборы осуществляются органами власти, сходами
граждан, общественными организациями и т.п., и, конечно, гражданами, которые в
силу конституционных норма права обладают избирательными правами. Фактически
выборы выражаются в самостоятельном, свободном и спонтанном отборе кандидатов
избирателями, который осуществляется ими без какого-либо принуждения на основе
их воли и намерения. В настоящее время выборы сохраняют статус важнейшего
компонента современной политики. Выборы как институт, присущий демократическим
политическим системам, являются способом формирования органов, наделенных
властными полномочиями, путем выражения политических предпочтений граждан.
Результатом выборов становится наделение избранных кандидатов и политических
партий властными полномочиями, которые они должны отправлять для достижения
важнейших целей государства и общества.
Важно понимать, что выборы, воспринимаемые в качестве неотъемлемого
элемента демократической политической системы, оказываются под влиянием ее
различных форм и, как правило, могут играть неравноценные роли в ее различных
моделях. Например, в политических системах, которые базируются на
непосредственной демократии, значимость выборов относительно низка несмотря на
то, что граждане принимают непосредственное участие в процессах подготовки и
принятия ключевых государственных решений. В подобных обстоятельствах
политическая значимость института выборов снижается вследствие того, что
публичные полномочия избранных кандидатов достаточно сильно ограничены.
Рассмотренные нами выше функции выборов выполняются эффективно только
в демократических государствах. Важно, чтобы и сами выборы имели
демократическую организацию. Выборы изначально были призваны служить
демократическим ценностям, что выражается в их неразрывной связи. Главное
социальное назначение выборов заключается в адекватном отражении мнения и воли
граждан, в обеспечении представительства основных социальных групп в органах
власти и управления, а также в формировании эффективного правительства.
На современном этапе развитие института прямой демократии в
европейских странах связано с тем, что мир вступил в цифровую эпоху. И в рамках
динамично складывающегося информационного общества демократические идеи могут
обрести новое звучание. Так, в настоящее время ведутся теоретические
исследования феномена электронной демократии, которые отражаются в появлении
концепций кибердемократии. Вероятно, прямая демократия в информационном
обществе будет существовать в ограниченных формах, адаптированных к системе
представительного правления. В целом, в большинстве своем внедряемые в
политическую систему на современном этапе информационные технологии
предназначены для совершенствования представительной демократии (на практике
эти технологии позволяют создавать новые каналы обратной связи между
государственными органами и гражданами, облегчают гражданам доступ к информации
и повышают прозрачность осуществления политико-публичных полномочий).
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ
1.1.Предпосылки и
история возникновения институтов прямой демократии
Выборы — это процедура избрания
кого-либо путём открытого или тайного голосования. Выборы — одна из
наиболее распространенных форм участия граждан в общественно-политической жизни
страны, важный институт функционирования политической системы и политического
режима, их легитимности.
Согласно Конституции РФ, граждане России имеют право избирать
других, быть самим избранными, как в органы государственной власти, так и в
органы местного самоуправления; они могут участвовать в референдуме. Более
детально данное право закрепляется Законами № 67-ФЗ (ст. 4)[1] и № 131-ФЗ
(ст.ст. 3, 22, 23)[2].
В соответствии со ст. 23 Закона № 131-ФЗ, «муниципальные выборы проводятся в
целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления,
выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и
прямого избирательного права при тайном голосовании».
Право избирать и право быть избранным гарантируется избирательным
законодательством. Никто не имеет право принуждать избирателей голосовать за
того или иного кандидата. Это выбор каждого и только его выбор. Урегулированная
нормами права деятельность соответствующих субъектов по подготовке и проведении
выборов это избирательный процесс. Процесс состоит из стадий. Стадии
избирательного процесса – это этапы, по которым организуются и проходят выборы.
Выборы являются свободными, добровольными, обязательными, гласными и периодичными.
В зависимости от уровня выборов, определяемого территорией их
проведения, выделяют: федеральные, региональные и муниципальные. В зависимости
от основания назначения выборов бывают:
— очередные ;
— досрочные;
— дополнительные;
— повторные;
— совмещенные.
Так же не следует путать повторные выборы и повторное голосование,
которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не
набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает
проведение второго тура выборов.
Выборы проходят в несколько этапов: организация, назначение
выборов составление списков избирателей; образование избирательных округов,
избирательных участков; образование, организация деятельности избирательных
комиссий; выдвижение кандидатов, их регистрация; организация голосования; подсчет
голосов установление результатов выборов.
Совершенно очевидно, что выборы необходимы для формирования, как
органов государственного управления, так и местного самоуправления. Одной из
наиболее важных задач населения является выбор органов местного самоуправления
так как именно от того кто будет руководить и представлять интересы граждан
муниципалитета зависит развитие района. Свое волеизъявление местные жители
выражают на муниципальных выборах.
Самое важное-это выбор главы
государства. Конституционно-правовой статус главы
государства определяется его функциями и полномочиями, а также правами и
обязанностями. В этой связи статус Президента Российской Федерации официально
закреплен и определен статьей 80 Конституции Российской Федерации.
Как следует из анализа статьи 80
Конституции, президент является главой государства и выступает в качестве
гаранта Конституции.
Президент Российской Федерации в
качестве главы государства не относится ни к одной из ветвей власти. Ни к
законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной. Вместе с тем, должность
президента занимает особое и исключительное место в системе высших органов
государственной власти.
Особая должность главы государства
проявляется в конституционно-закрепленных за ним функциях.
В частности, Президенту посвящена Глава
4 Конституции, а также и ряд других глав. При этом следует отметить, что
какого-либо специального действующего закона, регулирующего деятельность
Президента РФ вне конституционных норм, не существует. Президент Российской Федерации согласно
с правилами, установленными Конституцией Российской Федерации и иными
нормативными правовыми актами, конкретизирующими эти положения, реализует
следующие основные виды деятельности:
—
Президент обеспечивает стабильность действующего конституционного строя;
—
обеспечивает скоординированное взаимодействие между органами государственной
власти на территории всего государства;
—
выступает в качестве гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод
человека и гражданина;
—
реализует принятие мер, направленных на защиту суверенитета, независимости и
государственной целостности России;
—
определяет ключевые направления внутренней и внешней политики государства;
—
является официальным представителем государства внутри страны и на
международном уровне. [1] Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации: [федер. закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 28.12.2016)] // СПС
Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения 19.10.2016). [2] Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации: [федер. закон от 06.10.2003 N
131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) ] // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения 19.10.2020).